Модернизации социальной политики в условиях демократического режима.
Стратегия модернизации социальной политики страны эволюционирует от консервативного характера общественного мнения о безысходности реформ, через преодоление кризисных тенденций в социальной сфере на основе реализации новых подходов экономического обеспечения социальных отраслей за счет оптимизации расхода выделяемых средств, регулирования прав собственности к стабилизации, оживлению и поступательному развитию социальных отраслей.Главный результат реформ в экономическом секторе для современного Казахстана переход к рыночной экономике и этот результат необратим. Казахстан преодолел экономический спад, вышел из социально-экономического кризиса. Вместе с тем вхождение в рыночную экономику породило также сопутствующие негативные проявления как глубокое имущественное расслоение, бедность и безработицу, коррупцию на всех уровнях. В этой связи чрезвычайно важны вопросы формирования социальной политики основные направления, которые могут быть сгруппированы по трем блокам. 1) Борьба с нищетой.
2) Сохранение человеческого капитала. 3) Адаптация человеческого капитала требованиям рынка.
Стратегия модернизации социальной политики страны эволюционирует от консервативного характера общественного мнения о безысходности реформ, через преодоление кризисных тенденций в социальной сфере на основе реализации новых подходов экономического обеспечения социальных отраслей за счет оптимизации расхода выделяемых средств, регулирования прав собственности к стабилизации, оживлению и поступательному развитию социальных отраслей. В Казахстане еще не сложился социальный слой отвечающий всем критериям среднего класса в экономически развитых государствах. Конституирование и функционирование среднего класса в стране как социальной базы стабильности переходного общества требует изменения приватизационной политики нормативно-правовой базы, а также продолжения устойчивого экономического роста.
2. В переходный период в РК обусловлен прежде всего уникальностью отечественной модели президентской системы правления в ее институциональных и функциональных параметрах соответствующих логике модернизации «сверху», реалиям рождающейся рыночной экономике и гражданского общества. В условиях ограниченности исторической почвы экономических, социальных, культурных, политических и иных предпосылок для установления парламентской системы правления, усиление полномочий главы государства является закономерным и целесообразным, так как позволяет достаточно эффективно решать главную задачу политического режима в переходный период – поддерживать политическую стабильность. Для переходных обществ, правильней говорить о необходимости сильной власти при этом, понимая ее не как монопольно-централизованную власть, которая существовала в недавнем прошлом. Современные рыночные общества предполагают конфликтность и конкурентность и в этих условиях именно сильная власть способна эффективно проводить государственную политику максимально быстро и с наименьшими потерями разрешать возникающие конфликты исходя из интересов народа и государства. Основой сильной власти является четкая система разделения государственной власти, основанная на механизме сдержек и противовесов. Ее компонентами выступают сильное дееспособное правительство, профессиональный парламент, независимый суд, эффективная и ответственная местная власть, дополняя друг друга, все эти составляющие в совокупности представляют собой единую систему государственной власти, венчаемую главой государства как высшим должностным лицом, определяющим внешнюю и внутреннюю политику страны. При таком устройстве президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом.
Можно отметить, что функциональные и структурные характеристики первого двухпалатного профессионального парламента РК, как представительного и законодательного органа в системе государственной власти соответствуют и отвечают требованиям начальной стадии в становлении политической системы демократической направленности.