Доколумбовы цивилизации» и начало конкисты
Новый Свет – Америка, как часть света, образуемая двумя материками – Северной и Южной Америкой, на рубеже XV–XVI вв. по целому ряду параметров существенно отличался от Старого Света. Территории Центральной и Южной Америки, освоенные испанскими и португальскими колонизаторами, получили в середине XIX в. общее название Иберийской или Латинской Америки.
По мнению археологов, около 25 тыс. лет назад монголоидные племена из Северо-Восточной Азии по широкому, некогда существовавшему сухопутному мосту, перебрались через Берингов пролив и, постепенно продвигаясь в южном направлении, заселили Северную, Центральную и Южную Америку. К началу эпохи Великих географических открытий на Американском континенте сложились самобытные культуры, часть из которых находилась на стадии родоплеменного строя, часть – в процессе становления государственности. Крупнейшими индейскими государствами были империя инков – Тауантин-суйу, царство Чимор на северо-западе Перу, государства-города Майя в Месоамерике (Месоамерика – территория современных Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии), централизованная деспотия царства ацтеков. Многие из них возникали в результате завоевательных походов после покорения и разрушения более ранних цивилизаций.
История народов Америки в доколумбов период не являлась тупиковой ветвью всеобщей истории, как ее иногда пытаются представить испанские и португальские историки. Она развивалась по общемировым законам, но отличалась специфическими чертами в сфере материальной и духовной культуры. Создав образцы высокого искусства, поэзии, художественного творчества, обработки золота, серебра, металлургии, строительства и архитектуры, возведения ирригационных сооружений, технологии возделывания незнакомых европейцам высокопродуктивных сельскохозяйственных культур (таких, как кукуруза, картофель, фасоль, томаты, подсолнух, какао, арахис, ваниль, табак и т. д.), использования лекарственных средств (хинин, бальзам), они не знали железа, колеса, не могли оказать равноценного сопротивления вооруженной огнестрельным оружием испанской коннице.
Доколумбовы цивилизации исследователи нередко считают структурно однотипными с древне-восточными обществами, находят в них черты, сходные с культурами Древней Азии. Даже после их крушения в ходе конкисты отдельные автохтонные компоненты восточного типа (прежде всего индейская община) продолжали сохраняться. Община играла исключительно важную роль в ранних государствах Америки. У истоков государства Тауантинсуйу у инков находилась община айлью, ацтеков в Месоамерике – община кальпульи, чибча-муисков на территории будущей Колумбии – община сибин. Крестьяне-общинники составляли основу социальной пирамиды, и земельные отношения в индейских государствах доколумбовой Америки строились исключительно по общинному принципу. В доколумбовой Америке, также как на Востоке, деспотические государства использовали общину для подчинения ее рядовых членов. Психология личной несвободы, взаимной зависимости, круговой поруки, была крайне удобна общинной верхушке, превращавшейся в низший слой государственной бюрократии.
Замкнутость и обособленность общинного уклада обусловливали существование в мировоззрении индейцев весьма обобщенной картины мира, владеть деталями которой могли только посвященные. Важную роль хранителя традиций играло жречество. Индейцы ориентировались на беспрекословное подчинение мифологически интерпретированной общественной иерархии. Жизнь каждого человека от рождения до смерти тотально регламентировалась и находилась под неусыпным наблюдением окружающих. Вместе с тем, коллективизм, взаимовыручка общинников обеспечивали безопасность и помогали выжить в суровых природных условиях. Каждый член общины нес свою долю ответственности за общую судьбу, воспринимал как должное отведенное ему место в жизни, вносил свой трудовой вклад в создание благополучия всего общества, отождествлявшегося с государством и его правителем. Общинные порядки искусственно консервировались и воспроизводились даже на более высоком уровне развития государственности. Например, господствующая каста Тауантинсуйу – «инки по крови», сохраняли некоторые формы общинной организации и после того, как они оказались во главе крупного государства, подчинив себе окрестные племена.
Начало испано-португальской экспансии в Америке было связано с развитием товарно-денежных отношений в Европе и, прежде всего, острой потребностью в золоте и серебре. Дефицит находившихся в обороте драгоценных металлов усугублялся тем, что значительная часть имевшихся запасов шла на украшения, предметы быта для королевских дворов и европейской аристократии, церковную утварь и другие нужды. После появления золота, привезенного португальцами с гвинейского побережья Африки, а также издания в 1477 г. книг Марко Поло и других путешественников о богатствах Китая, Индии, Японии, «золотая лихорадка» поразила представителей всех слоев европейского общества.
Изменение геополитической обстановки на Востоке после падения Константинополя, создания Османской империи и установления ее контроля над Восточным Средиземноморьем, Черным и Красным морями значительно затруднило прежние контакты Европы с Востоком, способствовало смещению торговых маршрутов, возвышению роли иберийских стран и началу поисков обходных торговых путей в Азию. Освоение Нового Света происходило в эпоху Великих географических открытий, оказавших значительное влияние на мировую историю. Благодаря проложенным с конца XV в. морским путям мировой океан перестал разъединять жителей отдельных континентов. Значительные успехи были достигнуты в результате исследования новых мест, их описания и составления уточненных географических карт.
Открытие Америки произошло, когда стали технически возможны дальние морские экспедиции. Народы Европы накопили большой социально-экономический, научно-технический и культурный потенциал, который открыл им путь к прежде неизвестным или малоизученным континентам. В политическом плане важным было образование в Европе крупных централизованных государств, способных найти средства для финансирования и снаряжения дорогостоящих океанических экспедиций. Это касается завершивших Реконкисту Португалии и Испании (после объединения Кастилии и Арагона), Нидерландов, Англии, Франции. Католическая церковь, организовавшая последний крестовый поход с помощью испанской королевской семьи, выступала в качестве идеолога завоевательной политики, рассматривая обретение новых земель в качестве способа получить новую паству, обратив в христианство язычников.
Первой на путь новых открытий в Атлантике вступила Португалия, где Реконкиста закончилась на два с половиной столетия раньше, чем в Испании. Однако почти все географические открытия португальцев долгое время были связаны с их продвижением вдоль побережья Африки. К концу XV в. Реконкиста была окончена и в Испании. Продвижение испанцев в Западное полушарие связано с именем генуэзца Христофора Колумба, и его настойчивыми поисками западного пути в Индию (12 октября 1492 г. торжественно отмечается как День Колумба; впервые его отпраздновали в 1792 г.). Его предложения были отвергнуты португальским королем, поглощенным идеей освоения уже открытых золотоносных африканских земель. Поиск сторонников в Испании при дворе Фердинанда и Изабеллы увенчался для него успехом только спустя почти десятилетие, к весне 1492 г., в год официального завершения испанской Реконкисты. В 224-дневном плавании была открыта «Вест-Индия», так первоначально были названы американские земли (Колумб так и не узнал, что открыл новый континент; даже после своей последней экспедиции он был уверен, что открыл новый морской путь в Индию, называл туземное население «индейцами».).
Все последующие экспедиции испанцев направлялись «по стопам Колумба» к западу через Атлантику. В последующие 30 лет Кортес, Грихальве, Бальбоа и другие знаменитые конкистадоры открыли и покорили значительную часть Центральной Америки, пройдя через Панамский перешеек к Тихому океану. Южную Америку одновременно с испанцами разведали португальские экспедиции Кабрала и Куэлью (Южную часть материка описал Магеллан во время своего кругосветного путешествия). Особую роль сыграл флорентиец Америго Веспуччи, который открыл устье Амазонки в составе испанской экспедиции, а затем вместе с португальцами обследовал береговую линию современной Бразилии. Веспуччи впервые высказал предположение, что открытые земли – это новая часть света. Его трактат в форме писем «Мундус Новус (Новый Свет)», изданный в Париже в 1508 г., получил широкую известность. В 1507 г. картограф из Лотарингии М. Вальдземюллер назвал новые земли в честь Америго Веспуччи Америкой.
Более полувека испанцы и португальцы даже не пытались проникнуть вглубь материка с Атлантического побережья (исключением было короткое путешествие находившегося на испанской службе Себастьяна Кабота в 1526 г.). Тихоокеанское же побережье за четверть века было разведано и освоено. Одно из направлений экспансии было исключительно сухопутным, когда военные отряды двигались с территории современной Колумбии, попадая в земли инков и индейцев баката. Второе – преимущественно морским, с использованием боевых кораблей, которые привозили экспедиции к побережью Перу. Оттуда в течение 40 лет войска отправлялись покорять государство инков. Были также совершены походы через Анды в южном направлении к Чили. Уже в начальный период освоения европейцами были заложены многие существующие ныне в Америке города.