Отаденсне-не-о ней ватэй (О-Ш-йе-попе-пе-о па \уа'-1а), или благодарение клену 1 страница
ЭТНОГРАФИЧ ЕСК АЯ БИБЛИОТЕКА
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Ю. В. Бромлей (председатель)
В. И. Басилов (зам. председателя)
С. И. Брук (зам. председателя)
Б. Н. Путилов (зам. председателя)
Б. Г. Гершкович (ученый секретарь)
Г. М. Бонгард-Левин
Н. А. Бутинов
О. К. Дрейер
И. С. Кон
Д. А. Ольдерогге
Ю. И. Семенов
В. К. Соколова
С. А. Токарев
С. С. Целыгакер
\
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Л. Г. Морган
МОСКВА 1983 |
ЛИГА ХОДЕНОСАУНИ, ИЛИ ИРОКЕЗОВ
902.7 М79
ЬБАООЕ ОГ ТНЕ НО-БЕ'-МО-5А11-КЕЕ, 1НОдЦ013 Ъу Ьетв Н. Могдап Кос11ез1ег. 1851
Ответственные редакторы
Ю. П. АВЕРКИЕВА и Н. Б. ТЕР-АКОПЯН
Перевод с английского
Е. Э. БЛОМКВИСТ
Послесловие и примечания Н. Б. ТЕР-АКОПЯИА
198З г.
ОО4127368
М- |
КБ-7-60-83 |
. 050800000-186. 013(02)-83
© Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР и Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» начинают издание новой серии книг — «Этнографическая библиотека».
В серии «Этнографическая библиотека» будут публиковаться лучшие работы отечественных и зарубежных этнографов, оказавшие большое влияние на развитие этнографической науки и сохраняющие по нынешний день свое важное теоретическое и методическое значение. В состав серии включаются произведения, в которых на этнографических материалах освещены закономерности жизни человеческих обществ на том или ином историческом этапе, рассмотрены крупные проблемы общей этнографии. Так как неотъемлемой задачей науки о народах является постоянное пополнение фактических данных, а глубина те.орети-ческих обобщений зависит от достоверности и детальности фактического материала, то в «Этнографической библиотеке» найдут также свое место работы описательного характера, и сейчас представляющие интерес благодаря уникальности содержащихся в них сведений и важности методических принципов, положенных в основу полевых исследований.
Серия рассчитана на широкий круг специалистов в области общественных наук, а также на преподавателей и студентов высших учебных заведений.
Серия открывается изданием двух книг: работы Лыоиса Генри Моргана «Лига ходеносауни, или ирокезов», вышедшей в свет в 1851 г., сыгравшей боль, шую роль в становлении учения о родовой организации как форме социального устройства на ранних этапах человеческой истории и ныне впервые предлагаемой читателю в русском переводе, а также известного труда французского этнографа и философа Клода Леви-Строса «Структурная антропология», в котором изложены некоторые основные принципы структурного метода в этнографической науке.
Ближайшие планы редколлегии предполагают издание ряда трудов русских, советских и зарубежных этнографов. Среди них следует назвать впервые переведенную с немецкого издания 1884 г. книгу выдающегося русского ученого, исследователя тюркских языков и этнографии академика В. В. Радлова (1837'—1918) «Из Сибири»; также известный ранее лишь по немецкому изданию
1927 г. и впервые переведенный на русский язык труд виднейшего русского и советского этнографа чл.-корр. АИ СССР Д. К. Зеленина (1878—1954) «Русская (восточнославянская) этнография»; сборник работ одного из крупнейших исследователей первобытной религии и этнографа-сибиреведа, чл.-корр. Российской Академии наук Л. Я. Штернберга (1861—1927); сборник статей известной американской исследовательницы, этнографа-теоретика Маргарет Мид (1901-1979).
Информация о дальнейших планах редколлегии будет публиковаться в очередных томах серии по мере подготовки к изданию новых книг «Этнографической библиотеки».
мнда» "с» тня .гщнг тов
Титульный лист первого издания «Лиги ходеносаунж, или ирокезов»
Индианка сенека в костюме ирокезов (Оа~ЬаК-по)
Индеец сенека в костюме ирокезов (Ва-аЬ-(!е-а)
На-за-по-ап '-и а, Хасэйноэйндэю (Эли С. Паркеру),
индейцу-сенека,
посвящается этот труд, материалы которого являются плодом наших совместных изысканий, в знак признательности за помощь и как свидетельство дружбы автора
ПРЕДИСЛОВИЕ
Причиной, вызвавшей к жизни этот труд, явилось желание способствовать более гуманному отношению к индейцам, которое основывалось бы на более правильном понимании их гражданских и домашних институтов и их способностей к дальнейшему развитию.
Современные ирокезы, потомки той одаренной расы, которая некогда держала под своим владычеством прекраснейшие районы нашей республики, живут сейчас в пределах наших границ в качестве зависимых наций 2, подчиненных опеке и наблюдению народа, вытеснившего их отцов. Их численность, обстоятельства их прошлой истории и настоящего положения и особенно их взаимоотношения с населением нашего штата 3 наводят на многие серьезные вопросы, касающиеся их будущей судьбы.
Рожденные под несчастливой звездой, унаследовавшие немало несправедливостей, они оказались неспособными самостоятельно избегнуть многосложных трудностей, ускоряющих их упадок: В довершение этих неблагоприятных влияний общественная оценка индейцев, покоящаяся на недостаточном знании их характера и всегда носящая оттенок предрассудка, совершенно несправедлива.
Настало время, когда надо отбросить все старые антипатии, все унаследованные предрассудки и, ознакомившись ближе с их общественной жизнью, положением и нуждами, заново переоценить наш долг по отношению к ним. Несмотря на трудности, препятствовавшие их прогрессу, на темноту, в которой они пребывали, и всеобщее равнодушие к их благополучию, они постепенно преодолели многие пороки, присущие их социальной системе, и поднялись до значительной степени благосостояния. Их настоящее положение, если рассматривать его в связи с пройденными ими испытаниями, свидетельствует о наличии в их характере особенностей, которые должны в конце концов привести к важным последствиям. Эти особенности ставят перед нами вопрос об их полном возрождении, что является, несомненно, темой, самой по себе более интересной, чем любая другая, связанная с индейцами. Можно ли возродить остатки ирокезов и затем поднять их до уровня граждан государства? В достижении этой цели, справедливой и благотворной, важную роль должен сыграть наш собственный народ.
Так как данная работа не опирается на авторитеты, то у читателя может возникнуть вопрос — откуда же взят материал для нее или
насколько заслуживают доверия высказанные в ней положения. Достоверность свидетельства, как известно, зависит главным образом от средств познания очевидца. Поэтому здесь уместно будет сообщить, что в ранней молодости обстоятельства жизни автора, о которых здесь говорить нет необходимости, вызвали частое общение его с потомками ирокезов и привели к усыновлению его племенем сенека. Это дало ему благоприятные возможности для детального изучения их социальной организации, структуры и принципов их древней Лиги. Когда досуг время от времени позволял автору вести среди них свои исследования, он производил обширные записи, пока - их не накопилось больше объема настоящего тома. Так как материал возрастал по количеству и разнообразию, то в конце концов интерес, пробужденный данной темой, вызвал мысль о подготовке его к публикации 4.
Работа начинается, собственно, со второй главы. Первая, будучи вступительной, не имеет непосредственной связи с остальными, а введена с целью дать тем, кто незнаком с гражданской историей ирокезов, некоторые предварительные сведения относительно возникновения и упадка их Лиги.
Автору остается выразить свою признательность Эли С. Паркеру 5, Хасэйноэйндэю, образованному индейцу из племени сенека, которому и посвящается этот том. Автор обязан ему как неоценимой помощью во все время исследований, так и частью материалов. Его проницательность и точное знание институтов его предков сделали его дружеские услуги исключительными по своей ценности.
Рядом ценных соображений и некоторыми материалами автор обязан Чарлзу Т. Портеру 6 из Нью-Йорка, ведшему обширные исследования гражданских и домашних институтов ирокезов и во многих случаях проводившему их в контакте с автором.
Рочестер, Нью-Йорк, январь 1851 г
Гласные звуки7
а как в слове агт
и » » » а!
а » » » а!е
в » » » те1
6 » » » Ъопе
Книга I. Структура Лиги
ГЛАВА I
Вступительный очерк. — Происхождение ироке'зов.—Образование Лиги. — Сношения с европейцами. — Войны с индейскими нациями. — Войны с французами. — Миссионеры-иезуиты. — Численность ирокезов. — Верность англичанам. — Разгон наций. — Современное положение. — Будущие перспективы
Среди индейских наций, прежние места обитания которых находились в пределах нашей республики, самое выдающееся положение довольно давно уже занимают ирокезы. Они создали более замечательную гражданскую организацию и приобрели большее влияние, чем любое другое племя индейского происхождения, если не считать племен Мексики и Перу. В трагедии европейской колонизации они в течение почти двух столетий непоколебимо противостояли опустошениям войны, губительному влиянию общения с иноземцами и еще более роковым последствиям вторжения беспокойного и продвигающегося вперед пограничного населения. Со своей федеральной организацией, независимые и способные к самозащите, ирокезы процветали еще долгое время после того, как племена Новой Англии и Виргинии принуждены были уступить подвластные им территории и впали в положение зависимых наций; и теперь на фоне общей истории индейцев они выделяются как мудростью своих гражданских учреждений, так и дальновидностью в управлении Лигой и мужеством, проявленным при ее защите. Падение их могущества и независимости является скорее следствием событий мирного общения, постепенно приведшим к такому результату, чем следствием завоевания или насильственного подчинения. Ирокезы пали под гигантским нажимом цивилизации как жертвы успешной борьбы разумной общественной жизни с суровыми препятствиями природы, борьбы, пассивными и молчаливыми свидетелями которой они обречены были быть.
Поскольку не существует связной истории возникновения, развития и упадка ирокезской Лиги, нам представляется необходимым предпослать краткий исторический очерк как для освежения памяти читателя, так и в качестве введения к последующим страницам, посвященным изложению структуры, принципов и духа этой Лиги. Богатая событиями история этой интереснейшей группы нашего
туземного населения дает обильный материал для специальной работы, которая, надо надеяться, в недалеком будущем будет выполнена компетентными людьми.
В эпоху голландских открытий (1609) ирокезы владели теми же территориями между реками Гудзон и Дженеси, на которых они и впоследствии продолжали жить почти до конца XVIII столетия. К этому времени пять наций, на которые они разделились, объединились в Лигу; но образовалась она уже после обоснования их на территориях, на которых впоследствии возник штат Нью-Йорк.
Отдаленное происхождение ирокезов и их история до открытия этих племен европейцами окутаны мраком. Слабый огонек предания помогает извлечь из путаницы, созданной временем, некоторые из главных событий, предшествовавших политической организации ирокезов и наложивших на нее свой отпечаток. Предание говорит нам, что до занятия нынешнего штата Нью-Йорк ирокезы обитали в окрестностях Монреаля, на северном берегу р. Св. Лаврентия, находясь в подчинении у адирондаков, ветви алгонкинской группы, владевших всей областью к северу от этой реки. В то время ирокезы составляли лишь одну нацию и были еще малочисленны. От адирондаков они научились искусству сельского хозяйства и в общении с ними привыкли к трудностям войны и охоты. Когда их численность возросла и они приобрели опыт, они сделали попытку добиться независимого владения занимаемой ими областью, но, будучи в борьбе побеждены и покорены адирондаками, принуждены были во избежание истребления покинуть этот район.
