Социальный порядок и солидарность 1 страница

В приведенном подзаголовке названа одна из целей функционирова­ния СМИ, служащих «общественным интересам», а потому ориенти­рованных на сохранение социального порядка и укрепление солидар­ности, т.е. единства общества, тесно связанного с проблемами интег­рации и гармонии.

Сами эти понятия весьма сложны и неоднозначны, как и подхо­ды к их интерпретации. С одной стороны, власти предержащие рас­сматривают средства массовой коммуникации в качестве неявного элемента поддержания статус-кво1. С другой стороны, современные плюралистические общества не могут трактоваться как имеющие еди­ный доминирующий порядок, который безусловно должен поддержи­ваться всеми. Это налагает на средства массовой коммуникации слож­но дифференцированную ответственность, особенно когда речь идет о том, до какой степени СМИ могут поддерживать потенциальные ра­дикальные изменения существующего положения дел, альтернатив­ные социальные группы и субкультуры, а также как подходить к осве­щению конфликтов и неравенства в обществе. Соответствующие принципы, хотя и не полностью совместимые, выглядят так:

• средства массовой коммуникации должны обеспечивать кана­лами взаимного общения и поддержки те группы, на которые ориен­тирована их деятельность (на национальном, региональном, локаль­ном уровнях);

• СМИ могут способствовать социальной интеграции, уделяя особое внимание индивидам и группам, находящимся в социально не­выгодном или подчиненном состоянии;

• средства массовой коммуникации не должны подрывать состо­яние законности и порядка посредством символического поощрения преступлений и социального беспорядка;

• в вопросах национальной безопасности (война, угроза войны, иностранного вторжения, терроризм) свобода деятельности средств массовой коммуникации должна ограничиваться соображениями на­циональных интересов;

• в вопросах морали, приличий и вкуса (особенно в вопросах изображения сексуальных сцен, насилия и использования языка) сред­ства массовой коммуникации обязаны принимать во внимание гос­подствующие в обществе нормы.

Роль стереотипов в массовой коммуникации

Массовая коммуникация в ее первоначальном понимании предста­вителями Чикагской школы — это процесс создания стереотипов. Само понятие «стереотип»1 ввел в оборот известный журналист и видный политик Уолтер Липпман в работе «Общественное мнение» (1922), по­нимая под стереотипом «предвзятые мнения, которые решительно уп­равляют всем процессом восприятия», описывая «обряды приоб­щения эмигрантов к американскому образу жизни» — в «плавильном тигле» Детройте. Именно стереотипы, считал Липпман, лежат вос­нове языка массовой коммуникации. Как раз на формирование сте­реотипов ориентировалась «новая» массовая пресса, аудиторию ко­торой составлял «обыкновенный» или «простой человек». Первым, кто не только понял это, но и осуществил на практике, был англичанин Альфред Хамсуорт (позднее лорд Нортклиф), основавший в 1986 г. «Дейли Мэйл», а в1903 г. — «Дейли Мирор». Их отличие от прежних газет было не только в цене, важнее всего был новый стиль подачи материалов: информация не требовала размышлений и интерпрета­ций, но предполагала (и предлагала) готовые выводы. Суть этой но­вой формы, по мнению Хамсуорта, в следующем: «Бог сделал так, что­бы люди стали читать, чтобы я мог наполнить их мозги фактами, фак­тами и еще раз фактами, а потом указывать им, что они должны ду­мать и кого они должны ненавидеть при этом». Издания подобного рода, рассчитанные на формирование стереотипов у невзыскательной публики, получила название «желтой прессы»2 (yellow press). В таких массовых изданиях на первый план выступала сенсационность, погоня за внешними эффектами как основным средством привлечения чита­телей. Классическим для данного подхода стало определение газетных новостей в конце XIXв. одним из сотрудников Херста: «Новости — это все,что заставляет читателя воскликнуть: ух ты!»

1 Стереотип (греч. stereos — твердый + typos — отпечаток) — монолитная
печатная форма, копия с типографского набора или клише.

2 Один из наиболее часто приводимых вариантов возникновения этого
понятия связан с историей американской печати конца XIX в., когда в пылу ос­
трой конкурентной борьбы между создателями газетных монополий Пулицером
и Херстом последний в качестве «оружия» использовал карикатурные серии ху­
дожника Р.Ф. Аутколта «Желтый малыш» (Yellow Kid).

Модели функционирования СМИ

Проблема выявления механизмов взаимодействия СМИ с государ­ством и — шире — с обществом становится актуальной для коммуни-кативистики по мере накопления ею достаточного массива эмпири­ческих данных, осмысление которых позволяет создавать идеальные модели, т.е. схематические описания процесса, фиксирующего некие общие принципы. Это свидетельство определенного «взросления» мо­лодой науки, и для коммуникативистики таким этапом стала концеп­ция трех американцев — профессоров Иллинойсского и Станфордско-го университетов, теоретиков и историков печати Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Петерсона, изложенная в книге «Четыре теории прессы»1, опубликованной в СШАв 1956 г. Несмотря на весьма серьезную критику, их идеи выдержали испытание временем и сохра­няют свое значение в качества первой модели, описывающей взаимо­отношения средств массовой коммуникации и государства в рамках определенной системы политических ценностей на достаточно дли­тельном отрезке времени: начиная с XVII в. и до середины XX в.

Главный тезис авторов: «Пресса всегда принимает форму и ок­раску тех социальных и политических структур, в рамках которых она

1 Siebert F., Peterson Т., Schramm W. Four Theories of the Press. Urbana, 1956. На рус. яз.: Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Карнеги, 1998.

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

функционирует»1. Другими словами, социально-политическая струк­
тура и определяемый ею уровень общественного сознания, господ­
ствующий в данном обществе, регламентируют развитие массовой
коммуникации.

Авторы выделяют 4 системы функционирования прессы (назы­вая их теориями), каждая из которых соответствует определенной со­циальной системе.

Авторитарная теория (authoritarian theory)

Либертарианская теория (libertarian theory)

Теория социальной ответственности (social responsibility theory)

Советская коммунистическая теория

По мнению самих авторов, эти четыре теории (системы) можно «укрупнить», объединив в две — авторитарную и либертарианскую, поскольку советская выступает как продолжение авторитарной, а те­ория социальной ответственности — развитие идей либертарианства в современном мире.

3.3.1

Авторитарная теория

Старейшая теория, зародившаяся в Европе как ответ на появление первого массового СМИ — газет2, которые с начала XVII в. превра­щаются в регулярные издания, а некоторые и в ежедневные, «когда общество и уровень техники достаточно продвинулись вперед, чтобы создать то, что мы сегодня называем "массовыми средствами комму-

1 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998. С. 16.

2 Газеты возникли в результате технологического прорыва — изобретенно­
го немецким ремесленником из города Майнца Иоганном Гутенбергом в 1448 г.
печатного станка и распространения его с 1500 г. по Европе для целей книгопе­
чатания, а затем и выходом с 1502 г. первых газет нерегулярными, хотя и массо­
выми для того времени тиражами. Влияние новой технологии на ход человечес­
кой истории и изменения, произошедшие в связи с этим в сознании человека,
глубоко проанализированы в книге М. Мак-Люэна «Галактика Гутенберга. Изоб­
ретение человека печатной культуры» (рус. пер. — 2004).

3.3. Модели функционирования СМИ

никации"»1. Это был период господства в политической жизни абсо­лютных монархий, характеризующихся режимом личной власти и, как правило, диктаторскими методами руководства страной. Такой тип правления, основанный на беспрекословном подчинении власти, и называется авторитаризмом2.

Основные принципы авторитарной теории:

1) высшей ценностью является государство, группа важнее ин­дивида, а человек способен реализовать свой потенциал только как член общества;

2) знания доступны только в результате умственного усилия, к чему склонны не все люди. Поэтому «мудрецы», способные к анализу и синтезу, должны стать советниками правителей. Доступное «мудре­цам» знание становится нормой для общества в целом, способствуя достижению единства, при котором государство могло бы функцио­нировать в целях достижения блага для всех. Норма понималась как единомыслие, которое достижимо лишь в условиях постоянного над­зора и контроля;

3) деятельность прессы не должна приводить к подрыву суще­ствующей власти или установленного порядка; в ее материалах за­прещена критика доминирующих в обществе политических и мораль­ных ценностей, за чем строго следит цензура. Критика власти может рассматриваться как уголовное преступление, а журналисты зависи­мы даже внутри профессиональной организации.

Таким образом, в рамках авторитарной системы печать являет­ся «служанкой» власти, полностью зависящей от нее и пропагандиру­ющей господствующие идеологические установки.

Функционирование прессы в условиях авторитарной системы держится на трех «китах»:

• государственной монополии на издания,

• лицензировании деятельности прессы,

• уголовном преследовании за публикации запрещенных сведений.

1 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998.С. 25.

2 От лат. auctoritas— власть, влияние.

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

На ранних стадиях развития прессы государство полностью и весьма жестко контролировало деятельность частных учреждений печати путем выдачи патентов на издание газет лишь избранным бла­гонадежным гражданам, а также постоянной предварительной цен­зурой1 материалов, результатом которой мог быть запрет на публи­кацию. С увеличением числа печатных изданий происходит прямое включение государства в процесс коммуникации: возникают офи­циальные издания, транслирующие точку зрения правительства, вво­дится лицензирование отдельных печатных работ и официальный контроль над частными издательствами, а также уголовное пресле­дование за допущенные нарушения, прежде всего за распростране­ние неугодной властям информации, что приводило к закрытию из­дания, а нередко и к тюремному заключению автора публикации и издателя.

Однако эти меры становились все менее эффективными, и тогда власти начали прибегать к использованию экономических рычагов: явной или тайной покупке частных изданий, финансированию их из правительственных фондов. Косвенным методом контроля стала воз­никшая в XIX в. практика взимания специальных налогов с печатной продукции, получивших в Великобритании название «налога на зна­ние», которая спровоцировала яростную политическую борьбу, и в 1861 г. были окончательно отменены2.

Как уже отмечалось, в XX в. авторитарная теория, по мнению авторов «Четырех теорий прессы», казалось бы сошедшая со сцены, обрела второе рождение, воплотившись, как они считают, в деятель­ности СМИ в Советском Союзе. Представляется целесообразным в данном случае отступить от хронологического принципа изложения, предпочтя ему логический, и рассмотреть здесь эту систему.

Одно предварительное соображение. Теоретической основой выделения данной системы функционирования СМИ является кон-

1 Цензура (лат. censura) — государственный надзор (обычно в виде предва­
рительного просмотра) за содержанием печатных изданий, а также учреждение,
осуществляющее эту деятельность.

2 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998. С. 49.

3.3. Модели функционирования СМИ

цепция тоталитаризма1, развитая в трудах немецко-американского фи­лософа и политолога Ханны Арендт (1906— 1975), прежде всего в ее ра­боте «Происхождение тоталитаризма» (1951 )2, которая была чрезвычай­но популярна в 50—60-е годы.

3.3.2

Советская система массовой коммуникации

Определяющим принципом системы является государственная моно­полия на информацию, фактически «огосударствление» прессы, ра­дио и телевидения. Ленинская трактовка газеты как «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора» переносится на все СМИ, которые оказываются средствами массовой информации и пропаган­ды (СМИП).

СМИП в советской системе выступает как «инструмент» госу­дарства и партии: нет дискуссий с иными, по определению чуждыми мнениями, а потому и отсутствует возможность реального воздействия на иное мнение. Другими словами, средства массовой информации и пропаганды монополизированы партийным государством. В то же вре­мя они обеспечивают единство внутри партии и государства: все по видимости едины, говоря одно и то же — то, что соответствует гене­ральной линии партии (частное мнение излагается на кухне).

Деятельность институтов массовой коммуникации происходит на основе принципа партийности, предполагающего жесткое идеологичес­кое соответствие господствующей идеологии и наличие явно выражен­ной системы «дозирования» информации, системы цензуры и санкций.

Все средства массовой коммуникации являются государствен­ной собственностью, появление новых изданий или каналов — резуль-

1 Тоталитаризм (от лат. totalitas— цельный, полный) — обозначение ряда
социальных режимов XX в., базирующихся на однопартийной системе, все­
объемлющем контроле и насилии, единой государственной идеологии. Термин
введен в политический язык в 20-е годы Б.Муссолини для характеристики воз­
главляемых им движения и режима.

2 Arendt H. The Origins of Totalitarianism. В русском переводе книга вышла в
1996 г. под названием «Истоки тоталитаризма».

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

тат планирования, но не ответ на запросы рынка. Они тщательно орга­низованы и распределены по всей территории СССР1 и весьма жестко контролируются партийно-государственными органами как со сторо­ны содержания, так и по персональному составу (главные редакторы центральных СМИ — номенклатура ЦК КПСС, партийные органы на местах назначают их в региональных СМИ). Предварительная цензура осуществляется Главлитом — Главным управлением по охране государ­ственных тайн.

3.3.3

Либертарианская теория

Теория предствляет собой модель независимой прессы или свободно­го рынка идей, противостоящая авторитарной модели и возникшая как ее оппозиция. Идеи, заложенные в этой теории, соответствуют американскому «Биллю о правах» и в течение почти двух веков явля­лись этическими ориентирами для журналистов США и Великобри­тании. В ее основе — взгляды создателей теории свободы печати Д. Мильтона, Д. Локка, И. Бентама, Д.С. Милля, фиксируемые в первых трех положениях и частично в пятом. Четвертый тезис возникает поз­же, отражая новые реалии.

Основные положения этой модели:

1) распространение информации должно быть доступно для ин­дивидов без предварительного разрешения или лицензирования (при­знание равенства всех граждан на свободный доступ к информации);

2) критика правительства, официальных органов или политичес­ких партий не может быть наказуема;

3) публикации не должны подвергаться цензурным ограничени­ям, равно как чиниться препятствия при сборе материалов, ведущих­ся законными средствами;

1 У. Шрамм, автор главы о советской системе, приводит такие данные: пе­ред революцией 1917 г. в стране выходило 1000 газет, а в середине 1950-х годов — 7000, не считая стенных (Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прес­сы. М.: Фонд Карнеги, 1998. С. 191).

3.3. Модели функционирования СМИ

4) не должно существовать ограничений для распространения материалов масс-медиа через государственные границы;

5) журналисты обладают независимостью внутри института мас­совой коммуникации, а важнейшей формой разрешения споров меж­ду прессой и властью является суд.

Особенность этой модели — в обеспечении прессе таких возмож­ностей контроля над правительством, какой ни один другой институт не мог дать. Именно в рамках этой теории складывается представле­ние о прессе как «сторожевом псе демократии».

Фактически либертарианская теория прессы представляет со­бой теорию свободной печати, опирающуюся на первую поправку (First Amendment) к Конституции США, которая гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающегося свободное ее исповедание, либо огра­ничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно со­бираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворе­нии жалоб»1. Эта формулировка с момента ее принятия стала осно­вой не прекращающихся до сего дня дискуссий, поскольку открывает простор для интерпретаций: в ней содержатся возможности как для расширения свободы сбора, распространения и получения информа­ции, так и потенциальные возможности для ограничений этой свобо­ды, что означает введение регулирования деятельности СМИ со сторо­ны государства, а также противоположная тенденция дерегулирования, предполагающая снятие всех ограничений. Постоянная борьба этих двух тенденций формирует весьма напряженное поле взаимодействий между масс-медиа и государством, принимающее новые и чрезвычай­но интересные формы в ситуации медиаглобализации2.

В современных условиях либертарианская теории получила даль­нейшее развитие, став основой теории социальной ответственности средств массовой информации, возникшей в 50-е годы XX в.

1 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты.
М.: Юридическая литература, 1993. С. 40.

2 См. работу американского исследователя Монро Э. Прайса «Масс-медиа
и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее
вызов власти государства». М.: Ин-т проблем информационного права, 2004.

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

Таблица 1

Нормативные теории деятельности средств массовой информации

  Авторитар­ная теория Либертарианс­кая теория Теория социаль­ной ответствен­ности Советская тоталитарная теория
Получила развитие В Англии в XVI и XVII вв.; все еще применя­ ется В Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно В США в XX в. В СССР и странах соци­алистического блока; неко­торые эле­менты прак­тиковались нацистами и итальянскими фашистами
Теорети­ческие основы Философия абсолютной власти мо­нарха, пра­вительст­ва или того и другого Работы Д. Мильтона, Д. Локка, И. Бентама, Д. С. Милля, философия ра­ционализма и естественных прав Работы П. Хокинга, Комиссия по свободе прессы, практикующие журналисты; этические ко­дексы СМИ Марксизм-ленинизм в его советском варианте
Основная цель Поддер­жание и проведение политики действую­щего прави­тельства и обслужива­ние госу­дарства Информиро­вание, развле­чение и продажа ин­формации, но основное — поиск истины и контроль правительства Информирова­ние, развлече­ние и продажа информации, но главное — перевод конф­ликта на уро­вень обсужде­ния: СМИ как форум обмена мнениями Поддержа­ние системы социализма, в частности дик­татуры партии, и содействие ее успехам

Продолжение табл. на с. 141

3.3. Модели функционирования СМИ

Продолжение табл. 1

  Авторитар­ная теория Либертарианс­кая теория Теория социаль­ной ответствен­ности Советская тоталитарная теория
Кто вправе исполь­зовать СМИ Любой, по­лучивший королевс­кий патент или ана­логичное разрешение Всякий, имею­щий средства для осущест­вления такой деятельности Любой человек, у которого есть, что сказать   Представители номенклатуры, преданные ипроверенные члены партии
Способы контроля за СМИ Правитель­ственные патенты, лицензиро­вание, иног­да цензура, гильдии В «процессе возвращения к истине» на «свободном рынке идей» и в судах Общественное мнение, дейст­вия потребите­лей, професси­ональная этика Цензура, эко­номические или полити­ческие санк­ции властей
Что за­прещено Критика по­литической машины и чиновников Клевета, не­пристойности, антиправи­тельственная пропаганда в военное время Серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важ­ных общест­венных инте­ресов (военная тайна) Критика гене­ральной линии партии, не рас­пространяется на партийную практику; раскрытие государствен­ных секретов и военных тайн
Вид собс­твенности Частная или обществен­ная В основном частная Частная, за исключением случаев, когда правительс­тво с целью обеспечения общественных интересов вы­нуждено взять данное СМИ в свои руки Общественная

Окончание табл. на с. 142

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

Окончание табл. 1

  Авторитар­ная теория Либертарианс­кая теория Теория социаль­ной ответствен­ности Советская тоталитарная теория
Сущес­твенные отличия от других теорий Инструмент проведения политики прави­тельства, хотя и не обязательно в собс­твенности последнего Инструмент контроля за правительс­твом и удов­летворение других нужд общества СМИ должны стать социально ответственны­ми, в против­ном случае кто-то должен заставить их стать таковыми Средства массовой информации и пропаган­ды (СМИ П) принадлежат государству, жестко им контролируют­ся и являются его орудием

Источник: Сиберт Ф.С., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. С. 64-65.

3.3.4

Теория социальной ответственности

В качестве ответа на возникшую в обществе и журналистской среде неудовлетворенность состоянием дел в масс-медиа в середине XX в. появилась англо-американская теория социальной ответственности. В ней отразились поиски новых оснований деятельности СМИ в ус­ловиях превращения их в индустрию по созданию и распространению информационного продукта. В этот период почти одновременно в Англии и США стали создаваться комиссии по анализу положения со свободой прессы и развитию социальной ответственности СМИ. В Ве­ликобритании формулируется Генеральный совет по печати для раз­вития в прессе духа общественной ответственности и служения об­ществу, в США издатели ряда газет и руководители радио- и телестан­ций принимают на себя обязательства служить общественному благу, разрабатывая этические кодексы поведения. Такой перенос акцента с понятия «свободы от» (ограничений), т.е. «негативной свободы», ха­рактерной для либертарианской теории, на «свободу для» связан с из­менившимся миром и ролью прессы в нем.

3.3. Модели функционирования СМИ

Превращение масс-медиа во всепроникающего посредника, обес­печивающего небольшой группе членов общества — их владельцам и журналистам — колоссальную власть, используемую не в целях защи­ты интересов всех граждан, но в собственных интересах, приводит к забвению роли «сторожевого пса демократии» и нарушению осново­полагающего принципа свободы слова для всех. Со стороны общества СМИ был предъявлен целый ряд претензий, большинство из которых сохраняют свою актуальность до сих пор.

1. Современные СМИ пользуются своей гигантской властью не в интересах общества, но в собственных интересах — монопольная кон­центрация информационной власти в руках финансовых «баронов», создавших «олигополии новостей»1, ведет к ограничению свободы и независимости в подаче новостей и выражении различных точек зре­ния, следствием чего является потеря возможностей политического выбора для граждан, сокращение возможностей доступа к различным каналам, уменьшая в целом разнообразие медийного пространства.

2. Даже независимые СМИ пресмыкаются перед «большим» биз­несом прежде всего из-за рекламных денег, допуская временами кон­троль над редакционной политикой.

3. Качество информации, являющейся для рядового граждани­на источником формирования обоснованных суждений и рациональ­ного выбора, неудовлетворительно: в освещении событий основное внимание нередко уделяется сенсационности, ведущей к поверхност­ности, искажающей суть дела; развлекательные материалы страдают отсутствием содержания.

4. Нередко материалы СМИ содержат угрозу общественной нрав­ственности (порнография, необоснованный показ насилия и жесто­кости).

5. СМИ вторгаются в частную жизнь.

6. Существующие СМИ, как правило, контролируются одной социально-экономической груп пой, а потому доступ новых лиц весь­ма затруднен, что ставит под угрозу реальное осуществление одного из основных принципов свободы информации — свободный и откры­тый рынок идей.

1 News oligopolis (от греч. oligos — немногие и poleo — продаю) — господство на информационном рынке небольшого числа крупнейших компаний.

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

Реакцией на эти обвинения в адрес СМИ стало возникновение разного рода правительственных комиссии и организаций, осуществ­лявших процесс государственного регулирования деятельности СМИ на основе принципов теории социальной ответственности, включаю­щей в себя обязательства перед обществом, которые принимает жур­налист как представитель публичной профессии.

Основные положения теории социальной ответственности та­ковы:

1) в своей деятельности СМИ должны руководствоваться опре­деленными обязательствами перед обществом;

2) публиковать материалы, соответствующие высоким профес­сиональным критериям: информативности, точности, объективнос­ти и сбалансированности;

3) деятельность СМИ является саморегулирующейся на основе правовых норм и соответствующих моральных требований;

4) СМИ должны быть плюралистичны: осуществлять как выра­жение различных точек зрения, так и предоставлять возможности от­вета на критику;

5) вмешательство в деятельность СМИ может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности;

6) журналисты ответственны как перед обществом, так и перед работодателем;

7) СМИ ответственны за то, чтобы их деятельность прямо или косвенно не провоцировала проявления насилия, общественных бес­порядков, оскорбление меньшинств.

Таковы основные идеи книги «Четыре теории прессы» — доста­точно простой, но вполне работающей схемы, носящей нормативный характер.

Ревизия четырех теорий прессы, предложенная американскими исследователями в середине 60-х годов XX в., была осуществлена груп­пой ученых Иллинойсского университета в работе, опубликованной в 1995 г.1, т.е. ровно через сорок лет после выхода книг Сиберта, Пе-терсона и Шрамма.

1 Last Rights. Revisiting Four Theories of the Press/ed. by J. Nerone. University of Illinois press. Urbana, Chicago, 1965.

3.3. Модели функционирования СМИ

Основным методологическим пороком книги трех авторов ини­циаторы пересмотра этой позиции считают игнорирование ведущего фактора в развитии современных СМИ — экономических зависимос­тей, возникающих в этой сфере на основе частной собственности, в связи с чем пересматривают все изложенные в книге типы полити­ческой зависимости печати от тех или иных государственных систем и структур. В качестве альтернативы авторы предлагают идеи комму-нитарной демократии, основанной на принципах христианской эти­ки применительно к модернизированной теории социальной ответ­ственности современных масс-медиа.

Наряду с этой теорией существует большое количество теорий, описывающих деятельность средств массовой коммуникации, в ко­торых анализируются как реально существующие модели СМИ, так и предлагаются различные варианты нормативных теорий, но, к сожа­лению, не всем моделям их авторы могут найти примеры в действи­тельности. Завершая общий обзор нормативных теорий, кратко оха­рактеризуем еще две вполне реалистичные модели —демократичес­кого представительства и развития (стран «третьего мира»).

3.3.5

Модель демократического представительства

В ее основе лежит идея о праве доступа отдельных граждан и мень­шинств к средствам массовой информации для того, чтобы иметь воз­можность выразить свою позицию, т.е. артикулировать и защитить собственные интересы. В рамках этой модели формулируются следу­ющие принципы:

Наши рекомендации