Условия накопления баллов и критерии оценивания
Обязательные:
- посещение занятий
- подготовка и выступления на семинарских занятиях
- выполнение семестровой работы (теста)
- выполнение тестов по темам для текущего контроля
- выполнение творческих заданий (эссе, характеристика исторической личности, доклады)
- итоговая аттестация (зачет/экзамен)
Вспомогательные:
- составление кроссвордов по изучаемым темам или ко всему курсу
- конспект источников по теме объемом не менее 0,5 п.л. (8 стр.)
- составление библиографического списка по теме или всему курсу
Для отсутствовавших на занятиях по уважительным причинам:
- конспекты источников и литературы по пропущенным темам
- собеседование по пропущенным темам
Минимальное количество балов– не менее 54;если сумма баллов составилане менее 90 баллов – студент освобождается от устного экзамена по дисциплине «Отечественная история». Во всех остальных случаях студент подвергается процедуре устного экзамена.
БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ
№ | Форма контроля | Минимальное для аттестации количество баллов | Максимальное для аттестации количество баллов |
Посещение занятий[1] | |||
Подготовка и выступление на семинарских занятиях (3) | |||
Решение кейс-задач (2) | |||
Участие в деловой игре (1) | |||
Подготовка научной статьи, тезисов и выступление на уч.-исслед. конференции (1) | |||
Подготовка письменной характеристики ист. личности (2) | |||
Выполнение творческих заданий (эссе, , сравнительные характеристики) (5) | |||
Выполнение контрольных тестов по теме (8) | |||
Выполнение долгосрочных творческих, аналитических проектов (1) | |||
Семестровый тест | |||
ИТОГО: |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | Баллы | Полученный балл | |||||
мин | макс | |||||||||||
Макс | Лекц. | Пр. | Сам. | |||||||||
Теория и методология исторической науки | II | 1-2 | Семинар: «Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории» | |||||||||
Эссе «Умом Россию не понять…Особенности исторического развития России» | ||||||||||||
Тест | 0,5 | |||||||||||
Древняя Русь (IX – нач.XII вв.) Русские земли в период политической раздробленности (XII - ½ XVв.) | II | 3-4 | Проект «Характеристика отдельных русских земель во второй половине XII – начале XIII вв» | |||||||||
Тест | 0,5 | |||||||||||
Образование и развитие единого централизованного государства ( втор. пол. XV – XVII вв.) | II | 5-7 | Семинар «Реформы Ивана IV и их историческое значение» | |||||||||
Письменная характеристика исторической личности на выбор: Иван III, Иван IV, Борис Годунов, Михаил Романов, Алексей Романов, Никон, Протопоп Аввакум. | 1,5 | |||||||||||
Тест | 0,5 | |||||||||||
Российская империя в XVIII – ½ XIX в. | II | 7-10 | Кейс «Итоги и значение реформ Петра I» | |||||||||
Эссе «Тартюф в юбке и короне. Образ Екатерины II в творчестве А.С. Пушкина» | ||||||||||||
Тест | 0,5 | |||||||||||
Российская империя во 2/2 XIX в.- нач. XX в. | II | 11-13 | Семинар «Развитие общественно-политических движений в России в XIX в» | |||||||||
Сравнительная характеристика положения крестьянства в России в первой и второй половинах XIX в. | ||||||||||||
Тест | 0,5 | |||||||||||
Россия в период войн и революций | II | 13-15 | Деловая игра «Политические партии в России в начале XX века» | |||||||||
Тест | 0,5 | |||||||||||
СССР в 1922-1953 гг | II | 16-18 | Научная статья и тезисы для выступления на учебно-исследовательской конференции «Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии в годы II Мировой войны» | |||||||||
Тест | 0,5 | |||||||||||
СССР в 1953 – 1991 гг. РФ на современном этапе | II | 19-20 | Кейс «Причины и последствия распада СССР» | |||||||||
Характеристика исторической личности на выбор: Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин | 1,5 | |||||||||||
Тест | 0,5 | |||||||||||
Экзамен | Интернет - тест | |||||||||||
Итого |
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 52 балла (удовлетворительно).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание лекционных занятий
1. Теория и методология исторической науки.История как наука. Функции исторической науки. Принципы и методы исторического познания, основные подходы к изучению историю. Исторические источники.
