Раб под руку со своим господином прохаживался. 11 страница
5 "Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог дает тебе". Очень важная для древнего человека. Они связывали свое благополучие с опытом предков. Ценили предков, слушались советов. Избежать опасностей с помощью опыта своих родителей. У евреев отцовский род, патриархи. Слушались старших.
6 " Не убивай". В египетских и вавилонских текстах говорится: "не убивай и не подстрекай никого к убийству". Здесь говориться, что просто сам факт убийства не должен совершаться.
7 "не прелюбодействуй".
8 " не кради".
9 " не произноси ложного свидетельства на ближнего своего".
10 "не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола, ни осла, ничего, что у ближнего твоего". Не завидуй.
Этими заповедями скреплялся Завет между Богом и еврейским народом. (Еврейский народ избранный, так как между ними и Богом заключен Завет)
Структура 10 заповедей. Они делятся на 5 и 5. 1е 5 посвящены отношению человека и старших. Начинается отношением с Богом, заканчивается отношениями с родителями. Последние 5 заповедей посвящены отношению между равными.
Эти заповеди адресованы только свободному мужчине еврейского происхождения. Они несут ответственность перед Богом за исполнение или неисполнение законов. В книге Реликт в главе 26 четко прописан адресат - сыны Израилевы.
Еврейская история полна множеством эпизодов, когда разрушили храм, когда их выселяли на чужие земли, потом гонения на евреев. Человек не может прийти в свой храм, синагога может быть не в любом городе, человек может не знать родственников до 7го колена. Ему остается только книга, чтобы отождествлять себя со своим народом. Понятие "дух, духовность" древнееврейского происхождения. Люди в эпоху гонений могли читать писание, это помогло выстоять им.
ИСТОРИЯ АССИРИИ
Еврейская и Ассирийская цивилизация в тесном контакте друг с другом. Есть много упоминаний об Ассирии в сочинениях еврейских пророков. Ассирия представала как ярый враг еврейского народа. Ассирийцы в глазах иудеев олицетворение жестокого насилия, постоянных жертвоприношений. Ассирия пример того, как не надо поступать. Стереотип: Ассирийцы с самого начала были жестоки, склонны к садизму. Жестокие войны, которые сажали на кол людей, сдирали кожу и развешивали ее. Это вздор, есть историческая причина. Ассирия - территория северной Месопотамии. Район предгорий, очень каменистый, здесь проходят торговые пути к армянскому нагорью, люди не могут прожить только земледелием, занимаются ремеслом, торговлей, войной. Всем понемножку. Сам ландшафт отличается от ландшафта южной Месопотамии. Здесь нельзя снимать по 2 урожая в год. Нельзя делать большие каналы. Почва не очень илистая, вода несет много камней. Им выгоднее всего перевозить металлы: олово, свинец, серебро.
В конце III - начале III тыс. ассирийцы успешно торгуют: легально и контрабандой. Денежным эквивалентом кроме серебра является еще и свинец. Могут расплачиваться также и оловом. Существуют как земледельческая община. Первые надписи Ассирийских правителей доходят от 21 в до н.э.- это династия Ура. Зародилась в последний век шумер. Главный город Ашшур. В честь главного племенного бога. Ассирийцы- смесь хурритов и семитов. На западном берегу Евфрата жили Семиты, на восточном - Хурриты (северный Кавказ). Не понятно с какого языка переводить Ашшур. Бог почитался в одиночку, у него не было пары, не было супруги. Городом управлял староста города, но полномочий у него больше чем у царя. Он был одновременно жрецом в храме Ашшура, городским администратором и военным вождем. Иногда также был судьей, председателем общинного совета. Общинный совет в любой момент мог сменить этого старосту на другого.
Кроме старосты города был также Лимму - (по гречески Эпоним) - человек, по имени которого назван год. Каждый год назывался у Ас. по имени какого-либо человека. Общинное собрание выбирало этого человека и его именем назывался год. Все знали, в год какого человека происходили те или иные события. Каждый год совет выбирал лучшего, достойнейшего, который сделал что-то для общины. Чтобы оставить память о нем назывался год. Существовал главный судья и главный казначей. Царем еще никто себя не называл.
Ашшур состоял из мелких поселений, во главе каждого поселения свой совет старейшин и свой администратор. Земледельческое хозяйство управлялось семейными общинами. Назывались усадьбы. Каждая усадьба имела неограниченное право владения своим наделом. Примечание: В Ас. в отличие от Южной Месопотамии очень рано стала
продаваться земля. Сделки с землей совершались быстро, с землей расставались легко. Но община имела право отказать покупателю, имела право на замену этого участка другим участком. Скупали землю богатые люди: торговцы и ростовщики. Долговая кабала. Заем часто выдавался под залог личности должника, или члена его семьи. В случае просрочки платежа, этот человек считался купленным за полную цену, т.е. рабом.
Все его имущество отходило к хозяину, т.е. ростовщику. Огромное кол-во форм закабаления человека.(Например, во время голода). Поэтому ростовщики и торговцы скупали земельные участки десятками. В руках богатых концентрировалось все больше земель. Общинные земельные фонды уменьшались. Владельцы земель строили имения, и т.к. царской власти как таковой не было, никто их ограничить не мог, земля была приобретена по закону. Они отказывались нести повинности. Заставляли работать на общественных работах зависимых людей, тех же рабов, зависимых крестьян. Ашшур превратился в место, где почти живут исключительно богатые. За пределами города жили рядовые земледельцы общинники.
Все изменилось в одночасье. В конце 19 в. на северную Месопотамию напал амарейский вождь Шамшиадат I (Солнце мое Бог Адат). Пришел в 1813 году в составе амарейских отрядов. Приходит в Ашшуру. Ничего не умеет кроме войны. Делит страну на военно-административные округа – это абсолютно новая структура.
В каждом округе стоит крепостная башня. Он объявляет призыв всех ассирийских юношей. Шамшиадат за короткий срок научил штурмовать крепости, долгой осаде городов, строительству фортификационных сооружений, в общем военному делу. И до 1781 г. (свержение Шамшиадата) Ассирия была полностью перестроена с мирных занятий на военную деятельность. С 18 в Ас. постепенно перестраивается на военную организацию общества. Шамшиадат был побежден царем Хамурапи в 1781 году, но та структура общества, которая была им основана, впоследствии оставалась. Ас. была разделена на 2 партии (2 политические группировки), каждая из которых пыталась выставить своего правителя.
1 партия – партия жречества. Они хотели, чтобы большая часть денег шла на обеспечение храмов и храмовой администрации.
2 партия - партия воинов. Они за то, чтобы все деньги на войну и на прокорм армии.
Эти группировки были равноправны.
В 15-14 веках ситуация меняется. Ассирийцы становятся активными участниками мировой политики. Они участвуют в разгроме хуритского государства верхней Месопотамии, заключают братское соглашение с египетским фараоном и задумывают нападение на южную Месопотамию, на Вавилон. Этот период - период 1ой ассирийской экспансии.
Несколько волн экспансии. Бывают период затишья.
С 18-15 в. затишье.
14-11 в. идет 1ая волна ассирийская экспансии
11-9 в. затишье. Время прохождения арамейских племен.
9-7 в. 2ая волна экспансии. Приводит к созданию 1й в мире империи – Ассирийской империи.
Ксюша Л. – 1 часть
Катя Г. – 2 часть
12.11.2011 - Женя
Культура Месопотамии в Новоассирийский период.
Ассирийская культура во многом была наследницей и продолжательницей культуры Шумера и Вавилона (прежде всего, следует сказать, что ассирийцы заимствовали вавилонскую клинопись, которые в отношении письменности были учениками шумеров). Однако в ней есть собственные характерные черты, которые стали особенно заметны, когда Ассирия стала империей.
Ассирийское общество было построено совершенно не так, как общество южной Месопотами:
1) здесь с самых ранних времен позволялась купля и продажа земельных участков, и никогда проблем с продажей земли в Ассирии не возникало;
2) с очень ранних времен существовал класс собственников, которые все время расширяли свои территориальные экспансии, увеличивали свои доходы. В Ассири не возбранялось быть очень зажиточным человеком;
3) поощрялась воинская доблесть, поэтому здесь, в отличие от Южной Месопотамии, высоко ценилась инициатива индивидуума (идеалом ассирийского общества был царь ?, принимавший участие во множестве сражений и одержавший многочисленные победы);
4) Ассирийское общество с ранних времен отличалось своей демократичностью. В ассирийской экономике и политике были задействованы как мужчины, так и женщины. Важной особенностью ассирийской культуры является представление о женщине не только как об объекте, но и как о субъекте права. Женщина в ассирийских законах сама отвечает за все свои поступки. В отличие от Месопотамии, где женщины находятся под защитой мужчины, главы семьи, главы рода, здесь женщина самостоятельна, она отвечает за свои преступления перед законом, при этом довольно четко расписаны все виды наказаний.
В Ассирии законы появляются несколько позже, чем в Вавилоне. Тем не менее, они надолго определяют жизнь всего общества. Мы не знаем, когда законы появляются, при каком правителе, но таблички с ассирийскими законами доходят до нас от 14 века до н.э. В науке они называются Среднеассирийские законы.
Особенности законов.
Необыкновенно широкое применение статей, касающихся лично свободной женщины. Законы эти посвящены аспектам правового положения свободной женщины. Она называется в законах дочь человека, жена человека, вдова. Все, совершенное женщиной, равно как и совершенное против нее, рассматривается в этих законах . Женщина может выступать в качестве убийцы, колдуньи, воровки, женщина может возносить на человека ложное обвинение. Но женщина также может быть и объектом права, т.е. она может страдать от преступлений, совершенных мужчиной. В этом случае она находится под защитой закона.
Чрезвычайно широкое применение публичных наказаний. Впервые именно в Среднеассирийских законах мы встречаем такую меру наказания, как порка и царские работы (каторга). В ряде случаев каторга заменяется денежной компенсацией. При этом статьи, которые были весьма однозначны в законах Хаммурапи (например, связанные с убийством человека), здесь выглядят не настолько однозначно. Безусловно, по законам Хаммурапи, убийца должен быть убит сам. Согласно Среднеассирийским законам убийца может быть выдан семье убитых. Официально это формулируется как выдача убийцы одному хозяину, дома то есть патриарху рода, которому принадлежал убитый. Хозяин может поступить по своему смотрению: или он убивает совершившего преступление, или он берет с него большой выкуп, благодаря которому можно содержать весь род, либо он берет его в рабство. Но в любом случае, решение по данному вопросу принимает хозяин дома, т.е. глава большого рода. В Среднеассирийских законах есть талион, он применяется ограниченно и в основном является компенсационным.
Применение ордалии, т.е. испытания водой. Для того чтобы преступник признал свою вину, его подвергают двум испытаниям. Первое - это клятва перед статуей бога солнца, бога Шамши, что данный человек не совершал никакого преступления. Поскольку все люди того времени были верующими, то, стоя перед статуей бога, преступник в том случае, если он совершил преступление, не мог сказать, что он этого не делал, т.к. он боялся обмануть бога, поэтому преступники легко признавали свою вину, давая клятву богу. Если он не признавал своей, то его подвергали ордалии. Его грубо говоря «засовывали» в воду, но при этом не связывали. Вода должна была или взять, или отпустить. Его вода брала , то значит это человек был действительно виновен. Если вода отпускала и он не тонул, то считалось, что вины за ним нет. Если оба испытания человек проходил безболезненно, то вина с него снималась. Среднеассирийские законы предусматривают широкое применение ордалии и клятвы.
Долговая кабала. Мы помним, что в законах Хаммурапи долговое рабство устанавливалось сроком до 3 лет. В Среднеассирийских законах все меняется. Если по истечении установленного кредитором срока должник не выплатил своего долга (а чаще всего этот долг был с процентами), то он считался купленным за полную цену, т.е. рабом. С ним можно было обращаться как с рабом: подвергать телесным наказаниям, продавать в другую страну. Кредитор мог распоряжаться им по своему усмотрению. Самое главное, что это рабство было пожизненным. Конечно, в Ассирии как и в Вавилоне можно было отдавать своих детей и жену в залог вместо самого должника, тогда как он оставался целым и невредимым и мог взять другую жену. Это была сделка, которую поддерживало государство, потому что самое дорогое - жену и детей – должник должен был отдать кредитору. Это считалось абсолютно нормальным. Если у него нет земельного участка, который он мог заложить, сада, он отдает жену и детей. Что касается жены, то мы не знаем, на каких условиях она шла в залоговое имущество, брали ли с нее согласие. Это не прописано ни в каких текстах, мы знаем только сам факт, что должник мог отдать жену кредитору, если он не выплатил долг в установленный срок. То, что при этом происходило в эмоциональной сфере, - тайна, потому что юридические тексты об этом не пишут. Что касается детей, то их уж точно не жалели. Поскольку должник был землевладельцем, он хотел сохранить этот статус, поэтому проще было отдать своего ребенка. Дети считались фактически имуществом, тем, чем он мог распоряжаться как добром. Детей всегда было много. Кто-то оставался наследником, а кого-то можно было продать в рабство под видом усыновления. Было много случаев, когда богач брал у бедняка ребенка под видом усыновления, на самом же деле он брал его в рабство. Но затем семье бедняка выдавались натуральные выплаты.
Среднеассирийские законы предусматривали статьи за прелюбодеяние. Если муж застает жену или любовника на месте преступления, то по законам он может убить их обоих. Но если он доводит дело до суда, то по суду на прелюбодея, накладывалось такое же наказание, какое муж предписывает своей жене. Наказание могло быть любым, но во всяком случае оно было одинаковым для жены и любовника.
По законам женщина могла быть юридически самостоятельна лишь в том случае, если она овдовела, не имеет малолетних сыновей или свекра или других мужчин в роду. Были такие случаи, когда женщина выступала полноправным домовладельцем и выполняла все сделки. Если в семье есть мужчины, то женщина не могла выступать в такой роли.
Довольно несложной была процедура превращения наложницы-рабыни в законную жену. Если муж разводился, то он мог взять в жены ту наложницу, с которой у него были дети. Дети становились детьми данного человека, а наложница приобретала статус жены. Всегда законы (в особенности Среднеассирийские) заботились о том, чтобы род так или иначе продолжался. Если жена не может иметь детей, то муж вправе взять наложницу для того, чтоб у него были дети и остались наследники.
В Среднеасс законах есть также статьи, посвященные рабыням и блудницам. В Ассирии все, что касается их деятельности, жестко регламентируется. Все блудницы делились на городских и храмовых.Храмовые блудницы служили определенным богам, от имени которых они выступали, и собирали доходы от своей работы на содержание храма. Любовь считалась божественным делом. Все виды любви, дозволенные законами, находились под покровительством самых великих богов Ассирии и Вавилона. Поэтому храмовые блудницы жили на территории храма, получали довольстве от храма, свою выручку они сдавали. К ним относились с уважением, потому что они тем самым поддерживали городской бюджет. А вот городские блудницы пользовались меньшим уважением, потому что они работали на самые разные частные структуры, но эти структуры должны были делиться доходами с городской общиной. Они не имеют такого статуса, какой имели храмовые блудницы. По Среднеассирийским законам рабыням и блудницам под страхом сильнейшего наказания, в том числе физического, запрещалось носить покрывало, а в Ассирии частью костюма свободной женщины было покрывало (предтеча паранджи). Это покрывало нужно было носить в знак принадлежности к роду своего мужа, как знак защиты женщины. Кроме того, покрывало указывало на то, что женщина свободна и что она не блудница. Поэтому рабыни и блудницы, то есть несвободные, занимающиеся продажной любовью, не имели права носить покрывало. В Южной Месопотамии женщины не носили покрывал.
В Среднеассирийских законах мы впервые встречаем категории зависимых людей, которые добровольно поступают под покров знатных лиц. Таких людей в исторической науке называют клиенты. Они становятся либо помощниками, либо арендаторами земли у знатных, либо служащими в их хозяйстве. Но независимо от того, чем занимались такие люди, они получали продовольствие из дома господина, при этом они не являлись рабами. В истории древнего Ближнего Востока такая категория появляется впервые именно здесь. Это могут быть даже зависимые люди, выполняющие работу в храме, дворце.
