Глава 2. правовое положение государственных служащих
О государственной службе Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с поступлением на государственную службу Республики Казахстан, ее прохождением, прекращением, определяет правовое положение, материальное обеспечение и социальную защиту государственных служащих, а также вопросы деятельности иных лиц в государственных органах.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) корпус "А" – административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв, конкурсного отбора, прохождения и прекращения государственной службы, а также специальные квалификационные требования;
2) кадровый резерв административной государственной службы корпуса "А" – сформированный в установленном законодательством Республики Казахстан порядке систематизированный список граждан Республики Казахстан, претендующих на занятие вакантных либо временно вакантных административных государственных должностей корпуса "А";
3) корпус "Б" – административные государственные должности, не включенные в корпус "А";
4) бонус – денежная выплата, устанавливаемая государственным служащим по результатам оценки эффективности их деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) квалификационные требования – требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на занятие государственной должности по образованию, опыту работы и компетенциям;
6) государственная служба Республики Казахстан (далее – государственная служба) – деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти;
7) компетенции – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности на конкретной государственной должности;
8) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах;
9) должностные полномочия – права и обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, отвечающие целям и задачам, стоящим перед государственными органами, в которых осуществляют свою деятельность государственные служащие;
9-1) карьерное планирование – процесс, ориентированный на определение этапов должностного перемещения и профессионального развития административного государственного служащего корпуса "А";
10) административный государственный служащий – государственный служащий, осуществляющий свою деятельность на постоянной профессиональной основе, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан;
11) категория административной государственной должности – совокупность административных государственных должностей с соответствующими квалификационными требованиями;
12) государственный служащий – гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка Республики Казахстан государственную должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства;
13) служебная этика государственных служащих (далее – служебная этика) – правила поведения государственных служащих, установленные настоящим Законом и Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан;
14) уполномоченный орган по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию единой государственной политики в сфере государственной службы;
15) государственная должность – структурная штатная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий;
16) политический государственный служащий – государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер, который несет ответственность за реализацию политических целей и задач;
17) конфликт интересов – противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий;
18) наставник – государственный служащий, закрепляемый за государственным служащим, впервые принятым на государственную службу, оказывающий ему практическую помощь в его профессиональной адаптации;
19) низовая должность – государственная должность административных государственных служащих корпуса "Б", категория которой в соответствии с реестром должностей является нижестоящей среди категорий должностей, предусмотренных в штатном расписании государственного органа;
20) временно вакантная государственная должность – государственная должность, временно свободная в связи с прикомандированием, нахождением государственного служащего, занимающего данную государственную должность, в социальном отпуске либо на обучении на основе государственного заказа, а также отсутствием его на рабочем месте более двух месяцев подряд вследствие заболевания, если заболевание входит в перечень заболеваний, для которых установлен более длительный срок нетрудоспособности, утверждаемый уполномоченным государственным органом в области здравоохранения;
21) уполномоченная комиссия – комиссия по рассмотрению вопросов поступления граждан Республики Казахстан на административную государственную службу, ее прохождения и прекращения, а также привлечения в государственные органы иностранных работников, положение и состав которой утверждаются Президентом Республики Казахстан;
22) надбавка – денежная доплата к должностному окладу, устанавливаемая административному государственному служащему корпуса "Б" в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;
23) прикомандирование – занятие государственными служащими государственных должностей в других государственных органах, загранучреждениях Республики Казахстан и иных организациях с сохранением прежнего места работы (государственной должности) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной службы
1. Правовую основу государственной службы составляют Конституция Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Действие настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на:
1) всех государственных служащих, за исключением случаев, когда Конституцией, конституционными законами или иными законодательными актами Республики Казахстан для них определен иной правовой статус;
2) административных государственных служащих, назначаемых местными представительными органами или избираемых в соответствии с законами Республики Казахстан, в части, не урегулированной законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан;
3) государственных служащих, проходящих правоохранительную службу, с особенностями, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан о правоохранительной службе.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на:
1) лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственных органов;
2) служащих и технических служащих Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств;
3) лиц, осуществляющих деятельность в государственных органах на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, в том числе иностранных работников государственных органов.
