Положительные черты вступления страны в интеграционный союз.

1) Увеличение размеров рынка может позволить фирмам получить соответствующий эффект от увеличения масштабов производства, который приводит к уменьшению издержек производства по следующим причинам:

ü Более полное использование заводских мощностей

ü Повышение уровня квалификации труда управляемых кадров. Подобный эффект является наиболее актуальным для развивающихся стран.

2) Расширение интегрируемых контактов между странами нередко влечёт за собой улучшение производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц союза.

3) Позволяет странам-участницам союза обеспечить для себя лучшие условия торговли, либо другие преимущества.

4) Ведёт к повышению конкуренции между странами.

Монополистические и олигополистические рыночные структуры в этом случае незащищены от внешнего воздействия.

Конкуренция становится менее индивидуальной, но более эффективной и ведёт к развитию новых отраслей производства.

5) Образование ТЭС-ов сопровождается существенным увеличением объёмов инвестирования третьих стран в экономику стран-участниц таких союзов.

Фирмы третьих стран строят заводы в союзных государствах, чтобы избежать в дальнейшей таможенной дискриминация.

Отрицательные черты вступления страны в интеграционный союз.

1) При стечении определённых обстоятельств может начаться отток ресурсов из страны, перераспределённых в пользу более сильных в экономическом отношении членов союза. Страна может превратиться в «отсталый» регион.

2) Если интеграция способствует устранению более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц может быть широкое распределение номинального сговора, который влечёт за собой повышение цен на соответствующую продукцию; может возрасти количество объединений, что влечёт за собой усиление господства монополий.

3) В ряде случаев от увеличения масштабов производства может возникнуть эффект потерь, связанный с формированием слишком крупных компаний – отрицательный эффект масштабов.

Евросоюз

Экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.

Первоначально членами были: Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ с 23 июля 1958 г.

1951 г – эти страны создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

1954 г – Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое сообщество.

25 марта 1957 г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономического союза на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.

В 1967 г. эти 3 организации объединились в Единую интеграционную группировку - Европейские сообщества.

Позже в ЕС вступили такие страны, как: Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша и др.

Законодательный орган – Совет министров ЕС – это орган, состоящий из 27 членов, обладающий правом принимать решения по основным вопросам Евросоюза и правом заключения международного соглашения от имени этой организации.

Исполнительный орган – Комиссия ЕС – национальный орган с местом нахождения в Брюсселе (Бельгия).

Европарламент – контролирует финансы сообщества, имеет право вето при обсуждении бюджета, принимает участие в разработке единой политики ЕС.

Суд – обеспечивает единообразное толкование правил и норм, принятых в сообществе и регулирует различные споры и претензии от и иностранных юридических лиц.

Счётная палата ЕС – осуществляет текущий контроль над доходами и расходами различных структур.

В 2009 году был впервые избран президент ЕС.

1979 г. – создана Европейская валютная система (денежная единица – ЭКЮ).

В конце 1995 г. на заседании Европейского экономического союза было принято решение о введении валюты ЕВРО.

В Еврозону входит 20 государств.

В 1998 г. в городе Франкфурте открыт Европейский ЦБ.

ЕАСТ

Европейская ассоциация свободной торговли – это замкнутая торгово-экономическая группировка с сохранением суверенных прав и отсутствием наднациональных институтов.

60-70-е гг. 20 в. – соглашение о создании ЕАСТ предусматривало:

a) Отмену там пошлин и количественных ограничений в торговли между членами ассоциации

b) Сохранение странами-участницами самостоятельных там тарифов в отношении 3 стран.

Членами являются Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция, Финляндия, но позже некоторые страны вышли из состава ЕАСТ.

Руководящий орган – Совет министров.

Исполнительный орган – Секретариат.

Основные цели ЕАСТ:

1) Сохранение полной занятости в странах-членах

2) Обеспечение справедливой конкуренции между членами этой организации.

3) Недопущение перекосов при взаимных постановках сырья между странами-членами

4) Развитие мировых торговли путём торговых барьеров.

1991 г. – ЕС и ЕАСТ заключили пакт, направленный на создание зоны свободной торговли в составе 17 стран от Ирландии до Средиземного моря.

1993 г. – создано Европейское экономическое пространство.

Основное внимание в своей внешнеэкономической политике страны ЕАСТ удивляют отношением с ЕС, на которые приходиться свыше половины товарооборота членов ЕАСТ.

НАФТА

Североамериканская зона свободной торговли- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

В рамках этого соглашения были рассмотрены следующие вопросы:

1) Тариф

2) Правительственные поставки

3) Энергетика

4) Сельское хозяйство

5) Инвестиции

6) Механизм регулирования конфликта

Основные цели НАФТА:

§ Устранение таможенных и паспортных барьеров, стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения.

