Избирательная кампания и ее основные этапы
Стабильная избирательная система позволяет проводить всеобщие выборы в стране, в ходе которых выявляется расстановка политических сил, определяется степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам. Все это проявляется в ходе избирательного процесса, который предполагает проведение избирательной кампании. Избирательная кампания позволяет реализовать основные демократические принципы избирательного права. Эти принципы включают следующие характеристики:
· всеобщность выборов – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) право на участие в выборах;
· равенство возможностей – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства – количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место;
· равное избирательное право – в законодательный орган избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общее электоральное решение. В США считается приемлемым, если на выборах в конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%.в России в соответствии с федеральным законом по выборам депутатов Госдумы допускается различие в избирательных округах в пределах одного субъекта Федерации в 20%, а в труднодоступных и отделенных районов – 30%;
· тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому – либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от опасений возможных преследований, а также подкупа. Тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны;
· прямое(непосредственное) голосование – избиратели прямо (без посредников, делегатов или представителей) избирают членов парламента, президента, представителей других органов политической власти. Между избирателями и кандидатами нет каких – либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов.
Таким образом, общие принципы избирательного права определяют статус, положение каждого гражданина на выборах.
В ходе избирательной кампании необходимо также выделить конкретные принципы организации и проведения выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные условия и процедуры их демократичности. К ним относятся:
· свобода выборов, она означает отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов;
· наличие выбора альтернативных кандидатов. Сам термин «выбор» предполагает отбор из различных предложений. Если есть лишь один кандидат (или одна партия), речь может идти о его (ее) одобрении и неодобрении избирателями, а не о выборе в полном смысле этого слова. В нормальных условиях политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов – важный показатель демократизма выборов;
· состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы. «Политическая истина» должна рождаться в электоральном споре за властные позиции в государстве, но данный спор, чрезмерная острота политической конкуренции «сдерживаются» этическими нормами, не допускающими взаимных оскорблений, фальсификаций, давления извне;
· периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять свои конструктивные функции, служить инструментом демократии лишь в том случае, когда носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства;
· равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. На это направлены такие меры, как установление максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио. Реализация на практике равенства возможностей – пожалуй, наиболее часто нарушаемый на выборах принцип, что в большей или меньшей степени искажает их результаты и демократический характер.
В конкретно-практическом плане избирательная кампания делится на несколько этапов. К ним относятся: 1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационное мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и подведение итогов выборов.
Подготовительный этап определяется той конкретно-политической средой, в которой протекают выборы. Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс в целом. Параметрами данной среды являются:
· наличие в обществе согласованного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий и граждан уважать результаты выборов. Если в выборах видят не средство примирения и нахождения баланса политического влияния, а орудие укрепления своего господства и принуждения конкурентов к повиновению, то в таких случаях свободные выборы практически невозможны;
· уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободными, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе царила атмосфера уважения личности, воли большинства и прав меньшинства;
· гражданская зрелость избирателей. Она предполагает знание назначения и процедур выборов, программ политических партий и кандидатов. Просвещенность избирателей обеспечивает сознательность и компетентность решений, без которых невозможно волеизъявление народа;
· демократический характер регистрации избирателей. Это означает прежде всего отсутствие любого рода дискриминации: по национальному, расовому, имущественному или какому-либо другому признаку. Точность и полнота списков избирателей, а также наличие документов, позволяющих идентифицировать каждого человека, предотвращают возможность фальсификаций с помощью лишения одних людей права голоса и многократного голосования других;
· демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий. Для проведения свободных выборов крайне важно, чтобы все признающие конституцию страны партии имели возможность регистрации, выдвижения депутатов и предвыборной борьбы. Удержать партии от нарушений закона и этических норм и тем самым укрепить общую атмосферу доверия помогают межпартийные соглашения об этике поведения партий, для контроля над соблюдением которых обычно создаются специальные комиссии, представляющие всех участников избирательного процесса:
· формирование независимых, беспристрастных и компетентных избирательных комиссий. Их функции разнообразны: правильное толкование избирательного закона, определение правил и процедур проведения выборов, организация избирательных участков, проверка подлинности собранных в поддержку кандидатов подписей, регистрация избирателей и кандидатов, подготовка предвыборных материалов и подбор аппарата, необходимого для проведения выборов и др. Беспристрастность и независимость членов избирательных комиссий призвано гарантировать их наделение особыми правами и иммунитетом, как это имеет место у судей. Избирательные комиссии могут оказывать большое влияние на протекание и характер выборов, в том числе служить инструментом их фальсификации;
· создание эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами избирательных комиссий. Эффективность судебного контроля за выборами предусматривает суровые санкции за противоправные действия: тюремное заключение, штрафы, отмену регистрации кандидатов или партий и т.п.