Клиентами становились по разным причинам. Это могли быть беженцы, которые переходили из соседнего города, где шла война, они какое-то время обитали при храме. Это могли быть должники, которых превратили в рабов. Это могли быть общинники, у которых было много жен.
Если говорить о Среднеассирийских законах в целом, то можно сказать, что они предусматривают большую свободу экономических отношений, чем в Южной Месопотамии. Одновременно они предусматривают большую индивидуальную ответственность обоих полов за совершение преступления. Кроме того, законы предусматривают личное осуждение поступков и преступлений человека.
Искусство.
Как говорилось ранее, ассирийские цари во второй половине жизни становились меценатами. Они строили собственные небольшие городы, оплачивали труд лучших архитекторов и резчиков, которых они приглашали из Финикии, с Крита, из Египта, Малой Азии. Ассирийские царские дворцы были украшены рельефами, которые делались по специальным трафаретам. Существовали трафареты, которые потом собирались вместе и составляли определенную композицию и наносились на рельеф. Ассирийские рельефы изготовлялись их известняка, напоминавшего мрамор.
Ассирийское искусство в обязательном порядке прославляло жизнь и деятельность царя. Среди ассирийских рельефов мы видим изображение царской охоты, осады города, молитвы царя в храме, храмовые праздники - одним словом, все мероприятия, в которых принимал участие царь. Характерной чертой ассирийских рельефов является преувеличенно большое изображение самого царя. Как правило, крупно изображали мускулы на руках и ногах. Цари всегда изображались в тиаре, с усами и бородой (в отличие от шумеров, которые всегда изображались бритыми). Рядом с царем есть некая фигура, которая является его двойников. Это дух-хранитель царя, который называется Шеду. Иногда перед царским изображением мы видим еще фигуру: перед царем стоит еще один дух-хранитель, который называется Ломассу. Таким образом, у царя два духа-хранителя – Шеду и Ломассу. По ассирийским представлениям рядом с каждым человеком всегда находились Шеду и Ломассу. Шеду всегда находится рядом с человеком. Это тот дух, который пребывает от рождения до смерти и отвечает за физическое здоровье. Пока человек жив, с ним пребывает его Шеду. Тот дух, который идет перед человеком, отвечает за внешнюю привлекательность, в том числе за сексуальную привлекательность. Сейчас мы называем это имидж. Ломассу – дух-покровитель имиджа. Человек воспринимается таким, каков его Ломассу, т.е. человек видит не другого человека, а его Ломассу. Исключительно важно то, что эти два духа на протяжении всей жизни отражают атаки злобных духов, несущих болезни. Таких духов очень много. Они делятся на разные группы. Одни духи порождаются небом, чтобы регулировать численность людей; другие образуются из мертвецов, которых забыли вовремя похоронить, поэтому они становятся голодными духами, выходят из-под земли и начинают мстить другим людям. Вся жизнь - это непрерывная борьба между нападающими болезнетворными духами и духами-хранителями человека. Духам-хранителям необходимо помогать, чтоб они выстояли. Поэтому существует большое количество заговоров, помогающим духам защищать человека. Когда мы читаем эти заговоры, то мы видим что больше всего люди болели болезнями живота, разного рода кишечными расстройствами, болезнями глаз, болезнями головы, страдали от головных боли. Были еще такие заболевания, которые связаны с неадекватным психическим состояниям, различными галлюцинациями.
Ассирийский царь - это человек, который постоянно ждет нападения, во-первых, злых демонов, атакующих его духов хранителей, во-вторых, нападения колдунов и колдуний. Это такие люди, которые действуют по частным заказам, наводят порчу, потому что им за это платят. В Ассирии есть серия заговоров, обращенная против колдунов и колдуний с целью нейтрализовать и обезвредить их. Цари и простые боялись, что в тот момент, когда они что-то делают, против них колдуют. Если человека охватывает болезнь, то это приписывалось к действиям злой колдуньи. Отсюда вывод, что если видишь колдующего, то сразу убивай. Поэтому в Ассирии не было никаких судебных процессов по делам колдуний и колдунов, их старались ликвидировать на месте. И в-третьих, ассирийский царь боялся нападения врага, очень боялся неверности тех, с кем заключил договор, неверности со стороны вассалов. Измена каралась жесток. Чаще всего это было сажание на кол. Ассирийские цари разбирались со своими врагами очень своеобразно: если враг представлял большую угрозу, его казнили, если же враг представлял собой довольно смешную фигуру, то его унижали.
