Спереди все были раны, и Тинних кровавое тело
Старшего сына в костер сам положил, говоря:
«Плач пускай провожает трусливых. Тебя же, мой милый,
Похороню я без слез. Ты ведь из Спарты, сынок».»
После поражения Агида Антипатр потребовал прислать ему 50 мальчиков заложниками. Эфор Этеокл отказался дать мальчиков, чтобы не оставить их без принятого у спартанцев с прадедовских времен образования: ведь тогда они не смогут стать гражданами. «Если Антипатр хочет, - предложил он, - Спарта может дать взамен вдвое больше старцев или женщин». Когда же Антипатр стал угрожать ужасными карами, если не получит мальчиков, спартанцы по общему решению ответили: «Если твои приказы будут для нас тяжелее смерти, предпочтем умереть».
В Олимпии шли соревнования, и один старец, желавший их посмотреть, никак не находил, где сесть. Он проходил мимо множества мест, но везде его встречали насмешками и оскорблениями, и никто не давал ему присесть. Когда же он пришел туда, где сидели спартанцы, все мальчики и многие из мужчин встали, освобождая ему места. Все эллины наградили этот поступок аплодисментами, одобряя спартанский обычай, старик же, покачав
белой своей головой и седой бородою,
сказал со слезами на глазах: «О горе! Все эллины знают, как поступать хорошо, но одни спартанцы так и поступают». Некоторые утверждают, что это произошло на Панафинейских играх в Афинах. Афиняне дразнили старца, подзывая его как бы для того, чтобы уступить ему место, но, когда он подходил, не вставали. Пройдя почти мимо всех, он оказался возле спартанских феоров, которые все встали со ступеней амфитеатра, чтобы уступить ему место. Восхищенная толпа выразила одобрение аплодисментами, а один из спартанцев сказал: «Клянусь богами, афиняне знают, как надо поступать, но не делают этого».
Однажды нищий попросил милостыни у спартанца. «Если я подам тебе, - сказал тот, - ты будешь нищенствовать и дальше. Тот, кто первый подал тебе милостыню, сделав тебя бездельником, и виновен в твоем позоре».
Видя, как кто-то собирает для богов подаяние, спартанец сказал, что ему нет дела до таких богов, которые беднее его самого.
Какой-то человек, придя в Спарту и наблюдая, с каким уважением молодые относятся к старикам, сказал: «Только в Спарте выгодно стареть».
Я приношу Вам свои извинения, уважаемый профессор, за столь продолжительный и утомительный экскурс в Историю.
В.Ш.: Уважаемый Алексей, Вы не могли бы сделать уточнение: если обозреть год ушедший с учетом исторической значимости и потенциала, какие из его событий Вы определите как значимые и какие тенденции/противоречия было бы хорошо, если бы получили развитие и состоялись?
Инт.: Дорогой и уважаемый профессор! Если Вы позволите, мне хотелось бы, отвечая на Ваш вопрос, поделиться безусловно значимым для меня моментом. У меня трое детей, а сам я – всего лишь бедный, безвестный, ничего не значащий инженер. Вы же, напротив, значимая величина, профессор, имеющий вес и понимающий в экономике. Дело в следующем. В ушедшем году Правительство Иркутской области официально пригласило желающих принять участие в разработке проекта Стратегии социального развития Иркутской области, с возможностью получения гранда за лучшие результаты. Мне же как раз не хватало и не хватает пять миллионов рублей на строительство индивидуального жилого дома на участке земли, предоставленному моей семье от мэрии нашего города как многодетным. Поэтому я принял посильное участие в разработке означенного Проекта. Благодарности, живые, горячие, яркие одно за подписью министра экономического развития Иркутской области, другое за подписью его первого заместителя я получил, а вот гранд – шиш. Попробовал было заикнуться, мне объяснили – не можно, никак не можно, не положено. А ведь было бы хорошо, если бы обещанное развитие было бы получено и состоялось! J
В.Ш.: Уважаемый Алексей, если позволите напоследок небольшая просьба, связанная со спецификой Всемирного дня религии – по сути, нашего профессионально праздника. Такой же День есть и у философов – его отмечают тоже в 3-е, правда, не воскресенье, а четверг и в ноябре. В тот день в 2016 г. в библиотеке РАНХиГС мы устроили собеседование у так называемого «философского камня»[8]. По его окончании один из наших студентов, как это водится у молодых и жаждущих открытия полноты то ли бытия, то ли Истины, представил 10 вопросов с просьбой дать ответ.
Как Вы понимаете, если попытаться дать на них развернутый ответ – получится «катехизис»; если на каждый отдельно, вне учета логики и системы, как они были выстроены, – «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Потому, уважаемый Алексей, попробуем буквально – блиц: