Положительные черты вступления страны в интеграционный союз.
1) Увеличение размеров рынка может позволить фирмам получить соответствующий эффект от увеличения масштабов производства, который приводит к уменьшению издержек производства по следующим причинам:
ü Более полное использование заводских мощностей
ü Повышение уровня квалификации труда управляемых кадров. Подобный эффект является наиболее актуальным для развивающихся стран.
2) Расширение интегрируемых контактов между странами нередко влечёт за собой улучшение производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц союза.
3) Позволяет странам-участницам союза обеспечить для себя лучшие условия торговли, либо другие преимущества.
4) Ведёт к повышению конкуренции между странами.
Монополистические и олигополистические рыночные структуры в этом случае незащищены от внешнего воздействия.
Конкуренция становится менее индивидуальной, но более эффективной и ведёт к развитию новых отраслей производства.
5) Образование ТЭС-ов сопровождается существенным увеличением объёмов инвестирования третьих стран в экономику стран-участниц таких союзов.
Фирмы третьих стран строят заводы в союзных государствах, чтобы избежать в дальнейшей таможенной дискриминация.
Отрицательные черты вступления страны в интеграционный союз.
1) При стечении определённых обстоятельств может начаться отток ресурсов из страны, перераспределённых в пользу более сильных в экономическом отношении членов союза. Страна может превратиться в «отсталый» регион.
2) Если интеграция способствует устранению более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц может быть широкое распределение номинального сговора, который влечёт за собой повышение цен на соответствующую продукцию; может возрасти количество объединений, что влечёт за собой усиление господства монополий.
3) В ряде случаев от увеличения масштабов производства может возникнуть эффект потерь, связанный с формированием слишком крупных компаний – отрицательный эффект масштабов.
Евросоюз
Экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.
Первоначально членами были: Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ с 23 июля 1958 г.
1951 г – эти страны создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
1954 г – Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое сообщество.
25 марта 1957 г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономического союза на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.
В 1967 г. эти 3 организации объединились в Единую интеграционную группировку - Европейские сообщества.
Позже в ЕС вступили такие страны, как: Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша и др.
Законодательный орган – Совет министров ЕС – это орган, состоящий из 27 членов, обладающий правом принимать решения по основным вопросам Евросоюза и правом заключения международного соглашения от имени этой организации.
Исполнительный орган – Комиссия ЕС – национальный орган с местом нахождения в Брюсселе (Бельгия).
Европарламент – контролирует финансы сообщества, имеет право вето при обсуждении бюджета, принимает участие в разработке единой политики ЕС.
Суд – обеспечивает единообразное толкование правил и норм, принятых в сообществе и регулирует различные споры и претензии от и иностранных юридических лиц.
Счётная палата ЕС – осуществляет текущий контроль над доходами и расходами различных структур.
В 2009 году был впервые избран президент ЕС.
1979 г. – создана Европейская валютная система (денежная единица – ЭКЮ).
В конце 1995 г. на заседании Европейского экономического союза было принято решение о введении валюты ЕВРО.
В Еврозону входит 20 государств.
В 1998 г. в городе Франкфурте открыт Европейский ЦБ.
ЕАСТ
Европейская ассоциация свободной торговли – это замкнутая торгово-экономическая группировка с сохранением суверенных прав и отсутствием наднациональных институтов.
60-70-е гг. 20 в. – соглашение о создании ЕАСТ предусматривало:
a) Отмену там пошлин и количественных ограничений в торговли между членами ассоциации
b) Сохранение странами-участницами самостоятельных там тарифов в отношении 3 стран.
Членами являются Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция, Финляндия, но позже некоторые страны вышли из состава ЕАСТ.
Руководящий орган – Совет министров.
Исполнительный орган – Секретариат.
Основные цели ЕАСТ:
1) Сохранение полной занятости в странах-членах
2) Обеспечение справедливой конкуренции между членами этой организации.
3) Недопущение перекосов при взаимных постановках сырья между странами-членами
4) Развитие мировых торговли путём торговых барьеров.
1991 г. – ЕС и ЕАСТ заключили пакт, направленный на создание зоны свободной торговли в составе 17 стран от Ирландии до Средиземного моря.
1993 г. – создано Европейское экономическое пространство.
Основное внимание в своей внешнеэкономической политике страны ЕАСТ удивляют отношением с ЕС, на которые приходиться свыше половины товарооборота членов ЕАСТ.
НАФТА
Североамериканская зона свободной торговли- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.
В рамках этого соглашения были рассмотрены следующие вопросы:
1) Тариф
2) Правительственные поставки
3) Энергетика
4) Сельское хозяйство
5) Инвестиции
6) Механизм регулирования конфликта
Основные цели НАФТА:
§ Устранение таможенных и паспортных барьеров, стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения.
§ Создание и поддержание условий для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли.
§ Привлечение иностранных инвестиций стран-членов соглашения.
§ Обеспечение должной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности.
§ Создание действующего механизма внедрения и применение соглашения совместного решения споров и управления.
§ Создание базы для будущей трёхсторонней региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения соглашения.
§ Создание континентального единого рынка.
В настоящее время территория НАФТА составляет 21 млн. км квадратов с населением 450 млн. чел, на долю 3-х стран приходится =20% всего объёма мировой торговли, ВВП на душу населения трёх государств более 36000$.
АСЕАН
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – это политическая, экономическая, культурная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии.
Была образована в 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием декларации АСЕАН.
В 2008 г. был принят устав.
В состав входят: Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Камбоджа.
Основные цели АСЕАН:
1) Ускорение экономического развития стран социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления укрепления фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии.
2) Установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципом устава ООН.
Высший орган АСЕАН – саммит лидеров государств и правительств.
Решающее значение в принятии решений принадлежит министру и иностранных дел.
Постоянный секретариат расположен в Жаккарде и возглавляется генеральным секретариатом.
Основные факторы, влияющие на успех сотрудников в рамках АСЕАН:
Ø Бурный экономический рост большинства стран региона.
Ø Сопоставимость уровня их развития.
Ø Сложившиеся исторические традиции.
Ø Отрегулированная форма сотрудничества.
АТЭС
Азиатское тихоокеанское экономическое сотрудничество – это международный региональный экономический орган, объединяющий 19 государств АТР и 2 территорий Сянган (бывший Гонконг).
АТЭС была создана в 1989 г. в Камере по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.
Секретариат находится в Сингапуре.
В состав входят: Австралия, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Мексика, Тайвань, Чили, Вьетнам, Перу, Россия, Япония и другие.
Главные цели АТЭС:
v Обеспечение режима свободной открытой торговли
v Укрепление регионального сотрудничества
Оценивая процессы, проходящие в экономической интеграции АТЭС, отметим ряд условий и особенностей его развития:
o Интеграционный АТЭС идут при ведущих ролях ТНК, создающей почву для государственного сотрудничества.
o Процесс интеграции охватывает все страны с разным уровнем экономики, разными культурами, политическими системами.
o Интеграция в масштабах АТЭР, включая субрегиональные экономические союзы, то есть допускает разные уровни интеграции.
o Идеология открытого регионализма рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма.
Концепция открытого регионализма предполагает:
· Внутри ТОР снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы.
· Принимаются обязательства по отказу от политики протекционизма.
· Стимулируются внутрирегиональные экономические связи.
Уникальность АТЭС в том, что в нём объединены 2 великие экономические державы-США, Япония и экономический гигант 21 в. – Китай.
МЕРКОСУР
К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Лат. Америки относят МЕРКОСУР в составе:
· Аргентины
· Бразилии
· Парагвая
· Уругвая
С июля 2006 г. начала процедура вступления Венесуэлы, но до настоящего времени Парламенты союза не дали своего согласия.
В качестве ассоциированных членов входят:
· Боливия
· Колумбия
· Перу
· Чили
· Эквадор
Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. и в 1990 г.
В нынешнем виде блок создан 26 марта 1991 г. договором о создании. Предусматривалось:
1) Отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между 4 странами
2) Установление единого таможенного тарифа в отношении 3-х стран
3) Свободное движение капитала и рабочей силы
4) Координация политики в области промышленности, с/х, транспорта и связи
5) Соглашение стратегии в валютно-финансовой сфере
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления:
Ø Совет общего рынка в составе министров иностранных дел
Ø Группа общего рынка – исполнительная орган
Ø Комиссия по торговле
Ø Совместная парламентская комиссия
Ø Социально –экономический консультативный орган
Ø Административный секретариат
Ø 10 технических комиссий, подчиняющихся группе общего рынка: в их функции входит:
· Внешняя торговля
· Таможенное регулирование
· Установление технических норм
· Валютно-финансовая и макроэкономическая политика
· Воздушный, наземный, морской транспорт
· Промышленные технологии
· Сельское хозяйство и энергетика
С 1 января 1995 г. МЕРКОСУР перешёл от зоны свободной торговли к таможенному союзу.
Первая встреча России и МЕРКОСУР состоялась в декабре 2000 г.
Главные цели МЕРКОСУР на перспективу:
1) Свободное перемещение товаров, услуг и факторов производства
2) Введение единых таможенных пошлин и принятие единой торговой политики
3) Координация макроэкономической политики и политика в сфере отдельных отраслей развития народного хозяйства стран-агентов
4) Гармонизация в законодательных сферах необходимых для усиления процессов интеграции