Статья 4. Основные принципы государственной службы
1. Государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах:
1) законности;
2) казахстанского патриотизма;
3) единства системы государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
4) приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;
5) эффективности, результативности, прозрачности в деятельности государственных органов;
6) равного права граждан на доступ к государственной службе;
7) добровольности поступления граждан на государственную службу;
8) профессионализма государственных служащих;
9) меритократии – признания личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижения по государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
10) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и государственных служащих нижестоящих государственных органов;
11) подконтрольности и подотчетности государственных служащих;
12) личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих должностных полномочий;
13) этичности;
14) нетерпимости к правонарушениям;
15) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
16) правовой и социальной защищенности государственных служащих;
17) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы;
18) поощрения государственных служащих за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности;
19) непрерывности обучения государственных служащих и развития необходимых компетенций;
20) практической ориентированности подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
2. В государственных органах не допускается создание организаций политических партий. Государственные служащие при исполнении должностных полномочий руководствуются требованиями законодательства Республики Казахстан и не связаны с решениями политических партий, общественных объединений и их органов.
Статья 5. Уполномоченный орган
1. Единую систему органов по делам государственной службы образуют уполномоченный орган, его ведомство, территориальные подразделения, организации, подведомственные уполномоченному органу.
Территориальные подразделения осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган:
1) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, а также принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) разрабатывает и утверждает типовые квалификационные требования к категориям административных государственных должностей;
3) ведет мониторинг состояния кадрового состава политических и административных государственных служащих, а также политических и административных государственных должностей государственной службы, включая общую координацию по формированию единой автоматизированной базы данных (информационной системы) по персоналу государственной службы;
4) формирует кадровый резерв административной государственной службы корпуса "А";
5) определяет порядок, программы, организацию тестирования административных государственных служащих, кандидатов на занятие административных государственных должностей и граждан, поступающих на правоохранительную службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) разрабатывает и представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан реестр должностей политических и административных государственных служащих, а также акты в соответствии с настоящим Законом;
7) разрабатывает и представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан акты, определяющие статус и полномочия ответственных секретарей и руководителей аппаратов министерств и центральных государственных органов;
7-1) разрабатывает порядок прикомандирования государственных служащих к международным и иным организациям;
7-2) разрабатывает порядок исчисления стажа работы государственных служащих, дающего право на установление должностного оклада;
7-3) разрабатывает порядок карьерного планирования для административных государственных служащих корпуса "А";
7-4) ежегодно формирует Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан и вносит его в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в Правительство Республики Казахстан для последующего представления Президенту Республики Казахстан;
8) координирует деятельность государственных органов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации административных государственных служащих, в том числе за рубежом;
9) координирует формирование и размещение государственного заказа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации административных государственных служащих;
10) осуществляет государственный контроль в соответствии с законодательством Республики Казахстан за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы государственными органами, за соблюдением служебной этики государственными служащими, за качеством оказания государственных услуг;
11) определяет порядок проведения конкурсов на занятие административной государственной должности;
12) согласовывает назначение на административную государственную должность в части соответствия кандидата предъявляемым квалификационным требованиям;
13) определяет порядок разработки и утверждения должностной инструкции административного государственного служащего;
14) утверждает типовое положение о службе управления персоналом (кадровой службе);
15) разрабатывает и утверждает типовые формы документов кадрового делопроизводства административной государственной службы;
16) вносит предложения должностным лицам и государственным органам об отмене их решений, принятых с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
17) вносит государственным органам в пределах своей компетенции обязательные к рассмотрению представления об устранении нарушений, выявленных по результатам проверки по вопросам государственной службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
18) участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам государственной службы;
19) осуществляет в государственных органах оценку эффективности управления персоналом;
20) координирует и осуществляет методологическое руководство деятельностью служб управления персоналом (кадровых служб);
21) рассматривает жалобы физических и юридических лиц на действия (бездействие) и решения государственных органов или должностных лиц по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, а также соблюдения служебной этики;
22) осуществляет координацию деятельности государственных органов по организации проведения стажировок административных государственных служащих;
23) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Уполномоченный орган имеет в областях, городах республиканского значения, столице советы по этике, положение о которых утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
4. Решения уполномоченного органа и его территориальных подразделений оформляются в форме приказов.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 6. Служба управления персоналом (кадровая служба)
1. Служба управления персоналом (кадровая служба) в пределах своей компетенции:
1) координирует деятельность структурных подразделений государственного органа по исполнению законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы;
2) организует деятельность дисциплинарной, конкурсной и иных комиссий по кадровым вопросам;
3) обеспечивает соблюдение процедур проведения оценки деятельности административных государственных служащих, конкурсного отбора, продвижения по службе государственных служащих, служебных расследований, привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности, увольнения государственных служащих;
4) организует отбор кадров, оформляет документы, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, осуществляет учет персональных данных государственных служащих, сведений о результатах оценки деятельности административных государственных служащих и прохождения обучения, в том числе в единой автоматизированной базе данных (информационной системе) по персоналу государственной службы;
5) обеспечивает соблюдение ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе;
6) организует стажировку, наставничество, оценку деятельности, подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в соответствии с установленными сроками, разрабатывает порядок применения поощрений государственных служащих;
7) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Республики Казахстан.
2. Служба управления персоналом (кадровая служба) организационно самостоятельна от других структурных подразделений государственного органа, непосредственно подчинена ответственному секретарю или руководителю аппарата, а в государственных органах, в которых не введены должности ответственного секретаря и руководителя аппарата, – руководителю государственного органа.
3. В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы единой службы управления персоналом (кадровой службы) для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Единая служба управления персоналом (кадровая служба) областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению должностного лица (органа), имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.
Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой службы управления персоналом (кадровой службы) в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая служба управления персоналом (кадровая служба) районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или вышестоящего органа.
Статья 7. Классификация государственных должностей государственных служащих
1. Государственные должности государственных служащих учреждаются в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Для административных государственных служащих устанавливаются категории государственных должностей. Для политических государственных служащих категории государственных должностей не устанавливаются.
3. Реестр должностей политических и административных государственных служащих утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Статья 8. Статус государственных служащих и их правовые гарантии
Статус государственного служащего включает общие права, свободы и обязанности государственного служащего как гражданина Республики Казахстан с ограничениями, установленными законами Республики Казахстан, связанными с пребыванием на государственной службе, а также права, обязанности и ответственность, обусловленные особенностями государственной службы.
Граждане Республики Казахстан приобретают статус государственного служащего с момента назначения или избрания на государственную должность и утрачивают с момента прекращения государственной службы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
Статья 9. Основные права государственных служащих
Государственный служащий имеет право:
1) пользоваться правами и свободами, гарантируемыми гражданам Республики Казахстан Конституцией и законами Республики Казахстан;
2) на правовую и иную защиту в соответствии с законодательством Республики Казахстан в случае доведения им до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, и (или) до правоохранительных органов о ставших ему известными достоверных случаях коррупционных правонарушений;
3) на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для эффективной работы условия труда;
4) на социальную и правовую защиту;
5) участвовать в пределах своих должностных полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;
6) посещать в установленном порядке для исполнения должностных полномочий организации;
7) требовать от руководителя точного определения задач и объема должностных полномочий в соответствии с государственной должностью, занимаемой государственным служащим;
8) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
9) на стимулирование и оплату труда в зависимости от государственной должности, которую он занимает, качества работы, опыта и иных оснований, установленных настоящим Законом;
10) на подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета и средств Национального Банка Республики Казахстан;
11) на сохранение места работы (государственной должности) в случаях направления его государственным органом на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан или стажировку, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан;
12) беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;
13) на продвижение по государственной службе с учетом квалификации, компетенций, способностей, заслуг и добросовестного исполнения своих должностных обязанностей;
14) требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению государственного служащего, обвинений;
15) на увольнение с государственной службы по собственному желанию, за исключением случаев рассмотрения его ответственности за коррупционное правонарушение либо за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;
16) на пенсионное и социальное обеспечение;
17) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных полномочий;
18) на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.
Иные права государственного служащего могут устанавливаться законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 10. Основные обязанности государственных служащих
Государственные служащие обязаны:
1) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;
2) приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, их обращения и принимать по ним необходимые меры;
4) осуществлять функции в соответствии со своими должностными полномочиями;
5) при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений;
6) соблюдать служебную дисциплину;
7) соблюдать ограничения, установленные законами Республики Казахстан;
8) соблюдать служебную этику;
9) выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их должностных полномочий;
10) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе после прекращения государственной службы, в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;
11) не разглашать получаемые при исполнении должностных полномочий сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
12) обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать вверенную государственную собственность только в служебных целях;
13) незамедлительно доводить до сведения руководства государственного органа, в котором они работают, и (или) правоохранительных органов о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений;
14) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения должностных обязанностей;
15) отработать в государственном органе, направившем их на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования, непосредственно после завершения обучения, а также на государственной службе в порядке и сроки, определенные Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Неисполнение данного обязательства влечет возмещение государственным служащим государству бюджетных средств, выделенных на его обучение и связанных с обучением затрат, пропорционально неисполненным обязательствам;
16) обеспечивать информационную безопасность в процессе работы с информационными ресурсами государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Иные обязанности государственных служащих могут устанавливаться законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 11. Основные функции политических государственных служащих, являющихся руководителями государственных органов, и акимов областей, городов республиканского значения и столицы
1. Функциональные обязанности политических государственных служащих определяются законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан, положением о соответствующем государственном органе и распределением обязанностей.
2. Основными функциями политических государственных служащих, являющихся первыми руководителями государственных органов, и акимов областей, городов республиканского значения и столицы являются:
1) определение целей государственного органа, развития соответствующей территории;
2) принятие решений, способствующих выработке, определению и реализации государственной политики;
3) взаимодействие с главами иностранных дипломатических представительств по согласованию с уполномоченным органом в сфере внешнеполитической деятельности;
4) представление государственного органа в Парламенте Республики Казахстан и других государственных органах и организациях;
5) регулирование и оценка хода исполнения государственных, правительственных программ и иных проектов;
6) иные функции, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 12. Полномочия ответственных секретарей, руководителей аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы
1. Статус и полномочия ответственных секретарей министерств и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, устанавливаются Президентом Республики Казахстан.
2. К полномочиям руководителей аппаратов центральных государственных органов относятся:
1) организация реализации целей, возложенных на государственный орган;
2) организация, координация и контроль за деятельностью структурных подразделений государственных органов в пределах своей компетенции;
3) утверждение положений о структурных подразделениях государственного органа;
4) назначение на государственные должности и освобождение от государственных должностей административных государственных служащих корпуса "Б" государственного органа, если иное не установлено законами Республики Казахстан;
5) осуществление общего руководства деятельностью дисциплинарной и конкурсной комиссий государственного органа;
6) осуществление контроля за соблюдением служебной дисциплины;
7) решение вопросов командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок государственным служащим государственного органа, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих должностных лиц;
8) решение вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих государственного органа, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих должностных лиц;
9) обеспечение исполнения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции в пределах своей компетенции;
10) контроль за ходом исполнения решений, принятых политическими государственными служащими государственного органа;
11) осуществление иных полномочий, возложенных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Полномочия руководителей аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы устанавливаются Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан".
4. Не допускается возложение на ответственных секретарей, руководителей аппаратов центральных государственных органов, руководителей аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы обязанностей первых руководителей центральных государственных органов (местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы), а также обязанностей ответственных секретарей, руководителей аппаратов государственных органов, руководителей аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы на первых руководителей центральных государственных органов (местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы) и их заместителей.
5. Полномочия руководителей аппаратов правоохранительных органов определяются их первыми руководителями.
6. Ответственные секретари, руководители аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы несут персональную ответственность за выполнение должностных полномочий, предусмотренных настоящей статьей.
7. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения функций и полномочий ответственными секретарями, руководителями аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы руководители центральных государственных органов Республики Казахстан, акимы областей, городов республиканского значения и столицы вправе инициировать вопрос о дальнейшем занятии государственной должности указанными лицами в порядке, установленном Президентом Республики Казахстан.
Статья 13. Ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе
1. Государственный служащий не вправе:
1) быть депутатом представительного органа;
2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
3) заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;
5) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;
6) участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению должностных обязанностей, включая забастовки;
7) в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.
2. Государственный служащий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в течение месяца после вступления в государственную должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции (акцию) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этому лицу, а также имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. Копия нотариально засвидетельствованного договора на доверительное управление имуществом представляется государственным служащим в десятидневный срок со дня нотариального засвидетельствования в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы.
3. Государственные служащие, за исключением членов Правительства Республики Казахстан, Председателя и членов Конституционного Совета Республики Казахстан, могут не передавать в доверительное управление принадлежащие им облигации, паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов.
4. Государственный служащий имеет право получать доход от имущества, переданного в доверительное управление.
Государственные служащие, за исключением членов Правительства Республики Казахстан, Председателя и членов Конституционного Совета Республики Казахстан, вправе передавать в имущественный наем жилища.
5. Правила передачи имущества государственных служащих в доверительное управление утверждаются Правительством Республики Казахстан.
6. Председатель Национального Банка Республики Казахстан и его заместители в месячный срок с даты назначения на указанные государственные должности обязаны передать в доверительное управление и представить в кадровую службу Национального Банка Республики Казахстан копию нотариально удостоверенного договора на доверительное управление принадлежащих паев инвестиционных фондов, облигаций и акций коммерческих организаций.
Председатель Национального Банка Республики Казахстан и его заместители не вправе приобретать паи инвестиционных фондов, облигации, акции коммерческих организаций.
7. Государственный служащий не может занимать государственную должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.