Пример из анналов Ашшурбанипала. Действие происходит во время прохода на Аравию,; некоторые арабские шейхи повели войска против Ашшурбанипала. Одного из них он велел поймать и наказать, так как данный шейх представлял собой довольно смешную фигуру.. Ашшурбанипал пишет: «Я поставил его на колени, проткнул челюсть железным стержнем, потом протянул через эти дыры веревку и стал его таскать за собой как собаку на четвереньках».
Царь всегда был готов к нападению, поэтому он изображался в окружении духов и молитвенной позе (поднятая вверх правая рука). Ассирийские молитвы назывались молитвы поднятия рук. Царь с поднятой рукой обращался к своему богу и своему духу-хранителю с молитвой. На рельефах царь всегда кому-то молился.
Однако в ассирийском искусстве наряду с такими привычными сюжетами, как осада города, молитва, появляются впервые новые сюжеты, а именно изображение животных (если говорить о рельефах) и изображение природы, пейзажи, которые можно увидеть и на рельефах, и на печатях, и в литературных текстах. Ассирийцы первые вводят в искусство и литературу пейзаж. До них никогда природа не описывалась, потому что каждая деталь текста что-то символизировала, а ассирийцы первыми стали просто наблюдать явления природы. На рельефах появляется изображение дерева со множеством ветвей, около этого дерева - волшебная птица и боги, которые держат в руках сосуды, из которых изливается вода. это дерево жизни, которое поливают боги и духи. То же самое можно сказать про тексты. Ассирийцы достигают высочайшего мастерства в изображении природы на рельефа, о чем свидетельствует такое произведение, как раненая львица. На рельефе – львица, пораженная стрелой и издающая предсмертный рык. Ассирийцы первыми научились изображать живые существа в динамике. Это не статическая поза. Это напряжение мышц, крик, который буквально слышен смотрящему на рельеф. Это динамический рывок, который выражают все мышцы. Этому первыми учатся мастера ассирийского рельефа.
Ассирийцы применяют мультипликационный метод изображения натуры. Это метод заключается в том, что изображается царь, который идет на свою колесницу, на следующем рельефе царь уже на колеснице, а дальше царь уже поехал. Динамичность изображаемых объектов – это основной признак, отличающий ассирийскую культуру от шумерской и вавилонской. В Шумере и Вавилоне они статичны, в определенной позе. В ассирийской модели все движется. Для ассирийцев исключительное значение имеет путь, длительность. Отсюда – возникновение в ассирийской литературе двух очень важных жанров.
Первый – царский аннал - это надписи, которые состоят из трех частей:
1. Словословие асс царю
2. Во второй части рассказывается обо все военных походах. Впервые они описываются подробно: как двигалось войско, как происходило сражение. Сколько предметов захвачено в качестве дани и просто в сражении, сколько было убито, сколько Было обращено в рабство.
3. Сообщение, иногда краткое, о построение царем храмах и святилищам, т.е. о культовой строит деятельности царя.
Царские анналы, по предположению ученых, были сконструированы ассирийцами из двух жанров – надписей хеттских царей и месопотамских строительных надписей.
