Отаденсне-не-о ней ватэй (О-Ш-йе-попе-пе-о па \уа'-1а), или благодарение клену 4 страница

Обстоятельное изучение их институтов делает очевидным, что Лига была основана на принципах семейного родства и мыслилась лишь как их дальнейшая разработка. Эти отношения старше, чем понятия общества или правительства, и соответствуют в равной мере охотничьей, пастушеской и цивилизованной стадиям. Несколько ирокезских наций, объединившись, составляли одну семью, обитав­шую вместе в одном Длинном доме; и эти связи семейного родства пронизывали всю их гражданскую и социальную систему, от инди­видуумов до племен, от племен до наций и от наций до самой Лиги, они связывали их вместе в одно общее, неделимое братство.

В своем объяснении происхождения Лиги ирокезы неизменно возвращаются к отдаленному и неизвестному периоду, когда был заключен договор между пятью племенами, решены его детали и положения, установлены те законы и институты, при которых без существенных изменений они продолжали процветать впоследствии. Если положиться на их свидетельство, система, при которой они вступили в союз, не возникла постепенно, под давлением необходи­мости, а явилась результатом длительных усилий в области законо­дательства 17.

Нации представляли собой в то время отдельные и враждеб­ные группы, хотя и общего происхождения; они были созваны на совет для обсуждения плана Лиги, предложенного одним мудрым человеком из нации онондага, плана, при котором, как он уверял их, объединенные нации смогут возвыситься до всеобщего господства. Предание сохранило имя Дегановеды (Ва-да-по-\уе'~с1а), как основателя Лиги и первого законодателя ходеносауни. Оно указывает также на северный берег Са-шшЧа-ап, т. е. оз. Онондога, как на место, где был разведен первый костер совета, вокруг которо­го собрались вожди и мудрецы нескольких наций, и где после много­дневных дебатов была образована Лига.

Их предания говорят нам далее о том, что Конфедерация, создан­ная этим советом, с ее законами, правилами, взаимоотношениями народа и формами правления прошла через много поколений и до­шла до настоящего времени с очень небольшими изменениями, если не считать добавления низшего класса правителей, именуемых вож­дями, в отличие от сахемов, и изменения закона о браке. Не вдаваясь в исследование вероятной точности их преданий, здесь достаточно будет изучить структуру правления, каким оно было в пору его пол­ного расцвета, в начале прошлого столетия, и выяснить общие прин­ципы, на которых оно было основано.

Центральное правительство было организовано и управляло на тех же началах, которые регулировали управление каждой отдель-

ной нации; нации поддерживали почти те же отношения с Лигой, какие поддерживают американские штаты с Союзом штатов. В Лиге ирокезов внутри одной было объединено несколько олигархий со­вершенно так же, как в Союзе штатов несколько республик объеди­нены в одну. Чтобы составить представление о характере правления, следует прежде всего в зависимости от случая обратить внимание на характер правительства, или правителя, или правящей группы. Когда же будут установлены их права и условия занятия должности, тогда мы будем иметь верные указания на истинную сущность управ­ления.

В случае с Ходеносауни ее организация внешне была столь ясна, что вызвала всеобщее мнение, будто бы отношения между пра­вителем и народом были просто отношениями между вождем и его последователями — наиболее ранние и простейшие политические отношения между людьми,— тогда как ирокезы уже вышли из это­го примитивного состояния общества и создали организованное управление.

При учреждении Лиги было создано 50 постоянных сахемств с соответствующими названиями, и сахемы, носившие эти титулы, были облечены высшей властью Конфедерации. Чтобы обеспечить порядок наследования и определить лиц, имеющих право на титул, сахемства были сделаны наследственными, с ограничительными и особыми законами наследования. Сами сахемы были равны по рангу и власти, и вместо территориально разграниченных юрисдикции их полномочия были объединены и равнялись полномочиям Лиги. В качестве предосторожности против раздора и обмана каждого са-хема «поднимал» и облекал званием совет всех сахемов с соответст­вующими обрядами и церемониями. До этой церемонии утверждения, или посвящения, никто не мог стать правителем. Будучи «поднят», он получал имя самого сахемства, как это бывает с дворянскими ти­тулами, это же имя получали и его наследники из поколения в поко­ление.

Сахемства между пятью нациями были распределены неоди­наково, но это не давало какому-либо из них перевеса в политиче­ской власти. Девять сахемств были переданы нации могауков, де­вять — онейда, четырнадцать — онондага, десять — кашога и восемь — сенека. Сахемы вместе образовывали совет Лиги, правя­щую группу, которой принадлежала исполнительная, законода­тельная и судебная власть. Таким образом, очевидно, что правление ирокезов представляло собой олигархию, если употреблять термин по крайней мере в буквальном его смысле — «власть немногих»; в ней больше заметно проявление системы, чем в олигархиях класси­ческой древности, по своей структуре она, по-видимому, была также в большей степени рассчитана на то, чтобы противостоять политиче­ским переменам.

Этот образец индейского законодательства столь замечателен, что мы помещаем здесь на диалекте сенека перечень этих сахемств с их делением на классы, указывающим на взаимоотношения, кото­рые в дальнейшем будут объяснены.

Титулы, пли сазгемства, ирокезов, установленные при уч­реждении Лиги', имена сахемов в хронологическом порядке от ос-

нования Лиги до настоящего времени: ГАНЕАГЭЙОНО (СА-НЕ-А'-СА-СШО), ИЛИ НАЦИЯ МОГАУКОВ

I. 1. Ва-^а-е'-о-й-а1

3. Ва-да-п.с-\уе'-<1а 3

5. Ва-уо'-Ь.о-§о 5 8. 8а-йа'-еа~елуа-с1еЬ8

II. 4. Зо-а-е-т^а'-аЬ4

6. 0-а-а'-§о-\уа 6

III. 7. Ва-ап-по-§а'-е-пе117

9. На8-с1

ОНАЁТКАХОНО (0-NА-УОТЕ'-КАN-О-NО), ИЛИ НАЦИЯ ОНЕЙДА

I. 1. Нс-(1Й8'-М-1е1110 2. Оа-тю-е^еЬ'-ус )-<Зои
3. Ва-ус-1|а"-{Шеп-с1а 12      
II. 4. 8о-пс-л\: е' 13 5. То-ло-а-§а'-о 14  
0. На-(1е-а-с1ип-пепГ-Ьа 1Г)      
III. 7. Ва-\уа-с1а'-о-с1а-уо 10 8. Са-пе-а-^иь'-Ьа-уеЬ 17
9. Но-\уиь'-Ьа-с1а-о18 ~"      
ОНУНДАХГЭЙОНО (О-МСШ-ВАН'-СА-О-Ш), ИЛИ НАЦИЯ ОНОНДАГА
I. 1. то-ао-аг-Ъи "• 2. То-пе^'-за-аЬ  
3 . Ва-аЧ-еа-йогв 30      
II. 4. Оа-пеа-йа'-^е-^аЬе21      
5. АЬ-'лга'-еа-уаЪ 23      
0 . В а-а-уа1; '-^ ^а-е      
III. 7. Но-по-тее-па-10 -3      
IV. 8. Оа-'Л'а-пЗ.'-вап-йо 21 9. На-е'-Ьо25  
10. Но-уо-пе-а'-пе -6      
11. За-^а'-диа-ье}! 3'      
V. 12. За-до-^а-Ьа' ^ 13. Но-;а-Ьа-Ь.о 29  
14. 81ш-по'-тт-<1е 3(|      
гвэюгуэхоно (аиь'-и-о\УЕн-о-К( }), ИЛИ НАЦИЯ КАЙЮГА
I. 1. Ва-еа'-а-уоа 2. Ва-]е-по'-(За-'А' еЬ-о
3 . Са-с1а'-в'^а.-за 4. Зо-уо-^га;в"  
5. На-йе-а'э'-уо-по      
II. 6. Ва-уо-о-уо'-^о      
7. ^о^е-110-\Vе^1'-1^о 3'      
8. Ве-а-\\'а1;е'-Ьо      
III. 9. То-сШ-е-Ъо' 10. Ве_-§а'-ЬеЬ.  
НУНДЭЙВАХОНО I. 1. Оа-пе-о-йГ-уо33 II. 3. Оа-по-§1'-е35 III. 5. 8а-(1е-а-по'-'«'из37 IV. 7. Оа-по-ао-е-йа'-^е

ИЛИ НАЦИЯ СЕНЕКА 2. 8а-йа-§а''-о-уазе3* 4. 6. 8.

«щит». а «Человек, который вычесывает».

1 Это рмя означает «нейтральный», или

* «Неистощимый». '«Маленькая речь». Б «На разветвлении». • «У Великой реки». '«Волоча­щий свои рога». 8 «Невозмутимый». • «Подвешивающий погремушки». Сахемы первого клас­са принадлежали к роду Черепахи, второго — к роду Волка и третьего — к роду Медведя. 10 «Человек, несущий бремя». " «Человек, покрытый пухом рогоза». 1! «Прогалина в лесу». " «Длинная веревка». " «Человек с головной болью». " «Глотающий самого себя». " «Мес­то эха». 1? «Боевая дубинка на земле». " «Человек, парящий самого себя». Сахемы первого класса нации онейда принадлежали к племени Волка, второго — к племени Черепахи и третьего — к племени Медведя. " «Спутанный». Это было наиболее почетное звание в списке. Оно принадлежало племени Медведя. 20 «На страже», племя Медведя. Оба последних сахема являлись наследственными советниками То-йо-4а'-Ьо.21 Это слово означает «горькое тело». Титул принадлежал племени Кулика. 22 Племя Черепахи. м Этот сахем был наследственным хранителем вампума, племя Волка. " Племя Оленя. " Племя Оленя. Племя Черепахи. 27 Племя Медведя. 28 Означает «взглядывающий мельком», племя Оленя. 2' «Большой рот», племя Черепахи. ао «Над ручейком», племя Черепахи. 31 «Испуганный человек». 32 «Очень холодный». Племена сахемов кайюга были следующие: 1-е — Оленя; 2-е — Цапли; 3-е и 4-е — Медведя; 5-е и 7те1=-Недепахи: 8-е — Цапли; 9-е и 10-е — Кулика. м «Прекрасное озеро», племя ЧЙрТлюсиТ^вРовйое небо», племя Кулика, "' Племя Черепахи. *• «Большой лоб», племя Ясфеба. "' Шомощрик», племя Медведя. м «Уходящий день», племя Кулика. "«Сожженные врр©еа»у,племя,Кулика. "«Открытая дверь», племя Волка.

Отаденсне-не-о ней ватэй (О-Ш-йе-попе-пе-о па \уа'-1а), или благодарение клену 4 страница - student2.ru '«•". •: ^ .41

Эти титулы, или имена, были наследственными в нескольких племенах, из которых состояла каждая нация. Когда человека дела­ли сахемом вследствие смерти или низложения одного из 50, его имя «снималось» и ему присуждалось имя сахемства, которое носил его предшественник. Например, по смерти сахема сенека, носившего титул Ганеодийо (Са-пе-о-сН'-уо), преемника обычно «поднимали» из племени Черепахи, в котором сахемство было наследственным, и после обрядов утверждения данное лицо знали среди ирокезов уже только под именем Ганеодийо. Эти 50 титулов, за исключением двух, носило последовательно столько сахемов, сколько поколений прошло со времени возникновения Лиги.

Нация онондага, будучи расположена в центральной части, сде­лалась хранительницей углей совета и вампума, который изобра­жал и структуру и принципы управления ирокезов, их законы и договоры. В назначенный срок, обычно осенью каждого года, сахемы Лиги собирались на совет в селении Онондога, которое фактически было местопребыванием правительства, здесь они издавали законы для общего благополучия. Срочные нужды общественного или до­машнего характера часто приводили к созыву этого совета в необыч­ное время, но место заседания совета не ограничивалось селением Онондога. Оно могло быть выбрано на территории любой нации по установленному обычаю. Первоначально цель общего совета заклю­чалась в том, чтобы «поднимать» сахемов для заполнения вакансий. С течением времени, когда общение ирокезов с чужими племенами приобретало все большее значение, совет разрешал все вопросы, касавшиеся Лиги. Он объявлял войну и заключал мир, посылал и принимал посольства, вступал в союзные договоры, регулировал дела покоренных наций, принимал в Лигу новых членов, простирал ее покровительство на слабые племена — словом, принимал все необходимые меры, способствовавшие процветанию ирокезов и рас­ширению их господства.

Несмотря на равенство прав, привилегий и власти у членов этой организации — сахемов, между ними существовали некоторые дискриминационные различия, ставившие одних в более почетное положение по сравнению с другими. Самым ярким примером являет­ся сахем онондага Тододахо (То-<1о-<1а'-по), всегда считавшийся самым почетным сахемом Лиги. В знак его выдающегося положения были назначены в качестве наследственных советников двое из сахе-мов-онондага. Большое уважение и внимание, оказывавшиеся иро­кезами этому титулу, привели к широко распространенному заблуж­дению, что Тододахо был королем или гражданским главой Конфе­дерации. В действительности он не обладал ни какой-либо особой или исполнительной властью, ни авторитетом, которыми в равной мере не пользовались бы его сотоварищи; и если привлечь предание для уяснения этой явной несообразности, то видно, что почтение народа относилось более к самому титулу, нежели к лицу, его носив­шему, ибо это было одно из их знаменитых имен. При учреждении Лиги онондага но имени Тододахо сделался могущественным прави­телем благодаря своим военным успехам. Предание говорит, что он

покорил кайюга и сенека. Согласно преданию, на голове у него были перевившиеся змеи, а его взгляд, когда он сердился, был таким страш­ным, что всякий взглянувший на него якобы падал замертво.

Предание повествует также, что, когда образовалась Лига, змеи были вычесаны из его волос одним из сахемов могауков, кото­рого с тех пор стали называть Хейовентхэ — «человек, который вычесывает». Тододахо медлил соглашаться с новыми порядками, лишавшими его неограниченной власти, он не хотел быть равным среди других. Чтобы в какой-то мере устранить эти препятствия и увековечить его величие, первое сахемство было названо по его име­ни и возвеличено над другими путем специальных знаков отличия, которые согласовывались, однако, с равномерным распределением власти между всеми сахемами. Вплоть до настоящего времени это имя у ирокезов является олицетворением героизма, умения предви­деть и величия характера, и в реестре ирокезской знати этот титул всегда считался более знаменитым, чем все другие.

За некоторыми другими должностями, или именами, при учреж­дении Лиги были закреплены особые обязанности. Например, сене­ка были сделаны «стражами входа» Длинного дома, и, возложив обя­занность охраны входа на Донехогавеха (Во-пе-Ьо-§а'-^еЬ.), восьмо­го сахема, они назначили ему подсахема, или помощника, чтобы дать ему возможность выполнять это поручение. Этот подсахем «подни­мался» одновременно со своим начальником, с теми же обрядами и церемониями, и получал имя, или титул, созданный одновременно с именем сахемства. Его обязанностью было стоять позади сахема на всех народных собраниях и действовать либо в качестве его гон­ца или помощника, либо в качестве советника. Хоновенато (Но-по-луе-па'Чо), сахем онондага, которого сделали хранителем вампума, имел также подсахема, или помощника. И другим сахемам, на кото­рых были возложены особые обязанности, тоже были назначены под-сахемы, чтобы облегчить им выполнение этих обязанностей или, возможно, как знак почета. Все эти специальные знаки отличия не противоречили полному равенству сахемов как членов одного правя­щего органа, руководившего делами Лиги. С большей отчетливостью этот факт выступает при рассмотрении порядка законодательства сахемов.

Отдельные сахемы, являвшиеся в общем совете носителями высшей власти Лиги, на своих собственных территориях составляли правящие группы своих наций. Когда они собирались как члены совета Лиги, власть каждого сахема совпадала с властью правяще­го органа, и между всем народом и каждым отдельным правителем устанавливались прямые связи; но когда на совет собирались сахемы отдельной нации, в их непосредственном ведении оказывались все внутренние дела нации. Во всех делах местного и домашнего, а так­же политического характера нации были совершенно независимы друг от друга. Девять сахемов могауков объединенной властью управ­ляли делами этой нации точно так же, как совместно со своими колле­гами они управляли делами Лиги в целом. С теми же полномочия­ми десять сахемов кайюга управляли местными делами своей нации.

Так как сахемы каждого племени пользовались абсолютным ра­венством власти и привилегий, то степень их влияния зависела цели­ком от личных качеств и поведения сахема. На советах нации, которые происходили часто, разрешались все. дела национального значения, и, хотя поднятые в таких случаях вопросы в конечном счете решались сообразно мнениям сахемов, все же дух ирокезской системы управления был таков, что влияние низших вождей, воинов и даже женщин давало о себе знать всякий раз, когда вопрос воз­буждал всеобщий интерес.

Если попытаться найти объяснение власти сахемов в этимологии слова Хойэйрнэйговэйр (Но-уаг-па-^о'-'й'аг), под которым сахемы были известны как класс, то окажется, что оно указывает скорее на ограниченность их власти, чем на ее широту, потому что это слово обозначает просто «советник народа» — самое прекрасное и подхо­дящее определение правителя 18. Но в сфере действия их власть в древние времена была весьма произвольна.

Следующими за сахемами по положению стояли вожди, низший класс правителей, самое существование должности которых было аномалией в олигархии ирокезов. Много лет спустя после основа­ния Лиги, даже после начала их сношений с белыми, возникла необ­ходимость в создании этого класса правителей. Это было нововведе­нием в первоначальной структуре конфедерации, но вызвано оно было обстоятельствами, которым невозможно было противодейство­вать. Должность вождя— Хасехнованех (На-5еп-по-\уа'-пеЬ), кото­рая переводится как «поднятое имя», была сделана выборной и явля­лась наградой за достоинства, но без права ее наследования, звание уходило вместе с личностью. Предела числу вождей установлено не было. Сенека, еще проживающие в штате Нью-Йорк (около 2500 человек), помимо восьми сахемов имеют еще около 70 вождей. Первоначально полномочия их были крайне ограниченны и своди­лись к участию в местных делах своей нации, в решении которых они действовали скорее в качестве советников и помощников сахемов, чем в роли правителей. Но влияние их росло вместе с численностью, они все больше вторгались в область, подвластную сахемам, а в на­стоящее время, когда Лига в основном разбита и ее внутренняя ор­ганизация пережила ряд существенных изменений, они во многих отношениях возвысились до равенства с самими сахемами. После избрания их «поднимал» совет нации, но окончательное утверждение их должно было быть санкционировано общим советом сахемов. Условия держания этого звания остаются до сих пор еще неизмен­ными.

Права и обязанности сахемов и вождей носили исключительно гражданский характер и ограничивались по их основным законам делами мира. Ни один сахем как гражданский правитель не мог выступить на войну в своем официальном звании. Если он решался вступить на тропу войны, он на данное время откладывал в сторону свои гражданские обязанности и становился обыкновенным воином. Поэтому важное значение приобретает вопрос о том, кто же был об­лечен военной властью. Ирокезы не имели отдельного класса воея-

ных вождей, «поднимаемых» и выделяемых для командования во время войны; ни сахемы, ни вожди, по-видимому, не обладали властью назначать таких людей, которых они считали подходящими для постов командующих. Все военные операции были предоставле­ны полностью частной инициативе и системе добровольной службы, причем сахемы старались скорее подавлять и удерживать, чем раз­жигать воинственный пыл народа. Главные военные предводители выходили из класса так называемых вождей, многие из которых выбирались на эту должность в награду за свои военные подвиги. Своеобразная система ведения войны ирокезов крайне затрудняет возможность полностью и удовлетворительно объяснить их способ проведения военных операций 19.

Вся их гражданская организация была не только направлена против концентрации власти в руках какого-либо одного лица, но и склонялась к обратному принципу — разделения ее среди многих равных; и эту политику они проводили как через военную, так и через гражданскую организацию. Вначале отдельные руководители организовывали небольшие отряды, и каждый из них, если они впо­следствии объединялись для одного и того же предприятия, оставал­ся под предводительством своего собственного вождя, а все войско, так же как и проведение экспедиции, находилось под объединенным руководством начальников отрядов. Они не назначали никого жз своей среды для неограниченного командования, но общее управле­ние было предоставлено тому, кто имел более сильную волку или большую силу убеждения.

Так как они находились в состоянии войны со всеми нациями, не бывшими в фактическом союзе с ними, то каждый воин имел закон­ное право организовать отряд и искать приключений в любом из­бранном им направлении. Если какой-нибудь вождь, полный воин­ственного задора, замышлял набег на южных чероки, он исполнял Военную пляску и, завербовав таким путем всех, кто желал разде­лить с ним славу приключения, сразу же вступал на тропу войны, уходя на дальнее и опасное дело. Так начинались многие экспедиции, и полагают, что значительная доля военных действий ирокезов была не чем иным, как личными приключениями или отважными выступлениями небольших военных отрядов. При таком положении любимый вождь, пользовавшийся доверием народа благодаря своим военным подвигам, не имел недостатка в приверженцах в; разгар все­общей войны и Лиге не угрожала опасность потери услуг своих наиболее способных военных предводителей. Во избежание опасных последствий разногласий, когда несколько наций вели общукГвой-ну и их силы были объединены в одно войско, для обеспечения един­ства действий были установлены должности двух высших военных вождей. Два вождя, занимавшие эти должности, назначались скорее для общего наблюдения над военными делами, чем для действитель­ного командования на поле боя, хотя им и не возбранялось принять его, если они имели склонность к этому. Должности этих военачаль­ников были наследственными, подобно сахемствам, и вакансии за­полнялись таким" же образом. Когда сенека при учреждении Лиги

были сделаны «стражами входа», эти должности были переданы им по той причине, что, находясь при входе, они первыми становились на тропу войны, чтобы отбросить напавшего врага. Первого из них называли Тэйвэйннеэйрс (Та-^ап'-пе-агз), «ломающий иглу»б, звание было наследственным в племени Волка; второго называли Соносова (Зо-по'-зо-доа), «большая устричная раковина»; эта долж­ность была передана племени Черепахи. Этим высшим вождям, как теперь утверждают ирокезы, было вверено верховное командование силами Лиги и общее управление их военными делами.

Во время революции Таенданэйгэй (Та-уеп-с1а-па'-§а), Джозеф Брант, командовал военными отрядами могауков; некоторые авторы приписывали его звание полководца Лиги скорее его выдающемуся положению и оказанному ему высокому доверию, чем его личным заслугам 20. Это ошибочное и даже ложное утверждение совершенно противоречит утверждениям всех ирокезских наций, включая самих могауков.

Исключительным является сам по себе тот факт, что в Лиге не признавались религиозные должностные лица. Это видно из того, что никогда общий совет сахемов не выдвигал ни одного из них для заполнения жреческой должности. Однако в каждой нации была группа лиц, называвшаяся Хонундеунт (Но-.пип-с1е'-ип1), «храните­ли веры», которых регулярно назначали для совершения религиоз­ных обрядов на празднествах и для общего наблюдения за религи­озными делами.

Перечисленным выше должностным лицам вверялось управление Лигой. Собрание сахемов ведало всеми теми вопросами, которые от­носились к общественному благосостоянию. Сахемам принадлежала исполнительная, законодательная и судебная власть постольку, поскольку ее не было у народа, хотя, по-видимому, их власть во многих отношениях была скорее консультативной, чем исполнитель­ной. Из советников и посредников между сахемами и народом вожди, играя все большую роль, сделались правителями вместе с самими сахемами; таким образом, олигархия расширилась и стала более либеральной. Во всех военных делах власть принадлежала, по-видимому, главным образом народу, а ведение войны предоставля­лось частной инициативе. Если соединялось несколько отрядов, то у них было столько же предводителей, сколько отрядов, управляв­ших их делами при помощи совета, в котором, как и в гражданских делах, основным законом было единогласие. Два высших военных вождя осуществляли скорее планирование и общее руководство военным походом, чем фактическое командование войсками. Вся их система управления была пронизана общественным мнением, кото­рое давало делам свое собственное направление и показывало в зна­чительной степени, что управление покоилось на народной воле, а не на произволе вождей.

Правитель Черная Змея, проживающий сейчас в резервации Аллегейни и имеющий свыше ста лет от роду, до сих пор носит это звание.

С какой бы точки зрения ни изучать главные особенности Лиги, ее следует считать столь же прекрасной, сколь замечательной орга­низацией — триумфом индейского законодательства. Когда вла­дения ирокезов расширились путем завоеваний с последующим за­хватом территории, то это было расширением, а не расчленением кон­федерации, одной из ее ведущих целей было поглощение соседних племен. Эри и нейтральной нации, согласно преданию, ирокезы предложили выбор: вступление в Лигу или истребление; это предло­жение перестанет казаться странным, если вспомнить, что индей­ская нация считает себя в состоянии войны со всеми, не находящими­ся с ней в фактическом союзе. Мир сам по.себе был одной из основных целей, преследовавшихся основателями этой индейской олигар­хии, он достигался принятием в Лигу или покорением окружавших их племен. Развиваясь, их империя расширяла свои границы до гех пор, пока в ее пределы не вошло около половины территории нашей республики и пока самое имя их не стало вызывать ужас от холмов Новой Англии до самых глухих уголков на Миссисипи; только при­ход другой расы остановил их быстрое продвижение и подготовил путь для постепенного гашения их огней совета и разорения их Длинного дома.

При простой конфедерации индейских наций существовала бы постоянная тенденция к распаду вследствие их разбросанности и отдаленности друг от друга, расхождения интересов, а такдае врожденной слабости такого союза. В рассматриваемом же случае ирокезы стремились к чему-то более прочному, чем простое объеди­нение пяти племен в форме союза. Эти лесные государственные дея­тели добивались слияния национальных самоуправлений в одно пра­вительство, и они достигли этого. Лига сделала ходеносауни единым народом, с одним правительством, единой системой институтов, еди­ной исполнительной волей. Однако власть правительства не была настолько централизована, чтобы исчезла независимость отдельных наций. Действительность была очень далека от этого. Главной чер­той Лиги как политического организма была полная независимость и самостоятельность национальных самоуправлений в рамках цен­трального и всеохватывающего правительства, которое внешне ка­залось таким спаянным, что подразделения его едва ли могли быть замечены в общих действиях Лиги.

Наша дальнейшая задача заключается в изучении того, каким путем были достигнуты эти результаты.

Правительство не было бременем для народа, которым фактиче­ски управляли весьма мало. Оно обеспечивало каждому ту индиви­дуальную независимость, которую ирокезы умели так же ценить, как и саксонская раса, и которую среди всех их политических невзгод они продолжают сохранять.

ГЛАВА IV

Деление на племена. — Семейные связи. — Происхождение по женской линии. — Степени кровного родства. — Право наследования сахемств. — Имена. — Сущность племени. — Равенство наций.—Национальные прозвища.—Выбор­ность должности вождя. — Выбор в вожди выдающихся людей. — Стабильность олигархии

Разделение народа на племена является наиболее простой органи­зацией общества 21. Каждое племя представляет собой нечто вроде семьи, и узы родства, связывающие воедино отдельных его членов, необходимы до тех пор, пока они не становятся ненужными вследст­вие усвоения иной формы управления и замены этих уз иными, от­вечающими тем же целям защиты и безопасности.

Когда народ долго жил племенным строем, чрезвычайно трудно устранить все следы этого органического деления путем замены его новыми институтами. Пример этого дают племена древних евреев. Также и у греков, особенно у афинян, никогда не исчезали целиком следы их первоначальных подразделений. Солон заменил племена классами, но позднее Клисфен, сохранив классы, восстановил пле­мена, увеличив их число. Этим он увековечил древнюю социальную организацию в гражданских учреждениях афинян. Афинское племя было группой семей с подразделениями; таковы же и римские племе­на, основанные Ромулом. В то же время еврейские племена охваты­вали только прямых потомков общего отца; и так как отдельные члены племени состояли в кровном родстве между собой, то само племя существенно отличалось от греческого. Ирокезское племя не было похоже ни на те, ни на другие. Оно не было группой семей и не состояло из потомков общего отца, так как отец и его ребенок ни­когда не принадлежали к одному и тому же племени. Ниже мы пока­жем, однако, что ирокезское племя ближе всего к еврейскому, отли­чаясь-от него, как йот всех прочих аналогичных институтов Старого Света,' главным образом тем, что ггооисхо>кдение_в нем велось во всех случаях,по женской линии.

Наши рекомендации