Время переселения ирокезов с севера установить в настоящее время не представляется возможным. Предание говорит нам, что, поднявшись по р. Св. Лаврентия к оз. Онтарио и проплыв вдоль его восточного берега к устью р. Осуиго, они вошли через этот проток в центральные части штата Нью-Йорк. Они считают, что их первые поселения были расположены на р. Сенека, где некоторое время они жили вместе. Впоследствии они разделились на группы и распространились за пределы этой области, основав новые поселения. Одна группа, переправившись к Мохоку, обосновалась в Ганег-эйхаге (Са-пё-§а-Ьа"-§а), пониже Ютики, и впоследствии стала нацией могауков. Их деревня, расположенная на южной стороне р. Мохок, в графстве Херкимер, считается древнейшим поселением этой нации. В течение нескольких лет онейда и могауки составляли одну нацию, но часть их, обосновавшись в Ганоэйлохале (Са-по-а-1о'-па1е), к востоку от оз. Онейда, со временем стала независимой. Онондага,, утвердившись в долине Онондога и на прилегающих холмах, также стали отдельной нацией. Подобным же образом кайюга и сенека в течение многих лет составляли одно целое и обитали по р. Сенека; но одна группа их, поселившись на восточном берегу оз. Кейюга, со временем разрослась и превратилась в отдельную нацию, остальные же, проникнув внутрь западной части штата Нью-Йорк, окончательно осели в Нундэйвао (Кип-йа-^а'-о), у начала оз. Ка-нандейгуа, и здесь образовали ядро нации сенека.
У онондага существует предание о том, что они вышли из земли
на берегах р. Осуиго; подобное же предание имеется у сенека, а именно что они вышли из земли у Нундэйвао. Сочиняя эти легенды, они пытались доказать, что первое заселение ими нынешнего штата Нью-Йорк произошло в очень отдаленный период.
Этим отдельным группам приходилось бороться с различными племенами, которые владели страной до них. После изгнания этих племен не только интересы и цели пяти наций стали различаться, но вслед за расколом последовало постепенное отчуждение, пер.е-шедшее наконец в состояние открытой вражды, продолжавшейся в течение известного периода. Мысль о создании Лиги зародилась у онондага, которые первыми предложили ,ее как средство помощи им для более действенного сопротивления напору соседних наций. Дата возникновения Лиги теперь не может быть восстановлена определенно, хотя обстоятельства, сопровождавшие ее образование, до сих пор еще сохраняются в преданиях во всех подробностях. Все эти предания относятся к северному берегу оз. Онондога как к месту, где, ирокезские вожди собрались на общий совет, чтобы сговориться об условиях и принципах соглашения, которое должно было связать вместе их дальнейшую судьбу. Из их истории, основанной на преданиях и в значительной степени заслуживающей доверия, очевидно, что они занимали эту страну еще задолго до того, как необходимость или рост их численности сделали существование Лиги возможным и желательным. Что касается времени ее возникновения, то ряд обстоятельств, связанных с первым общением ирокезов с европейцами, показывают, что в эпоху голландских открытий Лига существовала уже около одного или полутора столетий; в то же время их главные предания указывают на гораздо более отдаленный период1.
После образования Лиги могущество и влияние ирокезов быстро возрастало. Объединив их, Лига придала индейцам новые силы, способствовала постоянному возрастанию их численности и создала эффективные средства для самообороны и внешних завоеваний, обеспечившие им более прочное положение. Одним из первых результатов их федеральной системы был всеобщий агрессивный дух. Жажда военной славы и политического величия огласила шумом сражений древние леса Америки от Новой Англии до Миссисипи и от северных пределов Великих озер до Теннесси и холмов Каролины. Незаписанной, не считая преданий, остается повесть о военных подвигах этого одаренного и прогрессивного народа, поднявшегося через превратности беспрерывной борьбы до общего и признанного господства над этими безграничными просторами. Оставляя в стороне ужасный и жестокий характер индейских войн, следует отметить, что владычество, установленное ирокезами над индейскими нациями, дает немалое доказательство их прозорливости.
При' первом осознании своей растущей мощи они направили свое долго сдерживаемое негодование против адирондаков, угнетавших их на заре становления как нации и изгнавших их из своей страны после первой схватки за господство. Эта война свирепствовала долгое время с непрекращающимся озлоблением и продолжа-
лась почти 50 лет с самого начала французской оккупации, пока потомки древних адирондаков не были почти полностью истреблены. В эпоху французских открытий (1535) адирондаки, по-видимому, были изгнаны со своей первоначальной родины и прогнаны вниз по р. Св. Лаврентия до Квебека. Когда Жак Картье впервые поднялся по этой реке в 1535 г., область вокруг Квебека принадлежала народности, говорившей на алгонкинском языке,— без сомнения, адирондакам. Район же Монреаля был занят нацией, говорившей на гуронском языке, ветвью которого является ирокезское наречие. После окончательного занятия Канады французами в 1607 г. адирондаки сделались их союзниками; но покровительство, оказываемое им французами, было недостаточно для защиты адирондаков от враждебных нападений их исконного врага.
Новая эра началась для ирокезов с основанием голландского торгового поста в Ориндже, теперь Олбани, в 1615 г. В это время главными индейскими нациями на севере были гуроны и адирондаки; на западе — эри, нейтральная нация, Майами, оттава и илли-нойсы; на юге — шауни, чероки, катавба, сусквеханноки, нанти-коки, делавары и несколько более мелких племен; и на востоке — минеи .и индейцы Новой Англии. Некоторые из этих наций были покорены и платили дань. В это время ирокезы выросли уже в многолюдную и мощную конфедерацию и быстро шли к главенству над всей северо-восточной частью континента. Ни один индейский народ к востоку от Миссисипи не достигал подобной власти и влияния, и ни один не был связан воедино столь прочными институтами. Твердо обосновавшись на территории штата Нью-Йорк и устранив опасность вытеснения их соседними нациями, они вступили на тот путь побед, который продолжили впоследствии со столь исключительным успехом.
Между ирокезами и голландцами установились дружественные отношения, продолжавшиеся без перерыва, пока в 1664 г. последние не уступили своих владений на Гудзоне англичанам. В этот период между ними велась торговля мехами, на которые ирокезы выменивали европейские изделия, но главным образом огнестрельное оружие, в употреблении которого им суждено было стать впоследствии столь искусными. Англичане, в свою очередь, поддерживали с ними такие же дружественные отношения, какие были заведены голландцами. Между англичанами и ирокезами была установлена «договорная цепь», которую ирокезы хранили нерушимо с исключительной лояльностью, пока независимость американских штатов не положила конец господству англичан в стране.
С французами было, однако, совершенно иначе. С начала и до самого конца они встречали непримиримую и давнюю враждебность со стороны' Лиги. Уже в 1609 г. Шамплейн, сопровождаемый ади-рондаками, поднявшись по озеру, носящему теперь его имя, в оз. Джордж, встретился с группой воинов племени могауков численностью около двухсот человек, и между ними на западном берегу озера произошел бой. Это была первая битва между ирокезами и европейцами, и ирокезы впервые услышали звук огнестрель-
ного оружия, чудодейственная сила которого их тогда легко победила. Французы, вступившие в союз с адирондаками и гуронами, предоставившие .им оружие и помощь и подстрекавшие их против ирокезов, вызвали против себя ненависть последних, которая не затухала вплоть до окончательного покорения Канады англичанами в 1760 г. Помимо союза с исконными врагами ирокезов французы в своих сношениях с ними предпочитали политику запугивания, а не миролюбия и терпимости. Эта ошибочная политика сказывалась особенно сильно, ибо ирокезы проявляли глубокий и постоянный интерес к области вокруг Монреаля, которая некогда была родиной их предков, ареной их первых военных успехов, где они долго сохраняли завоеванную ими непрочную власть. Так как соперничающие колонии Франции и Англии в течение многих лет находились почти в равновесии, то вражды и могущества ходеносауни было достаточно, чтобы перетянуть чашу весов в пользу Англии. Главным образом этой индейской Лиге Франция обязана окончательным крушением своих блестящих планов колонизации северной части Америки.
С освоением огнестрельного оружия начался не только быстрый подъем, но и абсолютное превосходство ирокезов над другими индейскими племенами. Б 1649—1650 гг. после ряда кровавых побед были разбиты гуроны, и их могущество в Канаде было сломлено. В 1643 г. ирокезы изгнали нейтральную нацию с Ниагарского полуострова 2 и основали постоянное поселение у устья этой реки. В 1654 г. они почти истребили эри, занимавших южное побережье оз. Эри и районы далее к востоку до Дженеси, и таким образом овладели всей территорией Западного Нью-Йорка и северной частью Огайо. Около 1670 г., окончательно завершив расселение ж покорение адирондаков, они вступили во владение всей областью между оз. Гурон, Эри и Онтарио и северным берегом р. Св. Лаврентия до устья р. Оттавы, близ Монреаля. На северном берегу оз. Онтарио они основали несколько селений типа колониальных поселков, чтобы удержать завоеванную территорию.
Они совершали также постоянные набеги на индейцев Новой Англии, которые после частичного покорения их англичанами были уже не в состоянии справляться с грозными ирокезами. Около 1670 г. последние принудили этих индейцев покинуть многие из их поселений и бежать в поисках безопасности и защиты к границам английских владений. Одно имя ирокезов сеяло ужас среди индейских наций. «Старые индейцы в Новой Англии (говорит Колден 3), помнившие время, когда могауки воевали с их народом, рассказывали мне, что как только хоть один могаук появлялся в округе, то от холма до холма поднимался крик „Могаук! Могаук!", от которого их индейцы бежали, как овцы от волков, без малейшей попытки к сопротивлению».
В 1680 г. отряд ирокезов-сенека в 600 воинов вторгся в страну иллинойсов, в долине р. Миссисипи, как раз в то время, когда среди них находился Л а Салль, собиравшийся спуститься по Миссисипи к морю. Столь велики были ужас и изумление иллинойсов, что они готовы были бросить свои селения и покинуть страну,
чтобы избежать ярости победоносного врага. Неоднократно и до и после этого периода ирокезы предпринимали военные действия против чероки на Теннесси и катавбов в Южной Каролине, зачастую возвращаясь из своих дальних экспедиций с множеством пленных, чтобы украсить рассказы о своих набегах. Об этих походах они еще до сих пор хранят много преданий. Вся область, лежавшая между Аллегейни и р. Теннесси, признавала их господство, и эта река стала их южной границей. Военные отряды Лиги вторгались также в страну Майами, проникали на п-ов Мичиган, их можно было видеть также на отдаленных берегах оз. Верхнее. Никакая самая дальняя глушь, ни одна неприступная крепость не были препятствием для их набегов; ни одно предприятие не было слишком опасно для их отваги, никакая усталость не могла одолеть их выносливости. Слава об их подвигах гремела по континенту.
Они простирали свои завоевания также и на юго-восток. Еще в 1607 г. капитан Джон Смит, основатель Виргинии, встретил в верхней части Чесапикского залива отряд ирокезов в нескольких лодках на их пути к территориям конфедерации поухатанов. Шауни, нанти-коки, юнами, делавары и минеи были побеждены — одна нация за другой — и низведены до положения зависимых. Даже индейцы-канаризи в своей окруженной морем родине, на Лонг-Айленде, не смогли устоять против нападений ирокезов. Фактически ирокезы пересекали всю страну от р. Св. Лаврентия до Теннесси и от Атлантического океана до Миссисипи.
В течение целого века, с 1600 по 1700 г., ирокезы вели почти беспрерывные войны4. К концу этого периода они покорили и держали в номинальном подчинении все главные индейские нации, занимавшие территории, ныне охватывающие штаты Нью-Йорк, Делавэр, Мэриленд, Нью-Джерси, Пенсильвания, северную и западную части Виргинии, Огайо, Кентукки, Северное Теннесси, Иллинойс, Индиану и Мичиган, часть штатов Новой Англии и основную часть Верхней Канады. Надменные и властные ирокезы установили над многими из этих наций постоянный контроль. Если внутри какой-либо из них возникали неурядицы, делегация ирокезских вождей приходила к ним и восстанавливала порядок, предписывая им в то же время поведение в будущем. Некоторым из этих наций, например делаварам, ирокезы запретили воевать и лишили их национальной самостоятельности, отняв у них все гражданские права. Согласно индейским понятиям, они были низведены до положения женщин и впредь должны были избирать занятия, приличествующие индейской женщине. Так велики были всеобщий ужас и страх, внушаемые военными подвигами ирокезов, что они диктовали индейским нациям условия сношений и добивались выполнения своих требований. На завоеванных территориях они нередко основывали свои поселения или колонии для контроля над приобретенными владениями.
Разделение первоначальных насельников континента на множество независимых племен и отсутствие среди них согласия и единства были исключительно благоприятны для завоевательной политики
16 «
ирокезов. В условиях разобщенности эти племена могли оказывать лишь слабое сопротивление объединенным благодаря Лиге силам ирокезов.
Около 1700 г. ирокезы достигли своей кульминационной точки. Они создали самую могущественную индейскую державу как по сравнению с любой другой индейской державой, когда-либб существовавшей к северу от монархии ацтеков 5, так и по распространению ее владычества над аборигенами. Прочно установив свое владычество над всеми народами индейского происхождения и укрепив узы своего единства настолько, что гражданские распри не могли их нарушить, они, казалось, подготовили себя для дальнейшего прогресса по пути политики мира, но другой, более страшный враг, чем индейцы, уже протянул свои щупальца, чтобы задушить их в своем губительном объятии.
В тот же самый период, или, точнее, с 1640 по 1700 гг., велись непрерывные войны между ирокезами и французами, перемежавшиеся переговорами и краткими перемириями. Владея обоими берегами р. Св. Лаврентия и окрестностями озера Эри и Онтарио, ирокезы преградили пути меховой торговле, которую стремились поддерживать французы с западными племенами. От этой торговли в значительной степени зависело благосостояние новой колонии, так как она составляла главную статью экспорта и давала наибольшие прибыли. Но военные отряды Лиги встречались на этих территориях столь постоянно, что для французов было немыслимо проходить в безопасности по озерам или даже вверх по р. Св. Лаврентия выше Монреаля. Их торговцев захватывали, и часто добычей победителей становились не только богатые меха, но и сами торговцы — их уводили в плен, а возможно, и на казнь. Настолько велик был страх перед этими внезапными налетами, что и торговцы и миссионеры принуждены были подниматься вверх по р. Оттаве почти до ее истока и отсюда переходить к Су-Сент-Мари и к берегам оз. Верхнее. По этой причине французы стремились к тому, чтобы или изолировать ирокезов от англичан и добиться союза с ними, или привести их к покорности, победив их. Они последовательно испробовали обе возможности, но потерпели неудачу. Несговорчивые и проницательные ирокезы не были расположены к союзу с французами и были слишком сильны, чтобы быть покоренными. Посланцы Лиги часто бывали в Монреале и Квебеке с целью переговоров с французами об улаживании недоразумений и обмене пленными; иногда во время этих переговоров договаривались об условиях мира или по крайней мере перемирия; но эти передышки в войне были непродолжительными. Опустошения, производимые ирокезами в поселениях французов, были столь часты и так разрушительны, что грозили колонии неминуемой гибелью. И если бы не постоянная поддержка со стороны метрополии, французское владычество в Канаде еще до 1700г. не раз могло бы быть свергнуто.
Чтобы отомстить за эти частые набеги и предотвратить их повторение, французы нередко вторгались в страну ирокезов. В отдельных случаях для разрушения ирокезских деревень они мобилизо-
* 17
вали все силы колонии; но после утомительнейших экспедиций в дебри нью-йоркских лесов возвращались, не достигнув того, что могло бы вознаградить их за тяготы и риск предприятия. Ирокезы неизменно удалялись в глубину лесов, не оставляя за собой для захватчиков ничего, кроме покинутых жилищ и полей кукурузы. При такой тактике неутомимая настойчивость и неукротимая храбрость французов оказывались бесполезными против неприятеля, исчезающего столь быстро.