Дунай в безысходной пьяной зависти убивает ее и их общих детей, после чего кончает самоубийством сам.
Дунай.
Итак, поговорим о Дунае.
Даже если вы не читали этой былины - а вы, конечно, на 70% ее не читали - вы наверняка слышали сказку о Матюше Пепельном или, на худой конец, песню о Нибелунгах или же Тристана и Изольду. Так вот, перед нами именно она. Герой-богатырь, не входящий в круг приближенных короля, (в силу ли социального статуса, как Матюша, либо уже составивший себе репутацию подвигами, не связанными с царствующим двором, как Зигфрид), по приказу своего сюзерена отправляется в далекую страну и сватает ему невесту. Зигфриду после богатырского боя с Брунгильдой приходится еще и провести с ней ночь (здесь песня настаивает на том, что в течение ночи между ними лежал острый меч Зигфрида, но я, как и многие слушатели этой песни, полагаю, что меч был многократно использован по назначению. Иначе бешеная ревность Брунгильды к Кримхильде не находит никакого логического объяснения). Русская былина более мягка в этом отношении. Дунай сватает князю Владимиру одну дочь заморского короля, а себе берет вторую, с которой давно уже состоит в любовной связи. Причиной его появления в русских землях и стало раскрытие этой связи, когда принцесса, выкупив возлюбленного у палачей, помогает ему бежать. Необходимо отметить, что сама былина начинается с того, что Дуная извлекают из погреба, где он сидит, по смыслу сказки, за то, что хорошо служил и нажил себе богатство на службе НЕ у Владимира, а у другого короля. Нажитое богатство, ясно дело, отошло к казне... Отвлекаясь ненадолго от основной цели нашего исследования, заметим в скобках, что основы взаимоотношений "государство-человек" в России были заложены уже тогда, и с тех пор они не изменились. Человек как был вторым, подчиненным субъектом в этой связке, так им и остался. Если три брата-короля гордятся тем, что им удалось заманить Зигфрида к себе на службу и в конце концов тоже убивают его именно для того, чтобы завладеть его сокровищами, то им это не приносит счастья, а наоборот, гибель. Причем гибель жуткую и позорную - от руки сестры.
От руки женщины...
В русской былине же это проходной факт, едва достойный упоминания. Обычное дело, да. Заработал человек бабок честным, достойным путем - бабки отберем, а человека в погреб.
В общем, бросается в глаза, что демократические ценности нам чужды изначально.
Но вернемся к нашим баранам. Короче, Дунай находит невесту и себе - могучую невесту, над которой с трудом одерживает верх в кулачном бою. То есть они как два воина практически равны друг другу по силам. Как и Брунгильда, Настасья - богатырша. Две свадьбы празднуются в один день, и на пиру происходят события, напоминающие уже другую скандинавскую сказку. В Старшую Эдду она вошла под названием "Перебранка Локи". Я хочу твердо акцентировать, что упоминаю сказки и мифы иных народов не для того, чтобы подчеркнуть как будто вторичность русского эпоса, его несамостоятельность. Я это делаю для того, чтобы мы все снова вспомнили - мы все одна кровь и мы все очень, очень похожи.
По крайней мере, были. Колыбель европейских народов была если не общей, то отдельные колыбельки стояли очень близко друг другу, как коечки новорожденных в наших роддомах. И когда один малыш начинал гулить, все остальные подпевали ему хором.
Так вот, Дунай нажрался в хлам и начал задираться. Локи в аналогичной ситуации ругает всех присутствующих, Дунай чрезмерно нахваливает себя. Но суть одна. Когда богам надоело слушать Локи, то его привязали под водопадом кишками его сына. Под водопадом, чтобы остыл и протрезвел, видимо, а кишками его сына - для того, чтобы в следующий раз следил за базаром. В русской былине поворот иной. Жена останавливает поток похвальбы пьяного мужа, сначала мягко - делая комплименты другим присутствующим здесь же богатырям, Добрыне, Илье и прочим. И вот тогда Дунай делает роковой поступок, аналогов которому я не встречала ни в одной сказке ни одного другого народа. Он предлагает своей жене ПОСОРЕВНОВАТЬСЯ с ним, как воину с воином. (Отметим, что иногда это предлагает сама Настасья, но это не меняет ситуации).
Настасья побеждает.
Дунай в безысходной пьяной зависти убивает ее и их общих детей, после чего кончает самоубийством сам.
От комментариев пока воздержимся... Отметим только, что жена Локи, великанша Сигун, пошла за своим мужем к водопаду и все время, пока он был заточен, сидела с ним там. Так же, косвенно, к смерти Зигфрида причастны обе его бабы - и жена, и богатырша, которую он отдал королю, как достойный вассал. Но Брунгильда после смерти Зигфрида вообще не упоминается в повествовании, а вот судьба Кримхильды смутно напоминает судьбу Настасьи. И здесь главный конфликт, причина ее смерти, обозначена четче.
Кримхильда, как нам всем известно, после смерти Зигфрида была спешно выдана братьями замуж подальше от дома. К гуннам. Некоторое время спустя она пригласила братьев к себе в гости, и хотя хитроумный Хаген (непосредственный убийца Зигфрида) предупреждал, что не фиг там и делать, братья не смогли отказать. По сути дела, они не смогли отказать не сестре, а ее мужу, королю гуннов. После первых рукопожатий они все, естественно, были убиты. Причем Хагена Кримхильда прикончила собственноручно, что вызвало ропот даже среди гуннов.
Убийство человека, мужчины всегда было прерогативой мужчин, но не женщин. Хаген, понимая, к чему идет дело, просил разрешил ему покончить с собой самому - ибо даже это было бы менее позорно, чем смерть от руки женщины.
Что касается убийства как способа власти над реальностью, то позволю себе процитировать сама себя, тем более, что эта вещь скоро выходит в печать и найти ее на страничке будет невозможно (см. конец документа).
Подытожим.
И Настасья, и Кримхильда сделали "мужское дело", и сделали его успешно. Они вышли, образно говоря, на соревнование с мужчинами - и одержали верх, выиграли, победили.
Ситуация сложная для мужчин, конфликтная. Но, тем не менее, не тупиковая и имеющая массу вариантов разрешения.
Но мужчины всей Европы выбирают один и тот же выход.
Настасью убивает мужчина, которого она победила; Кримхильду один из воинов Аттилы.
Они обе сделали то, что мужчинам оказалось невыносимо, и были за это наказаны.
Результатом такого выбора былинного героя стали веселенькие костры инквизиции в Европе и русская поговорка насчет курицы и бабы...
Все хотят жить; и поняв, что сильные, умелые, умные женщины будут уничтожены, женщины резко ослабели, поглупели и стали, ну конечно, полными неумехами в "мужских" делах.
Это все до поры до времени, конечно. Как только экономические условия изменились, и капитализм подарил женщинам свободу и независимость, женщины тут же вернулись к своему исходному состоянию. Ибо женщина, все-таки, тоже человек, а человечество в целом нельзя назвать ни глупым, ни слабым, ни упрекнуть в том, что руки у него, человечества, растут из жопы. Если бы это было так, люди как вид давно погибли бы.
Но сейчас речь не о том. Итак, нашим выводом из сценарного анализа былины о Дунае будет следующее: