ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 1. Основные парадигмы и школы политологии.
1. Основные парадигмы и школы политологии.
2. Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы.
3. Основное содержание античных проектов политического устройства общества.
4. Мораль и политика в учениях Конфуция и Н. Макиавелли.
5. Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо).
6. Идеи Ш. Монтескье о разделении властей.
7. Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное.
8. Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка Идеи Т. Джефферсона о равенстве граждан, свободе и народном суверенитете.
9. Политическая мысль европейского либерализма XIX века: Б. Констан, Дж.С. Милль, А. де Токвиль.
10. Марксизм и традиции европейской политической мысли.
11. Западничество и славянофильство: противоположность мировоззренческих и политических ориентаций.
12. Русский анархизм о политике и государстве.
13. Идея социализма на российской почве: история и современность
14. Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина и его концепция правового государства.
15. Политическая философия еврейства.
16. Неомонархизм: И.А. Ильин о монархии и республике, «аксиомах власти» и правосознании.
17. Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX — начала XX вв.
18. Идеи Н.А. Бердяева о демократии, свободе личности, тоталитаризме.
19. Проблемы власти в истории русской политической мысли.
20. Харизма и ее роль в политике.
21. Концепция рациональной бюрократии М. Вебера.
22. Проблема власти у З. Фрейда: между «либидо» и «Сверх - Я».
23. Гражданское общество в странах Запада, Востока, Африки и Латинской Америки.
24. «Взлеты» и «падения» гражданского общества в российской истории.
25. Современные концепции элиты.
26. Группы интересов в российской политике: структура, механизм деятельности, эффективность.
27. Политическая стабильность советской и российской политических систем: сравнительный анализ.
28. Феномен тоталитаризма в исследованиях западных и российских политологов.
29. Многоликий авторитаризм: основные разновидности авторитарного режима в современном мире.
30. Авторитарная традиция в российской политической истории.
31. Основные способы формирования политического имиджа кандидата в депутаты.
32. Федерализм: история и современные проблемы
33. Институт президентства в современном мире.
34. Эволюция представительной власти в России.
35. Состояние прав человека в современной России.
36. «Железный закон олигархизации» Р. Михельса.
37. Оппозиция и ее роль в политической жизни.
38. Партийные ориентации российского электората.
39. Сравнительная характеристика партийных систем в развитых и переходных обществах.
40. Сравнительный анализ политических культур: Запад — Восток — Россия.
41. Содержание, формы и методы политической социализации в современной России.
42. Политический терроризм: сущность, типы, причины возникновения и средства борьбы с ним.
43. Особенности политического участия молодежи.
44. Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эволюции.
45. Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика.
46. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития.
47. Национализм на пороге XXI века.
48. Социокультурные особенности российской модернизации.
49. Россия и Латинская Америка: сравнительный политологический анализ модернизационных процессов.
50. Особенности национальной политики России в современных условиях.
51. Сравнительный анализ международного опыта решения национальных проблем в полиэтнических странах (Бельгия, США, Швейцария).
52. Российские геополитические традиции.
53. Геополитические регионы современного мира.
54. Критерии и характерные черты глобальных проблем современности.
55. Экология в системе социальных и политических приоритетов.
56. Международная безопасность и глобальный политический процесс.
ЧАСТЬ 2.
ТЕСТ
1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) бихевиоризм;
б) политическая антропология;
в) политическая социология;
г) исторический подход;
д) политика;
е) структурный функционализм;
ж) прикладная политология;
з) политико-культурологический подход;
и) политология;
к) позитивизм;
л) институционализм;
м) сравнительная политология;
н) системный подход;
о) политическая история;
п) политическая социализация;
р) политическая философия.
