Система функций журналистики. 4.3. Журналистика независимого Казахстана: функциональный аспект
4.3. Журналистика независимого Казахстана: функциональный аспект
5.3. Роль СМИ в формировании и выражении общественного мнения.
4.1. Понятия «функции», «социальные функции», «функции журналистики»
Категория «функции» широко применяется в различных областях научного знания. Как указывает Е.Прохоров, в общем виде она обозначает характерные способы взаимодействия изучаемого объекта с окружающей средой. В.Ученова считает, что функции - это наиболее характерные способы взаимодействия социальных личностей с окружающей средой - обществом и природой.
Краткий словарь по социологии дает следующее толкование: функция - исполнение, совершение и включает следующие понятия:
- роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп и классов;
- зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных;
- социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами /1 /.
Отсюда делаем первый вывод: функции журналистики - совокупность ее «обязанностей» и характер их исполнения, предназначение, средства, процесс функционирования и результаты деятельности журналистики.
Применительно к журналистике социальную функцию можно определить, следовательно, как предназначение, роль журналистики в обществе, как процесс ее функционирования и развития.
Необходимо помнить, что процесс функционирования журналистики в обществе - это сложный диалектический процесс, состоящий в удовлетворении потребностей общества в социальной информации. В связи с этим правильнее рассматривать функции СМИ с. учетом всего многообразия общественной жизни и возможностей ее проявления. Журналистика функционирует как социальный институт, значит ей присущи функции социальной ориентации. Это формирование общественного мнения, формирование мировоззрения, просветительская функция и т.д. Журналистика выступает как элемент политической системы общества и, следовательно, выполняет функции этой системы (социальная информация, приобщение к управлению, социологическая функция и т.д.). И, наконец, журналистика имеет свои внутренние законы функционирования, обусловленные ее возможностями.
В первых двух случаях мы имеем дело с функциями-целями, в третьем ас функциями-способами действия, направленными на оптимизацию деятельности по достижению целей.
Таким образом, следует говорить о системе функций различных уровней. Поэтому важно не определение конечного количества функций, а выявление их сущности. Это можно сделать, лишь обратившись к тому, что составляет предметную основу деятельности журналистики - это удовлетворение при помощи средств массовой информации потребностей в оперативной, актуальной социальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества с учетом интересов аудитории.
Потребность в социальной информации - это то, что необходимо человеку, группе людей в области информации для оптимального выполнения своих ролей, и обществу - для нормального функционирования и развития.
Но есть еще функции-задачи, функции-цели. Например, цель функционирования сердца - гнать кровь, а способ действия похож на работу механического насоса. «Чтобы объяснить работу сердца, мы должны знать и для чего оно работает, и как оно работает. Одного только знания «как работает» для научного уяснения функций сердца недостаточно. В теории журналистики нередко исследуется именно вопрос «как работает», а уже затем идет объяснение «во имя чего и для чего работает» /2/. Вот и возникает вопрос: почему попытки дополнить ряд функций другими (социологической, просветительской и т.д.) каждый раз оказываются недостаточно убедительными? Видимо потому, что нельзя в одном ряду перечислять формы деятельности (<<как работать») и цели деятельности (<<для чего работать»). И в то же время, бесспорно, что пресса участвует в совершенствовании управления и контроля, формирует общественное мнение и мировоззрения, занимается «разрядкой и отдыхом» ...
Сопоставим функцию журналистики как идеальное предназначение, выраженное в категориях необходимости, долженствования, и деятельность по реализации этой функции как практическое ее воплощение. Понятие деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Основные компоненты деятельности:
ЦЕЛЬ - СРЕДСТВА РЕЗУЛЬТАТ
Прямая связь функций журналистики с ее деятельностью осуществляется через цель, которая определяется как предвосхищение будущего результата, как идеальное выражение социальной функции. Она более подвижна, чем функция, тесно связана с сознанием действующего субъекта, условиями реального функционирования журналистики, более конкретна и определенно предполагает способы и средства реализации функции, хотя на уровне долженствования. В деятельности же, в самом ее процессе, средства реализации функции, цели принимают конкретный реальный вид.
Таким образом, можно схематически отразить соотношение потребностей, функции и деятельность журналистики.
Роль ------------------------ Функции ----------------- Зависимость
журналистики
!
!
Действие
!
! !
! !
! деятельность !
! !
цель ! результат
реальный средства
конкретный промежуточный конечный
вид
задача !
потребности
Функции - необходимость удовлетворять социальные потребности в информации в соответствии с интересами аудитории.
Деятельность - реализация социальной функции по удовлетворению этих потребностей, состоящая в выборе, применении определенных способов реализации цели и получении определенного результата воздействия на аудиторию.
Естественно при этом, что потребности общества весьма многообразны и меняются в зависимости от конкретного состояния и развития общества, соотношения общественных сил, положения журналистики в обществе и т.д. Поэтому на разных этапах общественного развития возникают новые потребности, соответственно модифицируются цели и задача журналистики.
Задача - то, что требует выполнения, решения. Социальная задача объективна по своему существу, прежде всего объективной своей природой необходимости, которая лежит в основе задачи.
Задача журналистики - это конкретное проявления ее социальной функции на различных этапах развития общества в связи с различными конкретными особенностями типов изданий, их направленности, условий их существования, характера аудитории и Т.Д. и т.п. Например, очень четко формулировалась задачи средств массовой информации в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. - все для фронта, все для победы. В период 1955-1957 г.г. - это было освоение целинных и залежных земель, поднятие сельского хозяйства на фоне восстановления разрушенного войной народного хозяйства. После обретения независимости Казахстаном перед масс медиа ставились задачи:
- 1991-1993 г.г. - укрепление суверенитета страны, утверждение статуса самостоятельного государства в международных организациях, сохранение политической стабильности;
- 1993-1997 г.г. - развитие экономических реформ, укрепление экономической стабильности и сохранение экономической безопасности;
- 1997-2000 г.г.- разработка курса стратегического развития государства.
Между тем, практика показывает, что помимо этих задач, журналистика решает, так называемые, задачи дня, острота которых требует немедленного реагирования.
Назначение - это не субъективно предписываемая, а объективно существующая на основе социальных законов роль журналистики в обществе. Следовательно, деятельность журналистики тем плодотворнее, чем яснее осознаны социальные функции. Назначение есть целевая, регулирующая функция. Для ее реализации необходимо располагать совокупностью средств, использование которых представляет собой реальное функционирование, конкретное движение к результату.
Всякая деятельность начинается с постановки задач, с выдвижения конкретных задач. Для их выполнения нужно четко определить способы и средства действия, которые ведут к промежуточному результату как этапу на пути к конечному результату.
Не случайно говорят: «Прежде чем начинать что-либо делать, задай себе пять вопросов: (пять «w») кто, что, почему, когда, где, зачем?» (who, what, why, whеп, where).