Локальные бои в нейтральной зоне после Минска-2
После заключения соглашения Минска-2 стороны конфликта не рисковали пересекать границы определенные соглашением Минск-2 и развернули тактические локальные бои в нейтральной зоне с неопределенным статусом в Марьинке, Широкино и в промзоне у Авдеевки стремясь улучшить свой огневой контроль за дорогами, которые проходят вдоль линии фронта. Продолжились взаимные обстрелы, одно существенно с меньшей эффективностью и меньшим калибром артиллерии. Практически перестали применяться сторонами системы реактивного залпового огня. Несмотря на несогласие радикальных элементов с обеих сторон конфликта Петр Порошенко и руководители сепаратистов официально заявили об желании соблюдать Минские Соглашения и об отсутствии «военного решения» конфликта. Летом 2016 наблюдается рост активности взаимообстрелов и локальных боев, наиболее интенсивной горячей точкой остается так называемая «Донецкая дуга» Марьинка — Авдеевка — Пески.
Потери сторон
По данным ООН на 23 марта 2016 года, жертвами конфликта на Украине стали 30 346 человек: более 9 тысяч были убиты и более 21 тысячи — ранены. Количество беженцев превысило 2,3 млн человек (внутренне перемещённые лица — 1 381 953, бежавшие в другие страны — 922 651). Большая часть беженцев переселилась в Россию и Беларусь — 765,6 и 81,6 тыс. человек соответственно. 4603 человека обратилась за убежищем в Германию, 3700 — в Польшу, 2956 — в Италию, 1962 — в Швецию, 1762 — во Францию, 200 — в Молдавию, 60 — в Румынию и Венгрию, 20 — в Словакию. Как говорится в докладе мониторинговой миссии ООН за соблюдением прав человека на Украине, опубликованном 9 декабря 2015 года, с начала конфликта погибли по меньшей мере 9098 человек, еще 20 732 человека получили ранения. Газета Frankfurter Allgemeine 8 февраля 2015 года, ссылаясь на неназванные источники в военных кругах, сообщила о 50000 погибших человек в ходе конфликта. 28 апреля 2016 года помощник генерального секретаря ООН по политическим вопросам Тайе-Брук Зерихун, сообщил на заседании Совета безопасности ООН в Нью-Йорке, что с начала конфликта 9 тысяч 333 человека погибли, и около 21 тысячи 400 человек получили ранения.
Потери украинской стороны
Согласно интервью Петра Порошенко Первому национальному телеканалу, по состоянию на 9 марта 2015 года погибло 1549 украинских силовиков. Начальник главного управления Генерального штаба Вооруженных сил Украины Игорь Воронченко заявил, что потери ВСУ с начала проведения военной операции составили 1915 человек. Согласно же книге памяти на 1 марта 2016 года потери всех правительственных формирований составили 2870 погибших. Также, согласно официальной информации СНБО и Генштаба украинской армии на начало марта 2015 года, 6226 военных получили ранения, 968 единиц бронетехники было потеряно.
По данным Ирины Геращенко (уполномоченная президента Украины по урегулированию конфликта в Донбассе), опубликованным 19 сентября, около 2,4 тысяч военных и гражданских лиц числятся в списках пленных и пропавших без вести в Донбассе. Пресс-служба Министерства обороны Украины сообщило со ссылкой на данные сайта «Книга пам’яті загиблих», созданного при поддержке Национального военно-исторического музея Украины и Украинского института национальной памяти, что за время проведения АТО в период до 1 февраля 2015 года погибло 1750 украинских военных.
29 февраля 2016 года МИД Украины сделал официальное заявление о выполнении Минских договоренностей. В нём сообщается, что с момента начала войны погибло более 2600 украинских военнослужащих и более 9000 получили ранения. 11 июня 2016 года заместитель генерального прокурора Украины – главный военный прокурор Анатолий Матиос сообщил прессе, что небоевые потери украинской армии за два года конфликта составили 1294 военнослужащих, из них 405 умерли по причине болезни. Следует также учесть, что ещё в начале вооружённого конфликта на востоке Украины в украинских СМИ была поставлена под сомнение оглашаемая в Киеве официальная статистика потерь, поскольку в неё заносятся только потери личного состава ВСУ и МВД, но не учитываются потери Нацгвардии и добровольческих батальонов. 6 августа 2014 года спикер парламента Новороссии Олег Царёв заявил о том, что, по его мнению, руководство Украины занижает число военных потерь в 2-2,5 раза. 19 августа в правозащитной организации «Солдатские матери Украины» заявили о преднамеренном сокрытии украинскими властями настоящих военных потерь в зоне силовой операции на востоке страны. По её мнению, согласно секретному распоряжению СНБО в учёт потерь заносят только военных, в то время как «количество убитых милиционеров, пограничников, военных из СБУ, нацгвардейцев и добровольцев из территориальных батальонов засекречивают». По данным матерей солдат «только в одном Славянске потери исчислялись сотнями». Она также заявила, что после отступления повстанцев, пришедшие украинские военные «тела всех убитых свалили в яму и просто засыпали экскаватором, сказав журналистам, что это „массовое захоронение“ убитых повстанцами местных жителей». По данным правозащитной организации «в последние недели ежедневно гибнет от 40 до 60 военнослужащих», а также говорит, что в настоящее время на станции «Купянск-Узловая» «стоят в тупике четыре вагона-рефрижератора с телами наших военных, которые освобождали Луганскую область», к которым «не допускают, даже железнодорожников», а милиция говорит, что в них «секретный военный груз». Также она указывает, что в Донецкую область 17 июля «были отправлены шесть вагонов-рефрижераторов для вывоза тел погибших».
