Quot;просвещенного абсолютизма" Екатерины II.
Политику Екатерины II историки характеризуют как "просвещенный абсолютизм Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.
Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.
Екатерина II стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные заведения страны.Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения.
При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального обеспечения.
Правление Павла 1 и А1
После смерти Екатерины II на престол взошел ее сын Павел I. Став императором, Павел изменил порядки, существовавшие при дворе Екатерины.. Он восстановил упраздненные коллегии, изменил административное деление России, уменьшив количество губерний, возвратил прежние формы управления провинциями России. Павел лишил привилегий дворянство, ограничил действие жалованных грамот, стеснил местное самоуправление. В 1797 г. он установил норму крестьянского труда (три дня барщины в неделю), это было первое ограничение помещичьей власти. Однако за 4 года правления он раздал помещикам более 600 тысяч крестьян, принадлежащих государству.
отменил закон, запрещающий покупать крестьян для работы на предприятиях. Он без всякого обоснования, вопреки смыслу восстановил коллегиальную систему, упраздненную Екатериной II.
Среди новшеств, введенных императором, положительно выделяются создание Медико-хирургической академии, Российско-американской компании, училища для сирот военных.
Император придавал огромное значение регламенту в военных отношениях. Муштра в армии приобрела невиданные масштабы, что вызвало недовольство в гвардии и среди высшего офицерства.
В 1798 г. была создана антифранцузская коалиция, в состав которой вошли Англия, Австрия, Турция и Россия. В Средиземное море была направлена Черноморская эскадра под командованием Ф.Ф.Ушакова. Русский флот освободил Ионические острова и Южную Италию от французской оккупации. В феврале 1799 г. произошло крупное сражение за остров Корфу, где был разбит трехтысячный французский гарнизон. Русские войска вступили в Неаполь и Рим.
В 1799 г. Россия начала сухопутную фазу войны. По настоянию союзников командование войсками было поручено А.В.Суворову. За полтора месяца боевых действий русским войскам удалось вытеснить французов из Северной Италии. Опасаясь роста влияния России в Италии, Австрия добилась переброски войск Суворова в Швейцарию. 31 августа 1799 г. для оказания помощи войскам генерала А.М.Римского-Корсакова Суворов совершает героический переход из Северной Италии через Альпы в Швейцарию. Русские войска в боях у Сен-Готарда и Чертова Моста одолели противника. Но помощь запоздала, и войска Римского-Корсакова потерпели поражение.
В 1800 г. Павел I делает резкий поворот во внешней политике. Он прекращает военные действия, отзывает войска в Россию и разрывает союз с Англией и Австрией. Заключив мир с Францией, Павел I вступает в союз с Пруссией против Австрии и с Пруссией, Швейцарией и Данией против Англии. Обострение отношений с Англией вызвало недовольство в дворянской среде, так как Англия являлась основным партнером России в торговле и закупке хлеба.
Но дворцовый переворот в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. прервал планы войны против Англии. Павел I был убит в результате этого переворота, организованного высшими гвардейскими офицерами, которые не простили ему притеснений и отнятой у них воли.
Реформы Александра I |
Правление Александра I ознаменовалось либерализацией самодержавия в духе просвещенного абсолютизма (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. — неофициальный Негласный комитет (А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей). В 1802 г. коллегии заменяются 8 министерствами (на принципах единоначалия) и Комитет министров. В1803 г. начинается реформа системы образования (в т.ч. создано 5 университетов и Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин). В 1803 г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике. |
После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган — Государственный совет. В 1810-1811 гг. упорядочена система министерств. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. Это, как и профранцузская ориентация Сперанского, привело к его отставке. |
В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции России («Уставная грамота Российской империи»). В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. Созданы в целях экономии военные поселения, что привело к волнениям. |
В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной». |
В своих реформах Александр I, помня судьбу отца, боялся задеть дворянство. Проблема крепостного права осталась нерешённой. В то же время либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры. |
17 Россия при Николае I
Николай I, принципиально отказавшийся от каких бы то ни было коренных перемен в системе управления, пытался "усовершенствовать" ее путем еще большей бюрократизации. Были значительно расширены штаты чиновников всех ведомств, непомерно увеличивался объем деловой переписки между различными инстанциями. Деятельность администрации приобретала все более формальный, канцелярский характер. Это ощущал и сам царь. Не случайно те категории дел, которые представляли особую важность, Николай стремился вырвать из общей системы управления, подчинить своему личному контролю. Особое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия: II отделение ее под непосредственным надзором Николая занималось кодификацией законов, III — политическим сыском, V — государственными крестьянами и т.д. Такая система "чрезвычайного управления" не устраняла недостатки громадной бюрократической машины, а еще больше усугубляла их. Огромное значение Николай I придавал борьбе с революционным движением. С этой целью министром просвещения Уваровым была разработана т.н. теория официальной народности, суть которой четко выражалась формулой "православие, самодержавие, народность". Имелось в виду, что духовная жизнь русского народа определяется православной церковью, а политическая — самодержавным строем. Подобное положение рассматривалось как идеальное; любые попытки изменить его должны были пресекаться беспощадно. Эта теория стала официальной идеологией, с позиций которой действовала бюрократия, цензура, III отделение.
В то же время Николай I вынужден был искать путь к смягчению крепостного права, которое все в большей степени противоречило государственным интересам, сковывая развитие экономики. По указу об обязанных крестьянах (1842) помещик мог предоставить крепостным личную свободу, оставив землю в своей собственности. Однако часть этой земли он должен был передать освобожденным крестьянам в пользование на условиях отбывания ими определенных повинностей. Так же как и указ о вольных хлебопашцах (1803), этот указ, не обязательный для помещиков, не дал никаких результатов.
В 1847г. была проведена инвентарная реформа — единственное преобразование, имевшее обязательный характер для поместного дворянства. При составлении "инвентарей" — описей помещичьих имений — устанавливались нормы барщины и оброка, которые владелец поместья не имел права нарушать. "Инвентари" серьезно ограничивали эксплуатацию крепостных крестьян. Однако реформа эта охватила только Киевское генерал-губернаторство (несколько губерний). Проводя ее, правительство преследовало прежде всего политические цели: помещики в этих краях были в основном поляками и католиками, находившимися в постоянной оппозиции к самодержавной власти, которая стремилась найти опору в православном украинском крестьянстве. О том, чтобы распространить эту реформу на великорусские губернии, власть и не помышляла.
Отметим и реформу второй половины 1830-х гг., касавшуюся государственных крестьян. Было организовано частичное переселение крестьян из густонаселенных районов, увеличены земельные наделы, уменьшены подати, создана сеть медицинских и учебных учреждений в деревнях и селах. Свою задачу правительство видело не только в том, чтобы упорядочить государственное хозяйство; оно стремилось ещеи "подать благой пример" поместному дворянству. Впрочем, излишняя забюрократизированность всех мероприятий, создание обширного штата администрации, которая, опекая крестьянство, должна была существовать за его счет, — все это в значительной степени свело на нет положительные стороны этой реформы.
В своих попытках смягчить крепостное право самодержавие следовало одному условию: нельзя ущемлять интересы помещиков, нельзя навязывать им свою волю. Тем самым власть заведомо обрекала себя на неудачу. Требовался серьезный толчок, чтобы заставить ее выйти из этого порочного круга.
18 Реформы Александра II
19 февраля 1861 года Александр подписал “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В этот же день царь подписал и “Манифест об освобождении крестьян”.
Они объявлялись свободными в юридическом отношении людьми. Однако связи крестьян с помещиками отнюдь не обрывались: принятие закона об освобождении ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников. В течении этого периода крестьяне были обязаны “отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой или деньгами”,поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю, а также полевые и пастбищные наделы. Одного принципиальное отличие этого состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности крестьян четно регламентировались законом и ограничивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временнообязанными.
С 1 января 1864 года было введено “Положение о губернских и уездных учреждениях”. Земства учреждались как всесловные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Избирательная система земств строилась по буржуазному принципу имущественного ценза.
Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и в основном закончилась к 1870 году, когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях.
В 1860-е годы проходила реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты.
В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.д. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения –Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.
В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В соответствии с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академики для подготовки среднего и высшего командного состава.
Крымская война показала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять буржуазным армиям европейских государств.
1 января 1874года был издан МАНИФЕСТ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ. Одновременно был издан новый “Устав о воинской повинности”.
В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет , и 9 лет – пребывание в запасе, на флоте – 7 и 3 года соответственно. Причем, чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действительной службы. Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, гимназию -–1,5 года, для имевших высшее образование – полгода. Призыву на военную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян , которые служили в основном в офицерском составе. В целом, военная реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии.
В 1863 и 1865 годах правительство приняло законы, которые давали право на “торговлю и другие промыслы лицам всех сословий без различия пола как русскоподданным, так и иностранным.
В 1870 г. было издано “ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ”, вводившее всесословное местное управление в городах. Городские думы были бессословными органами.