§ Создание и поддержание условий для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли.

§ Привлечение иностранных инвестиций стран-членов соглашения.

§ Обеспечение должной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности.

§ Создание действующего механизма внедрения и применение соглашения совместного решения споров и управления.

§ Создание базы для будущей трёхсторонней региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения соглашения.

§ Создание континентального единого рынка.

В настоящее время территория НАФТА составляет 21 млн. км квадратов с населением 450 млн. чел, на долю 3-х стран приходится =20% всего объёма мировой торговли, ВВП на душу населения трёх государств более 36000$.

АСЕАН

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – это политическая, экономическая, культурная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии.

Была образована в 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием декларации АСЕАН.

В 2008 г. был принят устав.

В состав входят: Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Камбоджа.

Основные цели АСЕАН:

1) Ускорение экономического развития стран социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления укрепления фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии.

2) Установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципом устава ООН.

Высший орган АСЕАН – саммит лидеров государств и правительств.

Решающее значение в принятии решений принадлежит министру и иностранных дел.

Постоянный секретариат расположен в Жаккарде и возглавляется генеральным секретариатом.

Основные факторы, влияющие на успех сотрудников в рамках АСЕАН:

Ø Бурный экономический рост большинства стран региона.

Ø Сопоставимость уровня их развития.

Ø Сложившиеся исторические традиции.

Ø Отрегулированная форма сотрудничества.

АТЭС

Азиатское тихоокеанское экономическое сотрудничество – это международный региональный экономический орган, объединяющий 19 государств АТР и 2 территорий Сянган (бывший Гонконг).

АТЭС была создана в 1989 г. в Камере по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

Секретариат находится в Сингапуре.

В состав входят: Австралия, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Мексика, Тайвань, Чили, Вьетнам, Перу, Россия, Япония и другие.

Главные цели АТЭС:

v Обеспечение режима свободной открытой торговли

v Укрепление регионального сотрудничества

Оценивая процессы, проходящие в экономической интеграции АТЭС, отметим ряд условий и особенностей его развития:

o Интеграционный АТЭС идут при ведущих ролях ТНК, создающей почву для государственного сотрудничества.

o Процесс интеграции охватывает все страны с разным уровнем экономики, разными культурами, политическими системами.

o Интеграция в масштабах АТЭР, включая субрегиональные экономические союзы, то есть допускает разные уровни интеграции.

o Идеология открытого регионализма рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма.

Концепция открытого регионализма предполагает:

· Внутри ТОР снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы.

· Принимаются обязательства по отказу от политики протекционизма.

· Стимулируются внутрирегиональные экономические связи.

Уникальность АТЭС в том, что в нём объединены 2 великие экономические державы-США, Япония и экономический гигант 21 в. – Китай.

МЕРКОСУР

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Лат. Америки относят МЕРКОСУР в составе:

· Аргентины

· Бразилии

· Парагвая

· Уругвая

С июля 2006 г. начала процедура вступления Венесуэлы, но до настоящего времени Парламенты союза не дали своего согласия.

В качестве ассоциированных членов входят:

· Боливия

· Колумбия

· Перу

· Чили

· Эквадор

Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. и в 1990 г.

В нынешнем виде блок создан 26 марта 1991 г. договором о создании. Предусматривалось:

1) Отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между 4 странами

2) Установление единого таможенного тарифа в отношении 3-х стран

3) Свободное движение капитала и рабочей силы

4) Координация политики в области промышленности, с/х, транспорта и связи

5) Соглашение стратегии в валютно-финансовой сфере

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления:

Ø Совет общего рынка в составе министров иностранных дел

Ø Группа общего рынка – исполнительная орган

Ø Комиссия по торговле

Ø Совместная парламентская комиссия

Ø Социально –экономический консультативный орган

Ø Административный секретариат

Ø 10 технических комиссий, подчиняющихся группе общего рынка: в их функции входит:

· Внешняя торговля

· Таможенное регулирование

· Установление технических норм

· Валютно-финансовая и макроэкономическая политика

· Воздушный, наземный, морской транспорт

· Промышленные технологии

· Сельское хозяйство и энергетика

С 1 января 1995 г. МЕРКОСУР перешёл от зоны свободной торговли к таможенному союзу.

Первая встреча России и МЕРКОСУР состоялась в декабре 2000 г.

Главные цели МЕРКОСУР на перспективу:

1) Свободное перемещение товаров, услуг и факторов производства

2) Введение единых таможенных пошлин и принятие единой торговой политики

3) Координация макроэкономической политики и политика в сфере отдельных отраслей развития народного хозяйства стран-агентов

4) Гармонизация в законодательных сферах необходимых для усиления процессов интеграции

Наши рекомендации