Эксперты ООН пришли к выводу, что официальные данные о количестве погибших и пострадавших в боях в Донбассе украинских военных являются «неточными и противоречивыми». На это указывается в отчёте о результатах работы мониторинговой миссии ООН на Украине. «Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине и ВОЗ считают, что данные о количестве погибших украинских военных, гражданских и членов вооружённых группировок занижались на протяжении всего периода проведения антитеррористической операции», — говорится в отчёте. В качестве примера указывается на тот факт, что СНБО сообщил о 151 погибшем в период с 24 августа по 12 сентября, в то время как в Минобороны заявили, что только в районе Иловайска и некоторых других мест наиболее интенсивных боев погиб 181 боец сил АТО. «Уровень занижения военных потерь правительством можно заметить, сравнивая данные о раненых, предоставленные СНБО (3277) с числом военнослужащих, лечившихся в основных военных и гражданских лечебных учреждениях, расположенных в ближайших к боевым действиям областях — Днепропетровской, Харьковской и Запорожской. Их количество составляло не менее 4800 человек (…)», — говорится в отчёте. Кроме того, некоторые военные с лёгкими ранениями получили медицинскую помощь прямо на поле боя, а поэтому, вероятно, не учитывались в официальных отчётах, отмечают эксперты. Настоящее число раненых может вдвое превышать официально озвученную цифру, считают они. 18 апреля 2015 года в посёлке Кушугум в Запорожской области установлен памятный крест неизвестному солдату. Крест установлен на кладбище где производились захоронения неопознанных солдат. В панихиде при установке креста приняли участие представители всех основных конфессий Украины. Планируется создание мемориала неизвестного солдата на данном месте.
Дезертирство
По словам главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса к марту 2015 года военная прокуратура завела 17 тысяч дел по факту дезертирства из вооружённых сил. В августе 2015 года А. Матиос также констатировал наличие случаев массового дезертирства. По его словам был составлен список, в котором числилось 5 тысяч украинских правоохранителей и около 3 тысяч военных, которые перешли на сторону противника.
Экономические и гуманитарные последствия
Вооружённый конфликт на востоке Украины привёл к значительным разрушениям гражданской инфраструктуры и сотням тысяч беженцев. В ЛНР в сентябре были установлены размеры «государственных пенсий для граждан ЛНР»: для пенсионеров и инвалидов I группы — 1800 гривен, для инвалидов II группы — 1620 гривен, для инвалидов III группы — 900 гривен. В ноябре были обнародованы данные о том, что выплаты получили 108 000 жителей Луганска из примерно 300 000 пенсионеров на территории контролируемой повстанцами. Жители других городов Луганской области остались без пенсий и несколько раз даже выходили на стихийные митинги. В сентябре и октябре пенсионеры протестовали в Стаханове и Ровеньках. По данным некоторых СМИ, в Брянке и Свердловске митингующих разогнали боевики, применив огнестрельное оружие.
Как сообщило 4 октября 2014 года ИТАР-ТАСС со ссылкой на комитет ДНР по делам беженцев и военнопленных, на территории ДНР с начала боевых действий пропали без вести не менее 1300 человек. В ноябре 2014 года украинское правительство прекратило выплачивать пенсии в 30 городах и районах Донбасса. Самопровозглашенная республика ЛНР обратилась к президенту и правительству Украины с требованием и дальше выплачивать пенсии жителям территорий, находящихся под контролем повстанцев.
В июле 2014 года падение промышленного производства в Луганской и Донецкой областях произошло соответственно на 40 % и 10,7 % за месяц, показав в августе ещё более гораздо худший результат. Всего в 2014 году в Донецке и Луганске производство упало на 32 % и 42 % соответственно. Как отмечает МВФ, в основном из-за конфликта на востоке экономика Украины в 2014 году сократилась на 7-7,5 %. По заявлению Петра Порошенко в начале марта 2015 года, около четверти промышленности страны остановлено, десятая часть разрушена. По данным ООН на 10 июля 2015 года — в зоне конфликта проживает 3,2 миллиона человек. Количество внутренне перемещенных лиц составляет 1 381 953 человека, а 922 651 получили убежище в других странах (из них более 600 тысяч человек остались в России на постоянное жительство. По данным ООН с середины апреля 2014 года по 27 июля 2015 года погибли по крайней мере 6832 человека (гражданских и военных) и по меньшей мере 17087 человек были ранены в зоне конфликта. Как отмечается в обзоре международного рейтингового агентства Moody’s в сентябре 2015 года, война повлекла за собой «потери тысяч жизней и значительного индустриального потенциала». В мае 2016 года появился отчёт управления комиссара ООН по правам человека, в котором описывается гуманитарная ситуация на Украине. Особое внимание уделено систематическим и массовым применениям пыток со стороны Службы безопасности Украины. Помимо этого в отчёте отмечается использование украинскими спецслужбами секретных мест заключения в которых заключенные подвергаются издевательствам и унижениям.
Международная реакция
Вооружённый конфликт на востоке Украины вызвал широкий международный резонанс. Реакция государств и организаций включила в себя значительный спектр дипломатических инструментов — от принятия осуждающих резолюций до введения санкций и поставок снаряжения обеим сторонам конфликта. В своём седьмом докладе по ситуации на Украине мониторинговая миссия Управления Верховного комиссара ООН по правам человека сообщила об участии военнослужащих из России в вооружённом конфликте на востоке Украины. В восьмом докладе по ситуации на Украине мониторинговая миссия Управления Верховного комиссара ООН по правам человека указала на участие в конфликте иностранных бойцов, а также то, что в некоторых из бойцов власти Украины опознали российских военнослужащих.
Международное сообщество предпринимает попытки решить конфликт дипломатическими методами посредством международных консультаций, посреднических и многосторонних встреч и переговоров. В частности, необходимо отметить:
· Женевское заявление по Украине, подписанное 17 апреля 2014 года в Женеве представителями США, России, ЕС и Украины.
· Встречи контактной группы по Украине представителей Украины, России и ОБСЕ, результатом которых, в частности, стал Минский протокол от 5 сентября 2014 года.
· Встречи «нормандской четвёрки» — лидеров Германии, Франции, Украины и России, результатом которых стало Второе минское соглашение от 12 февраля 2015 года.
Уголовное преследование иностранных добровольцев
По возвращению в родные государства иностранные участники конфликта на Украине иногда подвергаются уголовному преследованию в рамках норм национального права. Законодательство ряда стран предусматривает уголовную ответственность даже за безвозмездное участие в конфликте на территории другого государства.
· Казахстан. В Казахстане статья Уголовного кодекса «Участие в вооруженном конфликте на территории иностранного государства» предусматривает до 7 лет лишения свободы. В декабре 2014 года в Казахстане был арестован доброволец Вдовенко, вернувшийся из Донбасса (осужден на 5 лет строгого режима), в феврале 2015 года в Костанае суд взял под стражу ещё двоих. В августе 2015 года житель Усть-Каменогорска, раненый в Донбассе (он отрицал своё непосредственное участие в боях) получил в Казахстане три года лишения свободы условно.
· Сербия. В 2014 году в Сербии была введена ответственность за аналогичное деяние — от полугода до 6 лет лишения свободы для одиночки, до 8 лет лишения свободы для члена организованной группы. К середине июля 2015 года в Сербии были осуждены восемь добровольцев из Донбасса — им дали от 3 до 5 лет условно.
· Черногория. В свою очередь Черногория также ввела уголовную ответственность за участие лиц, постоянно проживающих на её территории, в боевых действиях в других странах. Данные нормы были применены в отношении добровольцев, воевавших на стороне самопровозглашённых ДНР и ЛНР.
· Россия. В России в 2014 году создана правовая база, позволяющая привлекать за безвозмездное участие в боях на территории другого государства. А именно была изменена формулировка части 2 статьи 208 УК РФ, которая стала звучать так: «участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет» (наказание строже, чем за платное участие — наёмничество). Однако, из числа российских граждан за участие в конфликте на Украине уголовное дело было возбуждено только в отношении воевавшего на стороне Киева Р. Железнова (в октябре 2014 года по ч. 3 ст. 359 УК РФ Участие наемника в вооруженном конфликте).