1) наука, изучающая общие черты и особенности различных политических систем;
2) наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений, разрабатывающая нормативный подход к политике;
3) наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основных потребностей на политическое поведение;
4) изучение политических явлений с точки зрения их развития;
5) направление политической науки, основывающейся на эмпирических (прежде всего количественных) методах исследования, исходящее при анализе политических явлений из политического поведения индивидов или групп;
6) наука, изучающая изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества;
7) наука, изучающая все стороны политической жизни;
8) метод политического исследования, направленный на выявление различных институтов и несхожих функций похожих институтов;
9) наука, изучающая влияние общества, социальных организаций на политические процессы;
10) направление в политической науке, изучающее политические организации, нормы и методы их деятельности;
11) исследование политических процессов с точки зрения влияния на них норм, ценностей, установок и ориентаций индивидов и групп;
12) функция политической науки, заключающаяся в формировании определенной политической культуры граждан, выработке политических знаний и навыков политического участия;
13) «властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);
14) ориентация на изучение объекта как системы, раскрытие его целостности и создание единой теоретической картины;
15) наука разрабатывающая различные политические технологии;
16) ориентация на количественные и статистические методы исследований, освобождение политической науки от ценностей
а) - ; б)- ; и т.д.
2. В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина?
а) IV в. до н.э.;
б) XI—XIII вв.;
в) конец XIX в.;
г) середина XX в.
3. Какие функции политика выполняет в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные функции и аргументируйте свой выбор.
4. Как вы считаете, существует ли перспектива отмирания политики?
5. Проделайте политический анализ конкретного шага в экономической политике правительства: повышение тарифов и налогов на импортные товары, рассмотрите его последствия в отношении различных социально-экономических групп и слоев населения, финансовой и политической стабильности. Определите возможные положительные и отрицательные результаты этой акции.
6. Какие из нижеперечисленных определений политики, на ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны?
а) концентрированное выражение экономики;
б) процесс управления;
в) отношения по поводу власти;
г) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе;
д) борьба классов;
е) властное распределение ценностей внутри общества;
ж) система согласования социальных интересов;
з) искусство возможного;
и) деятельность, направленная на достижение блага всего общества;
к) форма общения людей, способ коллективного существования человека;
л) отношения «друзей» — «врагов».
7. Как вы считаете: влияет ли политика на профессиональную деятельность, которой вы рассчитываете заниматься после окончания вуза?
8. Д. Истон определяет политику как властное распределение ценностей внутри общества. Определите, что подразумевает данная трактовка:
а) определение государством величины доходов и привилегий для различных социальных групп;
б) распределение жилплощади в порядке очереди;
в) определение наиболее важных целей общественного развития и приоритетов;
г) определение порядка доступа к наиболее дефицитным ресурсам.
9. Определите, что из нижеперечисленного относится к форме, содержанию и процессу политики:
а) цели и ценности политики, мотивы и механизмы принятия решений;
б) политическая деятельность, взаимодействие между различными социальными группами;
в) организационная структура политики, институты, нормы и законы, позволяющие урегулировать политическое поведение людей.
10. Что является предметом политической науки?
а) общество в целом;
б) политические отношения;
в) классы и социальные группы;
г) политическая власть;
д) политические институты;
е) политические идеи;
ж) типы социальных действий;
з) права человека;
и) неравенство;
к) государство;
л) процесс властного распределения ценностей в обществе;
м) социальные конфликты;
н) эволюция общественных отношений.
11. Гносеологическая функция политологии заключается:
а) в определении альтернатив общественного развития;
б) в познании механизмов функционирования политических систем;
в) в приобщении индивидов и групп к определенной политический культуре.
12. Функция политической социализации заключается:
а) в определении соответствующих программ и целей общественного развития возможностям общества;
б) в приобщении индивидов и групп к определенной политической культуре;
в) в разработке альтернативных сценариев будущего политического развития;
г) в выработке единой идеологии у всех граждан.
13. Назовите специфические черты бихевиоризма. Чем было обусловлено появление бихевиористского направления в политологии?
14. Кто из политологов стоял у истоков бихевиоризма?
а) М. Вебер;
б) Р. Михельс;
в) Ч. Мерриам;
г) С. Липсет.
15. Какие из нижеперечисленных принципов соответствуют бихевиористскому направлению в политологии?
а) стремление к обнаружению элементов единообразия, закономерностей;
б) ориентация на конструирование нормативных моделей и приведение реальных политических систем в соответствие с ними;
в) проверка обоснованности выводов;
г) преимущественно этический подход к исследованию;
д) системный подход к исследованию;
е) неизменное сохранение чувства юмора у исследователя;
ж) широкое использование количественных методов при исследовании политических объектов и процессов;
з) склонность к использованию исторических материалов.
