Хозяйственный учет как первичная форма статистики
Возникновение хозяйственного учета относится к глубокой древности и связано с образованием государства. Без определенного минимума сведений, получаемых учетом, государственная деятельность была бы невозможна. Так, нужны были сведения для набора войск и взимания налогов, важно было установить численность населения, состав земель, их качество, поголовье скота, иметь сведения о состоянии торговли и т. д. Способы получения таких данных были, например, такие. Чтобы подсчитать численность своей армии, персидский царь Дарий (522–486 гг. до н. э.) обязал каждого воина принести и положить в назначенное место камень. В Персии человека, занимающегося учетом, называли «глаза и уши царя».
По свидетельству греческого историка Геродота (484–420 гг. до н. э.), скифский царь Арианта, желая знать число своих подданных, приказал каждому скифу под страхом смертной казни принести медный наконечник стрелы (Геродот. История в девяти книгах. Т I. М., 1888. С. 340–341).
В Древнем Египте, Двуречье, Иудее сложились развитые системы хозяйственного и административного учета. Строго контролировалось использование земель, пищи, рабочей силы, строительных материалов, составлялись сметы расходов и доходов. Существовал порядок обязательной отчетности тех лиц, которым вверены материальные ценности, но строгой периодичности составления отчетов не было. Появились искусственные единицы учета, такие, как условный кирпич, человеко-день, и некоторые другие.
Первые шаги в развитии учета отмечены даже в священных книгах разных народов. В Древнем Китае еще в XXIII в. до н. э. собирались сведения о численности населения, распределении его по полу и возрасту, доходности земли и изменениях в торговле. В книге «Шу-Кинг» Конфуция (551–479 гг. до н. э.) имеются сведения о переписи населения в Китае в 2238 г. до н. э. В Библии, в Четвертой книге Моисеевой «Числа», рассказывается об исчислении мужского населения, способного носить оружие.
В целом учет в странах Древнего Востока был целиком и полностью организован государством. Его эксплуататорская верхушка контролировала все ресурсы страны. Это соответствовало тому, что К. Маркс и Ф. Энгельс назвали «азиатским способом производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 9. С. 130-136; Т. 13. С. 1-167; Т 28. С. 174-267).
Античный мир значительно изменил характер хозяйственного учета. Рабовладельческий способ производства, быстрое развитие частного производства привели к тому, что помимо государственных учреждений сбор учетных данных стал проводиться и по инициативе банкиров, торговцев, владельцев эргастерий и латифундий[1]. При этом государство, потеряв монополию на организацию учета, тем не менее значительно усовершенствовало ее. Так, в Афинах был тщательно организован учет естественного движения населения. Все свободнорожденные младенцы вносились в специальные списки; достигнув 18 лет, молодые люди вносились, если признавались способными, в списки военнообязанных, а по достижении 20 лет – в списки полноправных граждан. В Афинах составлялись и земельные кадастры, которые наряду с характеристикой земельной собственности включали оценку строений, инвентаря, скота, рабов и получаемых доходов. Появление в VII веке до н. э. в Лидии монет позволило дать обобщенную денежную оценку всего имущества в целом (до этого в учете использовались только натуральные измерители). Денежный измеритель способствовал более равномерному распределению налогов и военных тягот.
Отделение власть имущих от служителей культа, появление неких общих соображений о государственном управлении, расширение представлений о мире вызвали потребность в описании государств.
Одно из известных описаний принадлежит Аристотелю (384–322 дo н. э.), который составил описание 157 городов государств своего времени. «Величину государства, – писал Аристотель, – они измеряют .количеством его населения; но скорее нужно обращать внимание не на количество, а на возможности» (Аристотель. Соч. Т. 4. Политика. М., 1983. С. 596). Эти возможности он связывал с характером народа, а последний – с географической средой. «Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии» (Там же. С. 601).
В Древнем Риме государственный учет получил новый мощный импульс. В 550 г. до н. э. Сервий Туллий создал нечто подобное первому статистическому органу – ценз для проведения переписей свободных граждан. Чиновники ценза, именовавшиеся цензорами, выслушивали от главы семьи его полное имя, название трибы[2], к которой он принадлежал, имя и возраст отца или, если речь шла о вольноотпущеннике, – имя прежнего господина, и, наконец, имена, пол и возраст всех членов семьи, перечислялось даже имущество этой семьи. Давший показания подтверждал их клятвой. Вначале (во времена республики) цензы (переписи) проводились каждые пять лет. В дальнейшем (при императорах) периоды удлинились до десяти лет (последний ценз был проведен в 72 г. н. э.). На основании материалов ценза все свободное население согласно своему имущественному положению делилось на пять разрядов (или классов): I класс – с имуществом стоимостью не ниже 100 тыс. ассов; II класс – не ниже 75 тыс. ассов; III класс – не ниже 50 тыс. ассов; IV класс – не ниже 25 тыс. ассов; V класс – не ниже 12,5 тыс. ассов. Оценка включала недвижимое имущество вместе с землей и инвентарем. Конечно, существовал и VI класс – неимущие, но они были лишены права Военной службы и права голоса (см.: Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. 58-й том. С. 642). Цензоры составляли имущественные списки, ведали государственными имуществами, наблюдали за нравами и т. д. Это был мощный государственный орган.
Кроме периодических цензов, было организовано и текущее наблюдение движения населения. Оно было достаточно обосновано и позволило крупнейшему юристу Ульпиану (170–228 гг. н. э.) сделать убедительные предположения о вероятной продолжительности жизни людей различных возрастных групп.
Тацит (58–117 н. э.) рассказывал, что основатель Римской империи Октавиан Август руководил составлением специальной книги, называемой «Бревариум». в которой указывались сметные ассигнования, а также сведения о состоянии финансов армии, флота, численности граждан и некоторые другие сведения, необходимые для управления огромной империей. Это свидетельствует о развитии бюджетного учета в масштабах всего государства.
Но особое развитие в Риме получил учет частных хозяйств. Глава каждого семейства был обязан вести книги домашнего имущества, доходов и расходов. Сведения об организации учета в латифундиях имеются также в сочинениях Катона, Варрона, Колумеллы.
Таким образом, в античном мире четко выражаются уже два, а не один, как на Древнем Востоке, источника организации учета: государство и частная инициатива собственников.
Средневековье в развитии учета в целом было шагом назад. Раздробленность государств, рост церковного мракобесия, низкий уровень грамотности населения, фантастические представления о самом обычном и очевидном приводили к резкому падению интереса к строгому исследованию истины. Крупные вельможи обходились самым необходимым: время от времени составлялись инвентарные описи, списки вассалов, могущих носить оружие. И тем не менее от этих времен дошел до нас уникальный памятник – «Книга страшного суда» – свод материалов всеобщей земельной переписи всей Англии. В 1066 г. нормандский герцог Вильгельм в битве при Гастингсе разгромил англосаксонские войска и стал королем Англии. Его победа пришлась на очень сложное время. Население Европы суеверно боялось круглых чисел, к 1000 г. ожидали конца света. Роковая дата миновала, но страхи не рассеялись, считали, что бог только несколько отсрочил судный день. И когда завоеватель Англии распорядился с целью налогового обложения переписать всех и вся в своем новом владении, люди неграмотные и запуганные решили, что подготовка к светопреставлению вступила в завершающую стадию. Все, кто попал в переписную книгу, были готовы предстать перед небесным судом. Перепись проходила четыре года (1083–1086). Она включала топографическое описание земли, с выделением пахотной и луговой, лесов, число жителей в каждой местности с поименным их перечислением и составом имущества, специально выделялись пруды, мельницы, повинности, зависимые крестьяне, скот, ульи и цены на землю. Всего было описано 240 тыс. дворов. «Книга страшного суда» содержала подробные сведения о королевских, церковных и феодальных поместьях. На первый план в ней выдвигались не люди или семьи, а такие единицы обложения, как дом, домашний очаг.
Рост городов привел к возникновению муниципального учета: ратуша управляла горожанами и ей нужно было знать свои возможности. Движение населения фиксировала церковь. Но только во времена Реформации (XVI в.) этот учет приобрел достаточную точность и достоверность.
В целом же точность и достоверность учетных данных в эпоху Средневековья как и в Предшествующие эпохи, были очень низкими. В обыденной жизни представления людей строились по схеме: больше –меньше, тепло – холодно и т. п. – и только в крайне необходимых случаях включали количественный измеритель. Римские цифры, повсеместно используемые в учетной работе, затрудняли подсчеты. Чаще всего вычисления были ошибочными и производились очень медленно. Немного больше или немного меньше – это не имело значения. Отсюда грубые ошибки в учетных регистрах, но их не исправляли. Очень часто даже в финансовых учетных записях сумму, на которую не сходился итог, записывали с Пометой «ошибка» на противоположную сторону регистра.