· Белоруссия. Председатель КГБ Белоруссии Валерий Вакульчик неоднократно заявлял, что белорусов, воевавших на Украине, если докажут их вину, будут привлекать к ответственности по статье «Наёмничество» (от трёх до семи лет). Всего в Белоруссию вернулось из Донбасса, по данным МВД РБ, около 170 человек, воевавших на стороне ЛНР и ДНР, но по данным на ноябрь 2015 года ни одного уголовного дела против них в Белоруссии не было возбуждено. Из числа тех, кто воевал на стороне Киева, уголовное дело за наёмничество на ноябрь 2015 года было возбуждено только в отношении В. Парфенкова. Президент Белоруссии А. Лукашенко также обещал привлечь к уголовной ответственности белорусских добровольцев. Затем преследование добровольцев активизировалось. В декабре 2015 года МВД республики передало в Следственный комитет материалы на 12 участников боевых действий. В марте 2016 года МВД Белоруссии заявило о заведении 135 уголовных дел в отношении белорусов воевавших на Украине как на стороне повстанцев, так и на стороне властей Украины. В начале апреля 2016 года глава МВД Белоруссии привел уже другие цифры — милиция передала в Следственный комитет 28 материалов на 130 человек (три четверти из них воевали за ЛНР и ДНР). Были ли случаи осуждения по этим материалам, белорусский министр не сообщил. В белорусском уголовном праве до апреля 2016 года наказанию формально подлежали не все добровольцы, а только те, кто воевал за деньги, то есть наёмники. В апреле 2016 года в уголовный кодекс Белоруссии были включены статьи, карающие за бескорыстное участие гражданина Белоруссии (или лица без гражданства, проживающего в Белоруссии) «на территории иностранного государства в вооруженном формировании одной из противоборствующих сторон, а равно участие в вооруженном конфликте, военных действиях без уполномочия государства». За это предусмотрено довольно мягкое (по сравнению с российским уголовным кодексом) наказание —ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы от 2 до 5 лет. Гораздо более суровое наказание апрельские изменения в Уголовный кодекс предусматривают в отношении лиц, виновных в подготовке, вербовке, обучении или финансировании таких добровольцев — от 5 до 10 лет лишения свободы. На май 2016 года известно только об одном приговоре, вынесенном белорусским судом лицу, воевавшему на Донбассе: 5 лет лишения свободы получил воевавший на стороне официальных украинских властей гражданин Белоруссии Т. Аватаров. Но осудили его не за участие в боевых действиях, а за незаконное приобретение взрывчатки и перевозку её через границу.
· Германия. Хотя граждане Германии за участие в этом конфликте не несут уголовную ответственность, но могут привлекаться за «создание террористического объединения».
· Эстония выдала Украине в 2016 году для уголовного преследования своего гражданина В. Полякова, которого украинские власти обвинили в участии в боевых действиях на стороне ЛНР.
Правовая квалификация
Единой правовой оценки конфликта на востоке Украины не существует. Так, Amnesty International напрямую заявляет об участии российских военнослужащих в военных действиях. Такой же оценки придерживается Государственный департамент США и Министерство обороны. При этом Human Rights Watch рассматривает конфликт на востоке Украины как вооруженный конфликт немеждународного характера. Лаури Бланк, профессор права университета Эмори, утверждает, что при определенных обстоятельствах конфликт может быть признан международным. Профессор права Университета Святого Томаса Роберт Делаханти утверждает, что агрессия Российской Федерации против Украины началась ещё с Крымских событий. Американский журналист Нолан Петерсон, в прошлом военный, издал статью под названием «В Украине не гражданская война, а вторжение». Тем не менее, профессор политологии Люблянского университета Антон Беблер отметил, что в отличие от Крыма на территории восточной Украины еще никто не зафиксировал присутствия подразделений регулярных российских вооружённых сил.
Российские юристы и правоведы признают конфликт на востоке Украины вооруженным конфликтом немеждународного характера, хотя необходимо отметить, что большого внимания данный вопрос в литературе не получил. Так, российские ученые, в частности Котляров, предпочитают концентрироваться на военных преступлениях, совершенных в ходе конфликта, нежели на его квалификации. Однако, некоторые российские ученые, в частности Саврыга, утверждают, что если оставить в стороне вопрос о непосредственном участии российских войск в конфликте, то он все равно может быть признан международным, если будет доказано, что Российская Федерация осуществляла над вооруженными формированиями ЛНР и ДНР «эффективный контроль». Также он утверждает, что даже общая помощь повстанцам может быть достаточной для квалификации конфликта в качестве международного, однако в таком случае Российская Федерация не будет признана ответственной за действия повстанцев (к которому, однако, будут применяться более строгие правила, действующие в международных конфликтах) и её действия не будут составлять акта агрессии, так как такая квалификация в соответствии с решением МТБЮ возможна исключительно из гуманитарных соображений. Также Саврыга отмечает, что в существующем международном правопорядке даже при установлении факта российской агрессии Украина не сможет добиться никаких юридически обязывающих мер международного права против Российской Федерации.