16. Какие из целей преподавания политологии представляются вам наиболее важными?
а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;
б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;
в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;
г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовывать свои права, личные и групповые интересы;
д) развитие навыков ведения дискуссий, выражения и отстаивания собственного мнения;
е) повышение эрудиции;
ж) другое (сформулируйте)
17. Укажите, какие из приведенных ниже понятии и определений соответствуют друг другу:
а) макиавеллизм;
б) охлократия;
в) олигархия;
г) деспотизм;
д) теория «общественного договора»;
е) аристократия;
ж) тирания;
з) полития.
1) правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом;
2) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав;
3) неограниченное и жестокое правление одного человека;
4) образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных политических целей;
5) власть немногих;
6) власть толпы;
7) власть лучших;
8) абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство.
а) - ; б)- и т.д.
18. Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушность характеризует не правовое, а полицейское государство. А как считаете вы: нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.
17. Какие характеристики, согласно теории Н. Макиавелли отличают правление элиты лис и элиты львов? Как великий флорентиец объясняет причину смены властвующей элиты? А как бы он определил современную правящую элиту в России?
18. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксистского учения, теоретикам христианской религиозной доктрины?
а) «Задача политики — привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства»;
б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»;
в) «Там, где начинается политика, кончается мораль»;
г) «Во многих случаях то, что является правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими»;
д) «Политика есть, прежде всего сфера взаимоотношений между классами»;
е) «Политика — это расчет, похожий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали»;
ж) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера».
19. Кому принадлежат слова: «человек — политическое животное»?
а) Платону;
б) Цицерону;
в) Аристотелю;
г) Ф. Ницше.
20. Кто впервые в истории политической мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными, не связанной никакими законами, кроме справедливых законов бога и природы?
а) Августин;
б) Платон;
в) Ж. Боден;
г) Т. Гоббс.
21. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собственность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?
22. Какую форму реального правления Аристотель считал лучшей?
а) политию;
б) демократию;
в) аристократию;
г) олигархию.
23. Кто является автором теории о влиянии климата на политический процесс?
а) Ф. Аквинский;
б) Г. Маккиндер;
в) Ш. Монтескье;
г) Ж. Боден.
24. Кто из нижеперечисленных мыслителей является автором концепции «общественного договора»?
а) Ж.Ж. Руссо;
б) Т. Гоббс;
в) Ф. Аквинский;
г) Аристотель
25. Какой металл, по мнению Платона, добавлял бог в будущих правителей при их создании?
а) золото;
б) медь;
в) железо;
г) серебро.
26. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) славянофильство;
б) евразийство;
в) «русская идея»;
г) почвенничество;
д) «русский византизм»;
е) западничество;
ж) народничество.
1) комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в историческом процессе;
2) направление русской общественно-политической мысли, отрицавшее специфический, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по западному образцу;
3) политико-философская концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева;
4) направление русской общественно-политической мысли, обосновывающее самобытность общественного и государственного развития России;
5) течение в русском консерватизме, обосновывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духовного развития России;
6) общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;
7) общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели).
27. Рассуждая о психологии русского народа, национальном характере, о «душе России», Н.А. Бердяев в работе «Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности» (М., 1990) подчеркивал: «Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость... Россия — самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики... Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться со звериным государством в относительном... Душа России — не буржуазная душа, душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно... Созревание России до мировой роли предполагает ее духовное возрождение».
Как, на ваш взгляд, соотносятся эти мысли Бердяева с общественно-политическими процессами в современной России, насколько они актуальны сегодня?
28. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) харизма;
б) легитимность;
в) медиакратия;
г) кратология;
д) легальность;
е) охлократия;
ж) плутократия;
з) легальное господство;
и) теократия;
к) традиционное господство;
л) власть;
м) геронтократия.
1) юридическое обоснование законности политической власти;
2) власть мудрецов-старейшин;
3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;
4) власть толпы;
5) наука о власти;
6) тип господства, опирающийся на освященные обычаем нормы;
7) власть, основанная на воздействии средств массовой информации;
8) один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами;
9) тип господства, основывающийся на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства и подчинения;
10) признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания;
11) форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества;
12) один из типов легитимного господства, который характеризуется отношением к политическому лидеру как к высшему, сверхординарному существу.
