Понятие и виды федераций. Проблемы российского федерализма.

Ф е д е р а ц и япредставляет собой добровольное объединение нескольких относительно самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом,т.е. полным верховенством на своей территории, неза­висимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государ­ство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Федерация — это одно государство, а не союз суверенных государств. В федеративном госу­дарстве делится не суверенитет, а компетенция, причем де­лится таким образом, что суверенитетом обладает федерация, а не субъекты федерации.

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.

По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США — 50 субъектов (штатов), в Швейцарии..— 23 кан­тона, в России"— 89 субъектов, в Индии — 25 штатов и т.д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные — Россия и малонациональные — Германия, Австрия и др. К федера­тивным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполни­тельная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничи­вается союзной (федеральной) конституцией.

3. Две системы законодательства – общефедеральная и субъектов. Двухканальная система налогов.

4. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5. В большинстве федераций существует единое союзное граждан­ство.

6. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

7. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель­ность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных от­ношениях.

(США, Бразилия, Индия, Канада, Австралия, Аргентина, Нигерия, Танзания и др.).

Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Су­ществует четыреспособа размежевания компетенции:

Исключительная компетенция федерации означает, что по определенным предметам ведения принимаются только федеральные законы и основанные на них другие федераль­ные нормативные акты.

Конкурирующая компетенция федерации и субъектов фе­дерации означает, что по определенным предметам ведения субъекты федерации вправе принимать свои законы, посколь­ку по этим вопросам не приняты федеральные законы. Прак­тически в сфере конкурирующей компетенции федеральный законодатель может урегулировать все вопросы, если он счи­тает, что это нужно для сохранения единого экономического и правового пространства или что эти вопросы не могут эф­фективно регулироваться законодательством отдельных субъек­тов федерации.

Совместная компетенция федерации и ее субъектов оз­начает, что по определенным предметам ведения сначала при­нимаются федеральные законы, а затем в соответствии с ними принимаются законы субъектов федерации. В сфере совмест­ной компетенции субъекты федерации не вправе принимать законы, не основанные на федеральных законах.

Исключительная компетенция субъектов федерации пред­полагает круг вопросов, в решение которых федерация вме­шиваться не вправе.

А) Территориальная фе­дерация:

- значительно ограничен государственный суверенитет субъектов федерации.

- юридическое и фактическое разграничение компе­тенции между союзом и его субъектами определяется конституционны­ми нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопро­сы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворче­ских органов субъектов федерации.

- субъекты территориальной федерации конститу­ционно лишены права прямого представительства в международных отношениях (Индия),

- в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односто­ронний выход из союза. Это положение вытекает из смысла конститу­ций США, Бразилии и других стран.

- управление вооруженными силами в террито­риальных федерациях непосредственно осуществляется союзными госу­дарственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства (США, Бразилия)

Б) Национальные федерации характеризуются более сложным госу­дарственным устройством:

- Субъектами такой федерации являются национальные госу­дарства и национально-государственные образования, которые отлича­ются друг от друга национальным составом населения, его особой куль­турой, бытом, традициями и обычаями, религией.

- Обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, они имеют свои высшие представительные, исполнительные, судебные органы власти. Национальные государства, объединившиеся в федерацию, устанавли­вают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятель­но осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.

- Высшие государственные органы национальной федерации фор­мируются из представителей субъектов федерации. Федеративное госу­дарство отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав.

- право наций на самоопределение – самостоятельное решение вопросов о своей государственности, каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.

Примечание:

Различают также симметричные и асимметричные федерации. Сим­метричной является федерация, где все субъекты имеют одинако­вое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.

В юридической литературе различают три разновидности асим­метрии (проф. В.Е. Чиркин).

К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъ­ектами в ее состав входят и другие территориальные образования, на­пример федеральные территории (до 1949 г. — Аляска в США), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чи­новником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные вла­дения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, Венесуэлы, кото­рые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями); ассоциированные, т.е. свободно присоединившиеся, государства (например, в США Пуэрто-Рико, Республика Палау, Федеральные штаты Микронезии).

Второй вид асимметричной федерации представляет собой госу­дарство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции Россий­ской Федерации равны, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов.

Третья разновидность — так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, напри­мер, имеют разное число представителей в верхней палате парламен­та, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

Наши рекомендации