Философия Фейербаха, ее положительные черты и недостатки

Л. Фейербах (1804 - 1872), выходец из семьи юристов. В молодости слушал лекции по теологии, затем лекции Гегеля, стал гегельянцем.

С 1828 года, преподавал в университете, в 1830 году анонимно вышла книга "Мысли о смерти и бессмертии", в которой ав­тор с позиции гегельянства отвергал бессмертие личной души и признавал вечный общечеловеческий разум. Вскоре автор стал известен, его удалили из университета, он уехал в деревню, где и прожил безвыездно. В конце жизни он прочитал первый том "Капитала" К. Маркса и вступил в социал-демократическую партию. Основные работы: "Сущность христианства", "Основные положения философии будущего", "К критике философии Гегеля".

По своим социальным взглядам он идеолог наиболее радикальных демократических слоев мелкой буржуазии, вел борьбу против феодальной идеологии и религии с просветительских позиций и видел в просвещении и образовании ключ не только к борьбе с суевериями, но и к всеобщей свободе и счастью людей, а также основу прогресса для всех классов и сословий. Он - метафизик, механицист, материалист. Его материализм носит созерцательный и ограниченный характер.

Мир, природа первичны по отношению к сознанию, объективны, вечны и являются причиной себя. Сознание вторично, это особое свойство мозга. Фейербах резко выступил против вульгарного материализма, но отождествлял его с материализмом вообще. Отсюда он избегал самого термина "материализм" и называл свою философию "антропологией". Считал подлинным предметом философии природу и человека.

Природа, по Фейербаху, телесна, чувственна. Человека он понимал односторонне, как телесное, живое, чувственное существо, но не как общественное. Пространство, время, причинность, закономерность, присущи природе, объективны и познаваемы. В свя­зи с этим, он резко критикует кантианство и субъективных идеалистов, доказывая, что не мышление диктует законы природе, а законы природы должны стать законами мышления. Фейербах считал и доказывал всемогущество человеческого познания, отсутствие для него непреодолимых преград. "Мы еще много не знаем, но это не значит, что оно не познаваемо", - говорил он.

Фейербах отстаивает материалистический сенсуализм в теории познания, считая, что ощущения, порожденные в нас вещами, выражают связь человека с внешним миром, но он не смог показать качественные отличия мышления от чувственного отражения, полагая, что ощущения, восприятия - это отражение единичного, отдельного, а мышление - это отражение многого.

Теория познания Фейербаха носила созерцательный характер, так как он не усматривал активность субъекта и не придавал важного значение прикладному характеру знаний. Он боролся против идеализма в разных его вариантах, доказывая идейное родство идеализма и религии, считая, что они все­гда были союзниками и защищали друг друга. По Фейербаху, превращение Абсолютной Идеи Гегеля в природу и людей есть лишь другая интерпретация религиозной идеи о сотворении мира. Он критиковал Гегеля за его утверждение, будто его философия означает достижение человечеством абсолютной истины. В философии Гегеля Фейербах не видел ничего положительного, в том числе диалектических идей, считая ее сплошным заблуждени­ем.

Фейербах изгонял противоречия из природы, не принимая их в расчет, развитие в природе он заменил на постепенный коли­чественный процесс, на эволюцию. Фейербах резко критиковал физиологический идеализм Мюллера. Он выступал с критикой официальной религии, доказывая, что нет никаких врожденных религиозных чувств и никакого особенного органа религиозной веры, суеверия.

Характеризуя особенности религиозной силы воображения, он считал, что она связана с чувством зависимости, понимаемого в самом широком смысле, который обнимает чувство страха, любви, благодарности, почтения, стремления человека к удовлетво­рению своих потребностей, к счастью и т.д., т.е. между людьми существуют зависимости, которые не носят социального характе­ра, а являются биологическими и, в конечном счете, сведутся к половым связям во имя продолжения рода. Религия порождается чувством зависимости. Он доказывал, что люди сами придумали религию и создали богов по своему образу и подобию. В дальнейшем монотеизм, идея единого Бога возникла у людей, когда появились монархи с неограниченной властью.