Следующий период формирования статистики – Возрождение – эпоха развития культуры и науки, зарождения капитализма и распада феодализма. Интенсивное развитие международной торговли в это время повлияло на формирование таможенной и описательной статистики. Особенно активно развивала свою торговлю Венецианская республика (XI–XVII вв.). Уже в XII в. она обязывала своих консулов и послов по возвращении из-за границы представлять сенату отчеты – реляции о политических, экономических и физических условиях различных стран. Эти донесения представляли собой развернутые и определенным образом систематизированные описания, не содержавшие цифровой информации.
Вот отрывок из относящегося к 1477 г. такого отчета (отчет Амброджо Контарини): «Город Москва расположен на небольшом холме; он весь деревянный, как замок, так и остальной город. Через него протекает река, называемая Моско. На одной стороне ее находится замок и часть города, на другой – остальная часть города. На реке много мостов, по которым переходят с одного берега на другой.
Это столица, т. е. место пребывания самого великого князя. Вокруг города большие леса,их ведь вообще очень много в стране. Край чрезвычайно богат всякими хлебными злаками.
[Русские] продают огромное количество коровьего и свиного мяса; думаю, что за один маркет его можно получить более трех фунтов. Сотню кур отдают за дукат; за эту же цену — сорок уток, а гуси стоят по три маркета за каждого» (Цит. по кн.: Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 22).
В этом сообщении очень трудно распознать истоки статистического описания. Кроме отрывочных сведений о ценах нет ни одной количественной характеристики. Автор зачастую не могих дать, но, что самое главное, и не стремился к этому.
Дух гуманизма, осознание величия человеческой личности, стряхнувшей прах Средневековья, великие географические открытия – все это вызвало необычайный рост интереса к другим странам. Сказочные и поэтические рассказы о них путешественников не удовлетворяли купцов и политиков. Они жаждали получить беспристрастные и достоверные сведения из официальных бумаг или из отчетов путешественников. Это привело к появлению специальных обзоров. Самый серьезный из них был написан сыном тосканского скульптора и архитектора Андреа Сансовино – Франческо Сансовино (1521–1586), Его труд «Del governo et amministratione di diversi regni et repupliche...», вышедший в 1562 г., содержал описание 22 стран. Три из них – Афины, Спаржа, Рим – уже давно перестали существовать, а одна – Утопия Томаса Мора, – по мысли автора, еще только должна была возникнуть, и там будут жить «почитатели тайного и вечного божества». По каждой стране Сансовино приводит сведения о природе, жителяхи их быте, войске и государственном устройстве, культуре, торговле, религии. Книга Ф. Сансовино имела огромный успех. Только в первые сорок лет она выдержала пять изданий, не считая переводов на иностранные языки.
Однако описания стран были повествовательными и почти не содержали числовых характеристик. Аналогичные описания делались последователями Сансовино: Ботеро (1589), д'Авити (1614), Янотти (1624) и др. Примечательно, что это были не государственные люди, не купцы, не банкиры, а люди, заинтересованные в знании как таковом.
В это время произошло еще одно важное событие. Францисканскиймонах и математик Лука Пачоли (1445–1517) создал фундаментальный энциклопедический труд «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях» (1494). В книге был раздел «Трактат о счетах и записях», содержащий основы бухгалтерского учета.
Начиная с XVI в. из частнохозяйственного учета выделился в отдельную ветвь знания бухгалтерский учет. В XVI и XVII вв. ведение торговых книг настолько вошло в практику, что начали появляться работы по торговому счетоводству. Развитие первичного учета – простой регистрации фактов и бухгалтерского учета – внутрихозяйственного, аналитического – подготовили возникновение статистики.
Труд Л. Пачоли представляет собой замечательную веху в истории формирования теории вероятностей – науки, тесно связанной со статистикой.
В XIV в. в Италии и Нидерландах появляются первые морские страховые общества. Вслед за страхованием морских перевозок возникает страхование на суше, речных и озерных перевозок. Подсчитывались шансы, оценивался риск перевозок – при большем риске собиралась большая страховая премия. Страховые премии при морских перевозках составляли 12–15%, а при перевозках внутри страны – 6–8% стоимости перевозимых грузов. С XVI в. морское страхование было введено во многих странах. В XVII в. начали появляться другие виды страхования. Деятельность страховых обществ основывалась на накоплении статистических данных и существенно стимулировала развитие статистики и теории вероятностей.