Второе достижение ассирийцев – это эпос. Героических эпос, который начинал складываться еще в шумерское время. Но окончательно сложился ассирийцами во времена Ашшурбанипала. Культура древней Месопотамии породила первый эпос, эпос о Гильгамеше. Гильгамеш – это царь Урука, который прославился своими победами, в частности над Кишем и постройкой стены вокруг Урука. В 26 веке до н.э. был обожествлен, впоследствии становится литературным героем. Ассирийцы объединили все сюжеты о нем в эпос. Он состоит из 12 сюжетов, записанных на 12 глиняных таблицах, на каждой из которых - отдельный сюжет. В целом они представляют собой поэтическое повествование о пути героя по своей жизни. Сюжет показывает, как с возрастом человек меняет систему своих ценностей, как меняются цели, которых человек хочет достигнуть. Эпос о Гильгамеше дает ответ на главный вопрос: в чем смысл жизни человека. Никто до ассирийцев этого вопроса в таком виде не поднимал. В эпосе показан путь человека из возраста в возраст, показаны различные системы ценностей.Первая система ценностей - юношеская, когда человека хочет прославиться, стать героем. Вторая – зрелого человека, когда человек хочет добиться физического бессмертия. Третья – пожилая, когда человек понимает, что после него останется то, что он сделал, т.е человек осознает, что бессмертие может быть только духовным, другие пути достижения бессмертия для него либо закрыты, либо призрачны. Данный эпос впервые показывает путь человека, показывает, что жизнь не статична, как в течение жизни меняется человеческое мировоззрение, его моральные ценности, как в 4конце пути он приходит к осознанию того, что самое ценное – это то, что останется после него, памятники его собственного творчества.
Таким образом, перед нами уже некая богословская система, которая зашифрована в виде героического эпоса. Это уже попытка выстраивания морально-этической системы ценностей. Эпос имеет эзотерическую сторону . 12 таблиц – 12 знаков зодика, 12 месяцев, по которым проходит странствие солнца на протяжении календарного года, Гильгамеш - это не просто царь, а солнце, которое идет по небу от весны до следующей весны.
Именно эпос о Гильгамеше является вершиной литературного творчества в Новоассирийский период, его мы видим в составе библиотеки Ашшурбанипала. Сюжеты разлетаются по всем древним цивилизациям: мы видим упоминание о Гильгамеше в Древней Палестине (1 в. до н.э.), в рассказах греческого писателя Элиана (там Гильгамеш = Гильгамос); Гальгамеш становится настолько популярным, что его подвиги становятся известными даже в христианском мире, Сирии и Месопотамии. Последнее упоминание о Гильгамеше в средневековой литературе датируется 9 в.н.э. (сирийско-месопотамский писатель). Позднее возникают литературные произведения, которые доходят аж до Руси. («Повести об Акире Премудром»; на самом деле это Ахикар, один из секретарей Синнахериба).
В целом можно сказать, что ассирийская культура наследуется арамеями, греками, персами, сирийско-христианской традицией; а ассирийская политическая практика была весьма актуальна для последующих государств, таких как Нововавилонское царство.
14.11.2011 – Женя
Нововавилонский период в истории Месопотамии.
Данный период длился с 11 по 6 века до н.э. Начался он с того, что в городе Исиме пришел к власти молодой человек, которого звали Навуходоносор, которому суждено было войти в историю как Навуходоносор Первый. Он первый разгромил касситов, нанес поражение Эламу и сделал Вавилон независимым. Однако достижения его эпохи довольно быстро сошли на нет, потому что на территории Месопотамии оказалось значительное количество арамейских племен. Период с 11 по 9 век фактически был занят арамейскими нападениями; и вавилоняне, и ассирийцы в одинаковой степени отражали их атаки. Затем Вавилон довольно долгое время находился под влиянием Ассирии.
В 689 г. Вавилон был разрушен. Тогда власти пришел Ассорхаддон, сын Синнахериба, и начал заново отстраивать город; такая милость заключалась в том, что Ассорхаддон был потомком вавилонян. Окружение его матери склоняло его к тому, чтобы он отвел воды Евфрата, восстановил разрушенные храмы и начал постепенно заселять город снова. При Ассорхаддоне Вавилон начал отстраиваться, Мардук был освобожден из темницы, куда его заключил Синнахериб, и возвращен в главный вавилонский храм, который был тщательно отреставрирован. С тех пор жизнь Вавилона началась практически заново. Однако вавилоняне были ярыми противниками ассирийской власти. Шамашшумукин, брат царя, стал бороться за престол; началась междоусобица, которая длилась до 658. После гибели Шамашшумукин Вавилон окончательно стал частью Ассирийской империи.