Он рассматривал религию, как существенное проявление чувственной природы человека, а поскольку эта чувственность, по Фейербаху, является формой межчеловеческих связей и вытекает из взаимоотношения полов, то и религия должна быть формой межчеловеческих связей.

В этимологии (происхождении) слова "религия" (от связывать), Фейербах видел указание на истинное значении религии. Тем самым он про­возглашал необходимость ликвидации существующей религии и необходимость создания новой религии без Бога, в центре кото­рой находился бы человек. Тем самым он проповедовал обожествление человека и его чувств, святость отношений между полами, выдвигая при этом принцип "человек человеку - бог".

Свое учение о морали, Фейербах также построил на антропологии, считая, что в основе всех поступков людей лежит стремле­ние к счастью. Человек стремится к счастью, к добру, поскольку оно вызывает в нем чувство удовольствия, радости, восторга и стремится избежать зла, вызывающего в нем чувство скорби, унижения, боли и т.п. При этом Фейербах выступал против аскетической и лицемерной морали. Этика Фейербаха абстрактна, не исторична, отсюда он проповедовал всеобщую любовь «я» и «ты». Фейербах не стремился устранить частную собственность, он хотел, чтобы ею владели все.

Диалектико-материалистическая философия второй половины 19 века, истоки ее возникновения. Концепция материалистической диалектики К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория познания марксизма.

К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895)

Предпосылки создания марксизма:

1) естественно научные предпосылки возникновения диалектико-материалистической философии:

а) открытие закона сохранения и превращения энергии;

b) теория Дарвина;

c) открытие клеточного строения организма;

2) философские источники;

a) учения материалистов (в особенности Фейербаха) и учения диалектиков (в особенности Гегеля);

b) социально-экономические и политические;

c) социалистические идеи.

Главное, что сделали Маркс и Энгельс в философии, это то, что они соединили идеи материализма и диалектики, развили диалектико-материалистическую философию, создали диалектико-материалистическое учение об обществе и его истории.

Основные недостатки материализма (до 40-х годов 19 века):

1) механистичность;

2) метафизичность;

3) созерцательность (в вопросах познания);

4) ограниченность (связана с развитием в то время в основном естественных наук, на которые он и опирался).

Маркс и Энгельс преодолели недостатки старого материализма, объединили его с диалектическими идеями Гегеля и создали диалектико-материалистическую философию. Развитее диалектико-материалистической философии они осуществляли, опираясь на достижения естественных наук (осо­бенно Энгельс) и на анализ развития и современного состояния общества.

В развитии материализма они выделяли три его исторические формы:

1. материализм античных мыслителей (наивный материализм античных мыслителей и атомизм);

2. материализм Нового Времени (17 -п.п. 18 веков);

3. диалектический материализм;

а также три формы в развитии диалектики:

1. диалектика античных мыслителей;

2. диалектика немецкой классической философии (особенно Гегель);

3. материалистическая диалектика.

Энгельс четко сформулировал основной вопрос философии (ОВФ) и его стороны, дал ряд определений диалектики, охарактеризовал законы диалектики, считая основными три: закон перехода количества в качество, единства и борьбы противоположностей, закон отрицания; дал определение химии, указывая на единство, противоположностей различных пар.

Для него характерно предельно широкое понимание практики, с указанием на многообразие ее видов и на материальное про­изводство, как на главный из них. Они обосновали определяющую роль практики в познании. Показали, что первичность материи и вторичность сознания означает их взаимосвязь, их взаимодействие, при определяющей роли материального. Они раскрыли и обосновали такие закономерности развития познания, как совпадение исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному в мышлении.

Они открыли формации в развитии общества, создали теорию общественно-экономических формаций и осуществляли формационный подход, открыли ряд за­кономерностей в развитии общества, касающихся взаимодействия способа производства материальных благ и других сфер в жиз­ни общества, взаимодействия производительных сил и производственных отношений, взаимодействия базиса и надстройки, вопросов взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

Наши рекомендации