Образовательные технологии. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии:
В учебном процессе используются следующие образовательные технологии:
- лекции;
- семинары (практические занятия), на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
- тестирование, ориентированное на знание понятий и терминов;
- письменные и устные домашние задания;
- обсуждение подготовленных студентами докладов, эссе и рефератов;
- выбор по желанию студентов тем для творческой работы, подбор литературы, составление плана и утверждение темы с преподавателем;
- консультации преподавателей;
- работа с электронными учебниками и Интернет-ресурсами.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30% аудиторных занятий.
Таблица 7.
№ п/п | Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения | Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии | |
Модуль 1. Теория политики | |||
1. | Цель: научиться анализировать политические идеологии, их эволюцию и роль в жизни российского общества | 1. Политические идеологии – дискуссия на тему «Политические идеологии в жизни современной России» | |
2. | Цель: закрепить полученные знания по результатам освоения Модуля 1 | 2. Рубежный контроль – коллоквиум – | |
Модуль 2. Политическая система: сущность и структура | |||
3. | Цель: имитация избирательного процесса для освоения его теоретических и практических аспектов | 1. Политические институты – деловая игра «Избирательный процесс» | |
4. | Цель: научиться анализировать теоретические и практические аспекты формирования гражданского общества | 2. Политические режимы – деловая игра «Становление гражданского общества в России» | |
Модуль 3. Динамика политической системы | |||
5. | Цель: научиться анализировать политическую культуру | 3. Политическая культура – коллоквиум «Политическая культура казачества» | |
6. | Цель: освоить теоретические и практические аспекты анализа и урегулирования политических конфликтов | 4. Политический процесс – деловая игра «Политический конфликт» | |
7. | Цель: освоить принципы дипломатических отношений | 5. Мировая политика и международные отношения – деловая игра «Дипломатическая служба страны N» | |
8. | Цель: закрепить полученные знания по результатам освоения Модуля 2, 3 | 6. Рубежный контроль – коллоквиум |
Виды и содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов является важным компонентом образовательного процесса, она формирует личность студента, его мировоззрение, развивает способность к самообучению и стремление расширять кругозор, повышать свой профессиональный и культурный уровень.
Самостоятельная работа должна быть нацелена на формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.
Организационно самостоятельная работа включает изучение тем дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, подготовку к практическим занятиям, тренингам, деловым играм, написание рефератов и (или) контрольных работ, подготовку к текущему и рубежному (модульному) контролю и подготовку к промежуточной аттестации – зачёт (экзамен). При этом следует руководствоваться программой курса, методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу.
Таблица 8.
Виды и трудоёмкость самостоятельной работы студентов по модулям.
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины | Трудоемкость СРС, зач.ед./часы | Виды самостоятельной работы студентов |
Модуль 1. Теория политики | ОФО 0,33/12 ЗФО 1,56/22 ЗФОС 1,56/22 ОЗФО 0,39/14 | 1. Изучение тем лекций | |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию по модулю | |||
4. Подготовка к деловой/ ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю | |||
Модуль 2. Политическая система: сущность и структура | ОФО 0,33/12 ЗФО 1,56/22 ЗФОС 1,56/22 ОЗФО 0,39/14 | 1. Изучение тем лекций | |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию по модулю | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю | |||
3. | Модуль 3. Динамика политической системы | ОФО 0,33/12 ЗФО 1,56/22 ЗФОС 1,56/22 ОЗФО 0,44/16 | 1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям. | |||
3. Подготовка к тестированию по модулю | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю | |||
6. Подготовка к зачёту |
К самостоятельной исследовательской работе студента можно отнести написание реферата (обычно предлагается студентам очной и очно-заочной форм обучения) или контрольной работы (если это предусмотрено учебным планом по дисциплине). Методические рекомендации по подготовке рефератов и контрольных работ изложены в учебно-методическом комплексе по дисциплине Политология в разделе «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».
Темы рефератов
1. «Теневая сторона» власти: теория и практика.
2. Особенности развития политической элиты в России.
3. Теория и практика классического либерализма.
4. Развитие либерализма в России.
5. Теория и практика неоконсерватизма.
6. Развитие консервативной идеологии в России.
7. Социал-демократия: история и современность.
8. Эволюция крайне правых политических идеологий.
9. Эволюция крайне левых политических идеологий.
10. Тоталитаризм: история и современность.
11. Авторитаризм: прошлое и настоящее.
12. Особенности демократического транзита (Испания, Португалия, Чили, Аргентина, Бразилия) (по выбору).
13. Представительная демократия: история и современность.
14. Особенности казачьей демократии.
15. Эволюция партийной системы государства (по выбору).
16. Становление английской двухпартийности.
17. Двухпартийность США: прошлое и настоящее.
18. Избирательные системы: история и современность.
19. Политическая культура России.
20. Политическая культура казачества.
21. Политическая культура государства (по выбору).
22. Этнополитические конфликты современности: причины и пути решения.
23. Сепаратистские движения в современном мире.
24. Дипломатическая служба России.
25. Дипломатическая служба государства (по выбору).
26. ООН: история и современность.
Темы контрольных работ
1. Политика как сфера общественной жизни.
2. Политическая мысль античности и средневековья
3. Политическая мысль нового времени
4. Развитие политической мысли в России
5. Теория политической власти
6. Теория политических элит и лидерства
7. Либеральная политическая идеология
8. Консервативная политическая идеология
9. Социалистическая политическая идеология
10. Политические режимы
11. Теория политических партий
12. Политическая культура
13. Политический конфликт
14. Политические институты
15. Политические идеологии
16. Теория мировой политики и международных отношений
17. Политический процесс
18. Политическая элита
19. Демократический политический режим
20. Недемократические политические режимы
21. Казачество в политической сфере российского общества