Вторым этапом избирательной кампании является выдвижение кандидатов и партий. Существуют разные способы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взноса или денежного залога; 3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные), а также от особенностей избирательного закона страны. В одних государствах требуется миллион и более подписей (Россия), в других для формальной регистрации в качестве кандидата достаточно подать личное заявление (Великобритания), подписанное несколькими избирателями. Большое число подписей, а также короткий срок их сбора могут служить серьезным препятствием для претендентов, представляющих малообеспеченные слои населения, обычно не обладающих большими финансовыми, информационными и организационными ресурсами. Стадия выдвижения депутатов непосредственно определяют возможности и диапазон электорального выбора. Известно немало примеров (государств, образовавшихся после распада СССР), когда власть имущие отсеивали неугодных кандидатов еще на этапе их выдвижения, оставляя в списках для голосования лишь «своих людей». В таких случаях создается лишь иллюзия выбора, а само народное волеизъявление превращается в фарс.
Третий этап связан с развертыванием агитационно-пропагандистской кампании, которая начинается после выдвижения кандидатов и их регистрацией. На данном этапе наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают возможность убеждать избирателей в своих преимуществах (мы самые лучшие!) с помощью СМИ, рекламы наглядной агитации и непосредственно личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами. Данная кампания оказывает большое влияние на решение избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание.
Современные предвыборные кампании обычно ведутся в соответствии с научными рекомендациями по четко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет. Главное условие демократической агитационной кампании – примерное равенство или хотя бы справедливое распределение ее ресурсов среди всех основных конкурентов. Это предполагает выравнивание избирательных фондов с помощью государственного финансирования, ограничения частных взносов, запрета поступлений со стороны корпораций и иностранных граждан, а также с помощью других денежных средств. Важно обеспечение приблизительно равного доступа к СМИ, особенно электронным – без этого выборы превращаются в инструмент манипулирования. Необходим строгий запрет использовать государственные средства для получения преимуществ на выборах.
Четвертый этап – голосование и подведение его итогов – кульминационный этап всей избирательной кампании. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти. Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия начинает подсчет его результатов. Между этими двумя процедурами не должно быть перерыва или задержки подсчета голосов, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата и др. Нарушения имеют место как парламентских, так и на президентских выборах. Особенно это характерно для президентских выборов в России в 1996 г., в тоже время особых нарушений не было в ходе выборов в государственную Думу пятого созыва 2 декабря 2007 г.
Динамика итогов выборов в Государственную Думу третьего, четвертого и пятого созывов показана в таблице:
Партии и объединения | 1999 г. | 2003 г. | 2007 г. |
(процент голосов) | |||
КПРФ | 24,29 | 12,61 | 11,6 |
Единство «Единая Россия» | 23,32 | 37,57 | 64,2 |
ОВР (Отечество – вся Россия) | 13,33 | –– | –– |
СПС (союз правых сил) | 8,52 | –– | –– |
ЛДПР | 5,98 | 11,45 | 8,2 |
«Яблоко» | 5,93 | –– | –– |
Блок «Родина» | –– | 9,02 | –– |
Справедливая Россия | –– | –– | 7,8 |
Активность избирателей в среднем по России составила 63%. Но разброс явки по стране велик – 53,0% в Самарской области и 99,9% - в Чечне. Однако на местных выборах в ряде регионов России активность не превышает 25% от общего числа избирателей. Не участвующие в выборах граждане выражают через абсентеизм определенный политический протест. Такой протест с социологической точки зрения может служить мерой измерения степени политического отчуждения, существующего между властью и народом. Чем выше доля не участвующих в выборах, тем выше степень политического отчуждения.