Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Правотворчество - это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов.
Принципы правотворчества:
- демократизм - выявление и закрепление в нормах права воли и интересов народа;
- законность - соблюдение компетентности и процедуры принятия правовых актов;
- исполнимость - учет финансовых, организационных, юридических, кадровых условий, которые позволят им реализоваться.
- научность - обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия норм;
- своевременность - учет степени зрелости регулируемых отношений;
- профессионализм - компетентность, общая и юридическая грамотность субъектов правотворчества;
- планирование — четкое распределение правотворческой работы по этапам, по предмету, по времени.
Виды правотворчества:
1. По способу придания правовому акту юридической силы:
- компетентное правотворчество - правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;
- делегированное правотворчество - создание норм права по поручению субъектов правотворчества (законодатель в Гражданском кодексе позволяет хозяйствующим субъектам создавать обычаи делового оборота);
- санкционированное правотворчество - утверждение государственными органами нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, (регистрация уставов муниципальных образований, общественных объединений, юридических лиц).
2. По виду создаваемых форм права:
- законотворчество - создание и принятие текстов законодательных актов;
- подзаконное правотворчество - создание указов, постановлений, положений и др. подзаконных и локальных актов;
создание судами и административными органами правовых прецедентов виде правоприменительных актов в англо-саксонской правовой системе;
- создание и санкционирование правовых обычаев;
- установление законодателем принципов права;
- заключение субъектами правотворчества нормативных договоров и соглашений;
- признание государством разработанных учеными правовых доктрин.
3. Самой распространенной классификацией видов правотворчества является классификация по субъектам правотворчества (см. ниже). Субъекты правотворчества:
- народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;
- компетентные государственные органы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);
- компетентные должностные лица: федеральный министр, губернатор, мэр города;
- органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
- предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лица при создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава акционерного общества);
- общественные объединения — профсоюзы по вопросам трудового законодательства
- субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов федерации).
В результате правотворческой деятельности создаются акты правотворчества -юридические документы, содержащие нормы права. Это могут быть нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в дальнейшем становится нормой права), акты нормативного толкования (постановления государственного органа, осуществляющего официальное толкование).
Таким образом, правотворчество осуществляется специальными субъектами; выделяются различные виды правотворческой деятельности.
10. источник права - это специальный правовой термин, который обозначает способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. В зависимости от субъектов правотворческой деятельности в теории права различают следующие основные источники:
1. Правовой обычай;
2. Юридический прецедент;
3. Нормативно-правовой акт.
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определённых действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.
Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придаёт общеобязательное значение.
Нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке, уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
11. Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу.
Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе.
Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Дата вступления нормативно-правового акта в законную силу может быть связана с моментом его официального опубликования или определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, т. е. утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт.