Основы конституционного строя. 4 страница

социально-экономические и культурные

комплекс прав, включащие право на мир, на здоровую окружающую среду, право на природные ресурсы своей страны

права в сфере технологии

В действующей конституции перечень прав и свобод зафикситрован в такой последовательности: сначала личные, затем политические, потом соц-экономические. Такая посдеовательность и во всеобщей декларации прав человека. Такая последовательнсоть впервые отражена в 1993 году раньше сначала фиксировались соц-экономич, затем политические а потом личныею это свидетельтсововало об иной системе приорететов.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:

· обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 п.2);

· обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 п. 2);

· обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ст. 36 п. 2);

· обязанность заботиться о детях и их воспитании (ст. 38 п. 2);

· обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 п.3);

· обязанность получить основное общее образование (ст. 43 п. 4);

· обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 п. 3);

· обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);

· обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);

· обязанность защиты Отечества (ст. 59);

· обязанность воинской или альтернативной службы (ст. 58 п.2 и п.3).

Из-за небольшого количества обязанностей, непосредственно обозначенных в Конституции РФ, их сложно вставить в какую либо систему и проследить их подчиненность.

50 Право на жизнь содержание и гарантии

Право на жизнь - необходимое условие всех остальных прав и с этой точки зрения является высшей личной ценностью. Однако как таковое оно может существовать и в условиях несвободы, т.е. само по себе не предопределяет неотчуждаемость других естественных прав человека и необходимый в демократическом обществе объем их защиты государством. Исторически право каждого на жизнь как "гарантированный государством запрет произвольно лишать любого человека жизни" <1>, провозглашенное в ч. 1 комментируемой статьи, свидетельствует об адекватной реакции конституционного законодателя на чудовищные злодеяния тоталитарной власти.

Право на жизнь - как субъективное право каждого - в отличие от других прав, которые согласно Конституции могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это соответствует конституционно значимым целям, таким ограничениям не подлежит.

Гарантии права человека на жизнь. Согласно общепринятому мнению, гарантии делятся на общие и специальные (последние еще называют гарантиями правосудия). К общим гарантиям можно отнести такие, как, например, возможность обжалования неправомерных действий и актов, право на международную защиту, на возмещение причиненного вреда, запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих конституционное право на жизнь. Специальные гарантии – это право на судебную защиту, на юридическую помощь, презумпция невиновности, гарантии должной подсудности, недействительность незаконно полученных доказательств, запрет обратной силы закона, устанавливающего либо отягчающего ответственность, и т. п.

51 право на непрекосновенностьчасной жизни личную и семейную тайну защиту чести и доброго имени

Право на охрану частной жизни - это комплексное право, содержанием которого охватываются такие личные права человека, как право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и своего доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища (ст. 22-25 Конституции).

Совокупность всех этих прав призвана гарантировать суверенитет личности,..(тайна завещания, усыновления, иных нотариальных действий, врачебные диагнозы, тайна денежного вклада, записей, тайна исповеди,

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Разновидность личных прав, юридическое содержание данного права заключено в том, что никто не может без согласия гражданина знакомиться с его перепиской, почтово-телеграфной корреспонденцией, прослушивать и фиксировать телефонные и иные разговоры граждан, а равно разглашать содержание указанных документов и сообщений. Запрещается перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений. Федеральное законодательство допускает два случая ограничения этого права: 1) если необходимо проведение по уголовному делу такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка (ст. 174 УПК РФ); 2) если в ходе оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой полномочными органами, требуется контроль почтовых отправлений, цензура корреспонденции осужденных, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Данные ограничения согласно Закону возможны лишь на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого противоправного деяния

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров или телеграфных сообщений, если такие деяния совершены умышленно, квалифицируется как преступление и влечет уголовную ответственность

Неприкосновенность жилища. Представляет собой право личности на государственную охрану арендуемого или принадлежащего ему на правах собственности жилого или подсобного помещения от незаконного вторжения как должностных лиц, так и отдельных граждан. Гарантии неприкосновенности жилища означают, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство регламентирует случаи, когда это допускается, и устанавливает круг уполномоченных на то органов. Это прежде всего допускается при производстве уголовно-процессуальных действий (обыска, выемки) по расследуемым уголовным делам. Правом в соответствии с Законом от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» (ст. 11) входить в жилые помещения, которые используются для предпринимательской деятельности, обладают сотрудники налоговой полиции. Право входить в жилые помещения и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также при наличии достаточных данных полагать, что в этом помещении совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а равно для обеспечения личной и общественной безопасности предоставлено согласно ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» сотрудникам милиции. В обоих случаях в течение 24 часов в известность должен быть поставлен прокурор. Правом беспрепятственного входа в жилище обладают в случае пожара сотрудники пожарной безопасности (пожарники). Во всех случаях проникновение в жилище возможно при наличии: а) соответствующих оснований, установленных федеральным законом; б) решения судебного органа. Нарушение неприкосновенности жилища квалифицируется уголовным законом как преступление и влечет уголовную ответственность (ст. 139 УК РФ).

Неприкосновенность семейной жизни- это ограничения на вмешательство в семейные дела, в личные отношения с другими людьми. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье и другие сведения. Право на личную и семейную тайну означает, что член семьи может требовать неразглашения соответствующих сведений, а также распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению либо с согласия других членов семьи.

В процессе жизни человека различные люди на законных основаниях получают информацию об определенны сторонах его частной жизни. Среди них врачи, адвокаты, нотариусы, работники правоохранительных органов, священнослужители и т.д. На основании этого в законодательстве закреплены различные требования к сохранению в тайне информации о частной жизни граждан. Так, врачебную тайну составляет информация о факте обращения граждан за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Нотариус обязан

Защита чести и доброго имени гражданина осуществляется посредством требования в судебном порядке опровержения порочащих его честь и достоинство сведений. Граждане также обладают правом требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 152 Гражданского кодекса РФ).

52 право на пользования родным языком на свободный выбор общения воспитания обучения и творчества

Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» гарантирует всем ее народам независимо от численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. Каждому гарантируется свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, религии и места проживания.

Конституционное право на свободный выбор языка общения специально регламентировано рядом федеральных законов, регулирующих различные сферы жизни. Как правило, такая регламентация устанавливается в целях соразмерной защиты определенных конституционных, в том числе языковых, иных национально-культурных ценностей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" статус русского языка как государственного языка РФ предусматривает обязательность его использования в законодательно определенных сферах, конкретизированных, в частности, в ст. 3 Закона. В силу этих установлений, по общему правилу (исключения оговорены особо), русский язык подлежит обязательному использованию во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.

Особые гарантии комментируемого конституционного права установлены для судебной сферы. При осуществлении судами правосудия, согласно п. 3 ст. 10 Закона о судебной системе РФ, участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

53 свобода совести. Правовые основы организации религиозных объеденений

Свобода совести и вероисповедания включает в себя: 1) право лица не сообщать о своем отношении к религии, свободно участвовать в отправлении религиозных обрядов; 2) право свободно реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания, не допускается принуждение кого бы то ни было к исповеданию той или иной религии путем применения насилия, повреждения имущества либо угрозами подобных действий; 3) право на тайну исповеди.

РФ – светское государство. Поэтому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ не допускается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии. Конституция РФ закрепляет принцип отделения государства от церкви, т. е. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с этим принципом государство не вправе: 1) вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) возлагать на религиозные объединения обязанности органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 3) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если та деятельность не противоречит конституционному строю РФ; 4) вводить в качестве обязательного образования религиозное в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Религиозные объединения граждан, если их деятельность не нарушает конституционных основ РФ, выступают наравне с другими общественными объединениями в общественных отношениях, за исключением участия в: 1) осуществлении полномочий органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 2) выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 3) деятельности политических партий и политических движений, оказании им материальной и иной помощи.

54 право на информацию содержание и гарантии

Гарантии права на информацию. Сегодня ответственность за содействие в реализации прав личности, в том числе и реализацию права на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, солидарно ложится на государство и субъектов РФ. Это следует из пункта «б» части первой ст. 72 Конституции РФ, согласно которому защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Среди гарантий права на информацию следует выделить материальные, духовные и юридические гарантии.

Материальные гарантии выражаются в единстве экономического пространства, свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической, в том числе предпринимательской деятельности.

Духовные гарантии представляют собой систему духовных ценностей, основанных на общественной сознательности и включающих, в частности, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой комплекс юридических средств и способов охраны и защиты права на информацию. Они занимают особое место в системе гарантий и являются предметом заботы прежде всего государства. Российская Федерация выполняет функцию содействия реализации права граждан на информацию, прежде всего посредством правотворческой деятельности, устанавливая в федеральных законах и других нормативных правовых актах те либо иные гарантии. Так, согласно п. 5. ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ, в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Важные гарантирующие функции выполняются Президентом РФ, который согласно ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, и Правительством РФ, которое в соответствии со ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

Одним из элементов юридических гарантий права на информацию выступают меры ответственности за нарушение этих прав. Нарушение гарантированных Конституцией РФ прав на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации преследуется по закону.

Считаются, в частности, преступлением деяния должностных лиц, связанные с неправомерным отказом в предоставлении собранных в установленном порядкедокументов

и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК РФ). Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрено, в частности, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом (ст. 62).

55 Политические права и свободы граждан РФ понятие и содержание

Политика – это та сфера общественной жизни, которая связана с осуществлением публичной власти. В связи с этим политические права и свободы человека и гражданина – это те права и свободы, которые определяют политический статус личности, позволяющий участвовать в общественно-политической жизни, в осуществлении политической власти, управлении обществом и государством. Поскольку политическая правосубъектность наступает в полном объеме в 18 лет, лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации весьма ограниченно пользуются такими правами и свободами, постольку эти права и свободы – это, по сути дела, права гражданина, неразрывно связанные, как правило, с обладанием личностью гражданством данного государства.

К числу важнейших политических прав и свобод относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

Статье 30 Российской Конституции говорится:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право на объединение — одно из политических прав, цель которого обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода (не государственных) общественных объединений совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение

Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ).

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование — важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Право на проведение публичных мероприятий — субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей (ст.32 п.1 Конституции РФ).

“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ст.32 п.2 Конституции РФ).. Лишаются право избрания лица недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.

Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами добровольно.

Статья 32 п. 4 Конституции РФ устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации.

Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.

57Экономические социальные и культурные права и свободы граждан понятие и содержание

оциально-экономические права и свободы – это права призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот.

. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности

.Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.
В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении социально-экономических благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства. Подобного рода интерпретация, закономерно вытекала из того, что государство по сути дела выступало как единственный собственник всех общественных богатств, средств производства, и. Оно сосредоточивало в своих руках все функции по производству и распределению материальных благ, планировало развитие экономики и культуры


Государственные гарантии социально-экономических прав


1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;
2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;
3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности -. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе РФ.
Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).


право частной собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.
Федерации.
Утверждение права частной собственности означало отход от важнейшего постулата социалистической идеологии - о сосредоточении всей собственности в руках государства.

58 Конституционные обязонности граждан РФ

онституционные обязанности – это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Основными признаками их являются: верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер

1)Соблюдение Конституции и законов. Это обязанность универсальна распространяется на всех субъектов правоотношений. Эта обязанность не ограничивается требованием не нарушать предписаний., она предполагает и позитивный аспект- своей деятельностью человек должен содействовать практической реализации принципов конституции.

2)Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.Такая обязанность в конституциях советского типа не закреплялась .это объяснялось тем что в условиях социалистиечскойосбственности большая часть бюджета формировалась за счет поступлений от соц предприятий. Налоги с населения составляли очень малую величину. Но в условиях рыночной экономики закрепление такой обязанности закономерно, так как число налогообязанных субъектов увеличивается в связи с развитием частной собственности, свободы предпринимательской деятельности.конституция\ закрепляет что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют.

3)Ообязанность каждого сохранять природную и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.Особую важность эта обязанность получила в эпоху НТР.

4)Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.Гражданин РФ несет военную служьу в соотвествии с ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» определяет условия пролхождения военной службы, порядок призыва, льготы¸сроки и тд. Конституция закрепляет возможностьь замены военной службы альтернативной гражданской службы в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Условия прохождения этой службы определяет ФЗ « об альтернативной гражданской службе»

60 Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения в сферу их компетенции.

Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Наши рекомендации