2. Древняя Русь (IX – начало XII вв.) Русские земли в период политической раздробленности (XII - первая половина XVв.).Проблема происхождения древнерусского народа. Проблема происхождения государственности у восточных славян. Основные характеристики Древнерусского государства и общества. Причины, характерные черты и последствия государственной раздробленности Руси. Борьба русских земель с иноземными захватчиками. Цивилизационный выбор А. Невского. Основные проблемы формирования единого централизованного государства. Феодальная война второй четверти XV века: выбор исторического пути России.
3. Образование и развитие единого централизованного государства (вторая половина XV – XVII вв.) Иван III – основатель государства Московская Русь. Факторы формирования самодержавной власти и жесткой централизованной системы управления. Реформы Ивана IV. Опричная политика и ее значение. Власть и общество в средневековой России. Смутное время в России. Новые тенденции в развитии государства и общества в России в XVII веке. Геополитическое и международное положение России в XVI – XVII вв.
4. Российская империя в XVIII – первой половине XIX в.Модернизация как исторический процесс. Особенности модернизационных процессов в России. Причины, сущность, итоги и последствия петровской модернизации. Укрепление позиций дворянства в эпоху дворцовых переворотов. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II. Изменение геополитического и международного положения России в XVIII в. Россия в начале XIX века. Основные проблемы развития: кризис феодально-крепостнического хозяйства, крестьянский вопрос, проблема взаимодействия общества и власти, зарождение общественно-политического движения. Отечественная война 1812 г. и ее последствия. Изменения геополитического и международного положения России в первой половине XIX века.
5. Российская империя во второй половине XIX в.- нач. XX в. Модернизация Александра II: причины, сущность, итоги. Становление капиталистического общества. Промышленный переворот в России и его последствия. Деятельность С.Ю. Витте. Основные противоречия в развитии государства и общества. Развитие общественного движения. Причины роста революционных настроений. Изменения геополитического и международного положения России во второй половине XIX в.
6. Россия в период войн и революций.Первая русская революция: причины, характер, движущие силы, итоги и значение. Характерные черты третьиюньской монархии. Реформы П.А. Столыпина. Политические партии в России в начале XX века: варианты исторического развития страны. Международное положение страны в начале XX века. Русско-японская война. Первая мировая война. Обострение противоречий внутри страны. II русская революция. Свержение самодержавия. Период двоевластия в России. Причины прихода к власти большевиков. II Съезд Советов и установление Советской власти в России. Внутренняя и внешняя политика СНК и нарастание новых противоречий в стране. Гражданская война: причины, соотношение сил, основные события, итоги, причины победы большевиков. Экономическая политика в годы гражданской войны и причины ее пересмотра. Новая экономическая политика, ее итоги и противоречия.
7. СССР в 1922-1953 гг.Образование СССР.Внутрипартийная борьба после смерти В.И. Ленина, приход к власти И.В. Сталина. Сущность сталинизма. Причины формирования культа личности и массовых репрессий. Характерные черты советского общества в 30-е гг. Реализация сталинского плана построения социализма в СССР. Основные проблемы истории II Мировой и Великой Отечественной войн. Послевоенное развитие страны. Новый виток политических репрессий. Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Холодная война.
8. СССР в 1953 – 1991 гг. РФ на современном этапе.Борьба за власть после смерти Сталина. Разоблачение культа личности Сталина. Реформы Н.С. Хрущева: итоги и последствия. "Оттепель" и ее противоречия. Политическое развитие страны в 1965-1985 гг. Экономическое развитие: от реформ Косыгина к застою. Кризисные явления в социальной и духовной жизни советского общества. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. Перестройка: причины, цели, этапы, итоги и последствия. Крах социализма и распад СССР. Российская Федерация на рубеже XX – XXI века: основные проблемы развития.