Социальный порядок и солидарность 6 страница
В связи с этим существует мнение, что знание не укладывается в рамки экономической теории обмена, потому что его трудно обменять. Некоторые авторы, наоборот, считают, что знание как товар упрощает обмен, ибо здесь невозможно расторгнуть сделку после того, как она осуществлена: полученное знание нельзя вернуть назад. Возникают и другие экономические парадоксы, связанные с продажей знания.
• Шестым особенным свойством знания является то, что использование его вознаграждается. Знание и в этом отношении — товар специфический. В противоположность нормальному экономическому поведению, которое ориентируется, в конечном счете, на рациональное исчисление «затраты/прибыль», когнитивное поведение, т.е. изготовление, улучшение, распространение знаний, мотивируется совершенно иначе.
Познание нового часто является достаточным стимулом само по себе, независимо от того, следует ли в результате материальное вознаграждение. Здесь речь идет не только о деятельности «энтузиастов науки», посвящавших себя ей бескорыстно, без всякой надежды на вознаграждение, нередко жертвуя всем своим достоянием в пользу знаний, но о том, что каждый человек мотивирован на познание. Именно поэтому существуют информационные свободы, а там, где они отсутствуют, идет борьба за «право знать», и знание, получаемое в результате реализации этих свобод, само по себе является вознаграждением. (Никто ведь не навязывает людям обязанность знать; само это словосочетание звучит бессмысленно.)
1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung der Informationszeitalter. Opladen, 1994. S. 30.
1.2. Коммуникация как передача знания
Все сказанное относится прежде всего к индивидуальной мотивации, а не к деятельности корпораций и организаций, которые, задумывая, например, рекламную кампанию, производят расчет затрат (в конечном счете включающихся в цену товара) и прибыли.
• Следующее особенное качество знания — индифферентность
знания по отношению к его «носителю». Говорят о «бродяжнической»
природе знания и его стремлении переходить от «носителя» к «носителю», с каждым из которых оно непрочно связано. Если под носителями
понимать информационно-технические средства, то «бродяжничество» есть метафора, выражающая принципиальную взаимозаменяемость физических носителей информации. Физическая природа этого «бродяжничества» состоит в легкой, практически безграничной ныне воспроизводимости знания, экономическая — в дешевизне процесса воспроизводства (сканирование, копирование, печать и т.п.).
Следует сказать, что подобная индифферентность знания по отношению к его носителям (как и многие другие из рассмотренных выше его черт) является порождением сравнительно недавнего времени. Природа знания претерпела (и продолжает претерпевать) значительные изменения в процессе исторического перехода (совершающегося и ныне) от маленьких индивидуальных «носителей» (человеческий мозг или «дух») к бюрократическим организациям, а затем и к суперкомпьютерам и прочим суперсистемам переработки данных. Только и именно к современному положению знания можно отнести слова Шпинера о том, что «бродить знанию в радость, и очень трудно ему в этом помешать к великому сожалению тех, кто хотел бы закрыть его дороги — от "секретчиков" до защитников авторских прав»1.
• Восьмая характерная черта (противоположная обычному представлению о нем) — знание равнодушно к сознанию, т.е. оно не обязательно рефлексировано. Сознание стремится к знанию, но не наоборот, и в этом смысле знание напоминает физические «вещи». Это имеет
место и в том случае, когда знание содержится на физических носителях (хранение и переработка знания не требует присутствия человека; на этом основана расширительная трактовка информации в теории информации), но также и тогда, когда носитель знания — чело-
1 Spinner H.Op.cit. S. 31.
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе
веческий индивидуум. Знание может быть неосознаваемым, бессознательным, подсознательным, досознательным, забытым и т.д. и т.п. Что бы ни означал каждый из этих терминов в контексте разных научных школ и направлений, все они отражают одну и ту же важную характеристику знания — его относительную независимость от сознания человека. Как говорил Поппер, знание генетически является продуктом человека, но в онтологическом смысле оно автономно.
Эта особенность знания порождает ряд проблем в экономическом и правовом отношении, например, проблему права доступа и границ доступа одного человека к информации, содержащейся в «бессознательном» другого человека, или проблему того, имеет ли право человек, в бессознательном которого содержится определенная информация, продать ее, является ли он в полном смысле слова ее хозяином, или это «бесхозная собственность». Точно так же нуждается в правовой регуляции вопрос о том, может ли знание навязываться человеку путем введения его непосредственно в «подсознание» (пресловутая проблема двадцать пятого кадра или нейролингвистическое программирование).
Вместе с тем, в отличие от физических вещей, знание не полностью равнодушно к сознанию, потому что связано с ним генетически и имеет гораздо больше шансов стать осознаваемым, чем внешние «вещи».
• И, наконец, последнее из свойств знания, на которых мы останавливаемся, — его способность к возрастанию, неистово быстрому, многократному и практически беспредельному. Пожалуй, это его свойство можно было бы назвать исключительным, если бы не аналогичная способность человеческой массы, отмеченная Э. Канетти1. Начиная с Нового времени рост знания в науке и примыкающих к ней областях непропорционально превысил рост продукта во всех других сферах и секторах общественной жизни. Экспоненциальный прирост знания, получивший название информационного взрыва, превзошел даже значения экспоненциального роста населения Земли.
Все эти девять специфических характеристик знания, разумеется, не являются всеобъемлющими, будучи предельно обобщенным
1 См.: Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997.
1.3. Коммуникация и информация
описанием его отличительных свойств. Признаки знания варьируются от общества к обществу, от региона к региону земного шара, от одного общественного сектора к другому, от одной научной системы к другой. Кроме того, само знание может подразделяться на множество видов: научное и повседневное, современное и традиционное, естественнонаучное и гуманитарное, мистическое и рациональное и т.д. и т.п. Однако, как уже было отмечено, это не вечные и неизменные характеристики знания. Разные мыслители в различные времена по-своему отвечали на вопрос, что такое знание, и формулировали несхожие «словесные портреты» знания.
Коммуникация и информация
Всe виды и формы знания объединяет наличие информации. Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — это сообщение (предложение, высказывание), передаваемое людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.). Говоря о знаниях, мы остаемся в основном в сфере философии, применяя же понятие информации как «технически» ориентированного термина, мы получаем возможность перейти в сферу социологии и теории СМИ.