Условия накопления баллов и критерии оценивания

Обязательные:

  1. посещение занятий
  2. подготовка и выступления на семинарских занятиях
  3. выполнение семестровой работы (теста)
  4. выполнение тестов по темам для текущего контроля
  5. выполнение творческих заданий (эссе, характеристика исторической личности, доклады)
  6. итоговая аттестация (зачет/экзамен)

Вспомогательные:

  1. составление кроссвордов по изучаемым темам или ко всему курсу
  2. конспект источников по теме объемом не менее 0,5 п.л. (8 стр.)
  3. составление библиографического списка по теме или всему курсу

Для отсутствовавших на занятиях по уважительным причинам:

  1. конспекты источников и литературы по пропущенным темам
  2. собеседование по пропущенным темам

Минимальное количество балов– не менее 54;если сумма баллов составилане менее 90 баллов – студент освобождается от устного экзамена по дисциплине «Отечественная история». Во всех остальных случаях студент подвергается процедуре устного экзамена.

БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ

Форма контроля Минимальное для аттестации количество баллов Максимальное для аттестации количество баллов
Посещение занятий[1]
Подготовка и выступление на семинарских занятиях (3)
  Решение кейс-задач (2)
  Участие в деловой игре (1)
  Подготовка научной статьи, тезисов и выступление на уч.-исслед. конференции (1)
  Подготовка письменной характеристики ист. личности (2)
Выполнение творческих заданий (эссе, , сравнительные характеристики) (5)
Выполнение контрольных тестов по теме (8)
Выполнение долгосрочных творческих, аналитических проектов (1)
Семестровый тест
ИТОГО:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)     Баллы Полученный балл  
мин макс  
  Макс Лекц. Пр. Сам.  
Теория и методология исторической науки II 1-2 Семинар: «Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории»    
Эссе «Умом Россию не понять…Особенности исторического развития России»    
Тест 0,5    
Древняя Русь (IX – нач.XII вв.) Русские земли в период политической раздробленности (XII - ½ XVв.) II 3-4 Проект «Характеристика отдельных русских земель во второй половине XII – начале XIII вв»    
Тест 0,5    
Образование и развитие единого централизованного государства ( втор. пол. XV – XVII вв.) II 5-7 Семинар «Реформы Ивана IV и их историческое значение»    
Письменная характеристика исторической личности на выбор: Иван III, Иван IV, Борис Годунов, Михаил Романов, Алексей Романов, Никон, Протопоп Аввакум. 1,5    
Тест 0,5    
Российская империя в XVIII – ½ XIX в. II 7-10 Кейс «Итоги и значение реформ Петра I»    
Эссе «Тартюф в юбке и короне. Образ Екатерины II в творчестве А.С. Пушкина»    
Тест 0,5    
Российская империя во 2/2 XIX в.- нач. XX в. II 11-13 Семинар «Развитие общественно-политических движений в России в XIX в»    
Сравнительная характеристика положения крестьянства в России в первой и второй половинах XIX в.    
Тест 0,5    
Россия в период войн и революций II 13-15 Деловая игра «Политические партии в России в начале XX века»    
Тест 0,5    
СССР в 1922-1953 гг II 16-18 Научная статья и тезисы для выступления на учебно-исследовательской конференции «Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии в годы II Мировой войны»    
Тест 0,5    
СССР в 1953 – 1991 гг. РФ на современном этапе II 19-20 Кейс «Причины и последствия распада СССР»    
Характеристика исторической личности на выбор: Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин 1,5    
Тест 0,5    
  Экзамен             Интернет - тест    
  Итого          

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 52 балла (удовлетворительно).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание лекционных занятий

1. Теория и методология исторической науки.История как наука. Функции исторической науки. Принципы и методы исторического познания, основные подходы к изучению историю. Исторические источники.

2. Древняя Русь (IX – начало XII вв.) Русские земли в период политической раздробленности (XII - первая половина XVв.).Проблема происхождения древнерусского народа. Проблема происхождения государственности у восточных славян. Основные характеристики Древнерусского государства и общества. Причины, характерные черты и последствия государственной раздробленности Руси. Борьба русских земель с иноземными захватчиками. Цивилизационный выбор А. Невского. Основные проблемы формирования единого централизованного государства. Феодальная война второй четверти XV века: выбор исторического пути России.

3. Образование и развитие единого централизованного государства (вторая половина XV – XVII вв.) Иван III – основатель государства Московская Русь. Факторы формирования самодержавной власти и жесткой централизованной системы управления. Реформы Ивана IV. Опричная политика и ее значение. Власть и общество в средневековой России. Смутное время в России. Новые тенденции в развитии государства и общества в России в XVII веке. Геополитическое и международное положение России в XVI – XVII вв.

4. Российская империя в XVIII – первой половине XIX в.Модернизация как исторический процесс. Особенности модернизационных процессов в России. Причины, сущность, итоги и последствия петровской модернизации. Укрепление позиций дворянства в эпоху дворцовых переворотов. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II. Изменение геополитического и международного положения России в XVIII в. Россия в начале XIX века. Основные проблемы развития: кризис феодально-крепостнического хозяйства, крестьянский вопрос, проблема взаимодействия общества и власти, зарождение общественно-политического движения. Отечественная война 1812 г. и ее последствия. Изменения геополитического и международного положения России в первой половине XIX века.

5. Российская империя во второй половине XIX в.- нач. XX в. Модернизация Александра II: причины, сущность, итоги. Становление капиталистического общества. Промышленный переворот в России и его последствия. Деятельность С.Ю. Витте. Основные противоречия в развитии государства и общества. Развитие общественного движения. Причины роста революционных настроений. Изменения геополитического и международного положения России во второй половине XIX в.

6. Россия в период войн и революций.Первая русская революция: причины, характер, движущие силы, итоги и значение. Характерные черты третьиюньской монархии. Реформы П.А. Столыпина. Политические партии в России в начале XX века: варианты исторического развития страны. Международное положение страны в начале XX века. Русско-японская война. Первая мировая война. Обострение противоречий внутри страны. II русская революция. Свержение самодержавия. Период двоевластия в России. Причины прихода к власти большевиков. II Съезд Советов и установление Советской власти в России. Внутренняя и внешняя политика СНК и нарастание новых противоречий в стране. Гражданская война: причины, соотношение сил, основные события, итоги, причины победы большевиков. Экономическая политика в годы гражданской войны и причины ее пересмотра. Новая экономическая политика, ее итоги и противоречия.

7. СССР в 1922-1953 гг.Образование СССР.Внутрипартийная борьба после смерти В.И. Ленина, приход к власти И.В. Сталина. Сущность сталинизма. Причины формирования культа личности и массовых репрессий. Характерные черты советского общества в 30-е гг. Реализация сталинского плана построения социализма в СССР. Основные проблемы истории II Мировой и Великой Отечественной войн. Послевоенное развитие страны. Новый виток политических репрессий. Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Холодная война.

8. СССР в 1953 – 1991 гг. РФ на современном этапе.Борьба за власть после смерти Сталина. Разоблачение культа личности Сталина. Реформы Н.С. Хрущева: итоги и последствия. "Оттепель" и ее противоречия. Политическое развитие страны в 1965-1985 гг. Экономическое развитие: от реформ Косыгина к застою. Кризисные явления в социальной и духовной жизни советского общества. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. Перестройка: причины, цели, этапы, итоги и последствия. Крах социализма и распад СССР. Российская Федерация на рубеже XX – XXI века: основные проблемы развития.

Наши рекомендации