29. Известно, что власть основывается на:
а) авторитете;
б) принуждении;
в) прямом насилии.
Можете ли вы дополнить этот список?
30. Что понимается под категорией «основания власти»?
а) иррационалистическое понимание власти;
б) потенциальные возможности власти, т.е. средства, которые, могут быть ею использованы;
в) характеристика власти вообще;
г) средства, которые уже используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных целей.
31. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от средств массовой информации?
а) интерес;
б) распределение материальных благ;
в) принуждение;
г) убеждение.
32. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимного господства.
33. Определите, какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству, а какие легальному:
а) осуществляется в период формирования индустриального общества;
б) для своего поддержания требует «великих свершений»;
в) основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства и подчинения;
г) возникает, как правило, в условиях социально-политического кризиса;
д) авторитет власти не связан правовыми нормами и правилами;
е) основами для продвижения по иерархической лестнице являются служебная дисциплина и деловая компетентность, а не личная преданность.
34. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
а) политическая коммуникация;
б) агрегирование интересов;
в) требования;
г) структурная дифференциация;
д) «выход» политической системы;
е) функции;
ж) роль;
з) «вход» в политическую систему;
и) политическая стабильность;
к) политический риск;
л) политическая система;
м) поддержка;
н) артикуляция интересов;
о) эффективность политической системы;
п) политический институт;
р) адаптация.
1) устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;
2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;
3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование данной системы» (Р. Мертон), «доступная наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему» (Г. Алмонд);
4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;
5) совокупность реакций политической системы, проявляющаяся в принятии формально-правовых норм, решений и их реализации;
6) смоделированное поведение;
7) «выражение мнения о том, что уполномоченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);
8) «совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия» (Г. Алмонд);
9) процесс преобразования настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования;
10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в политике и экономике;
11) лояльность по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;
12) приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;
13) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;
14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;
15) систематизированные и практически используемые формы политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур.
35. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:
а) экологическая система;
б) международные социальные системы;
э) международные политические системы;
г) биологическая система;
д) международные биологические системы;
е) социальные системы;
ж) международная социальная структура;
з) система культуры;
и) международная экономическая система;
к) демографическая система;
л) международная система культуры;
м) социальная структура;
н) международная демографическая система.
- Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?
а) политическая власть;
б) экология;
в) внешняя среда;
г) политика;
д) международное сообщество;
е) политическая культура;
ж) политические партии;
з) государство;
и) связь-коммуникация;
к) политический результат.
- Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?
а) исполнение правил и норм;
б) агрегирование интересов;
в) определение правил (нормотворчество);
г) политическая коммуникация;
д) политическая социализация и рекрутирование;
е) контроль за соблюдением правил и норм;
ж) артикуляция интересов
- Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?
а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;
б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;
в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования.
- Какое из названных положений соответствует функции агрегирования интересов?
а) реализация поступивших в политическую систему требований;
б) процесс согласования различных интересов;
в) преобразование требований в поддержку политической системы.
- Какое из нижеприведенных положений соответствует функции коммуникации?
а) информирование населения о проводимой политике;
б) выработка новых норм и правил;
в) принятие наиболее важных решений.
- Какие из перечисленных структур выполняют функцию артикуляции интересов?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
- Какие из названных структур выполняют функцию агрегирования интересов?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
- Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
- Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы
- Какие из указанных условий способствуют укреплению политической стабильности?
а) наличие классового типа стратификации;
б) высокие показатели экономического развития и удовлетворенность большинства общества своим уровнем жизни;
в) способность политической системы адекватно реагировать на поступающие в нее требования, корректируя политику в соответствии с ними;
г) отсутствие политических прав и свобод в обществе;
д) наличие устойчивых политических норм, разделяемых большинством общества;
е) низкая степень институализации;
ж) обеспечение возможности участия групп и индивидов в формировании власти;
з) отсутствие оппозиции;
и) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;
к) легитимность политической власти;
л) отсутствие требований, предъявляемых к системе;
м) устойчивая и эффективная система политической социализации.