Раб под руку со своим господином прохаживался. 4 страница

Личный бог долго молчит, позволяя высказаться клиенту до конца, и все время чего то ждет. Очевидно, он ждет того, что человек начнет возводить хулу на богов. Но этого он не дожидается, и терпению бога настает конец. И настаёт Happy end! Он приближается к человеку и говорит:

«Вел ты себя как муж; сердце твое зла не творило!
Кончились годы, исполнились дни наказанья!
Если б никто не судил тебе жизни,
Как дошел бы, как вынес болезнь всю тяжкую эту?
Беду безысходную ты видел,
Дошел до конца, нес тяжкое бремя;
Была закрыта дорога, - теперь для тебя открыта:
Выровнена стезя и установлена милость!
В будущем не забывай твоего бога, -
Создателю твоему каким добром отплатишь?
Я - твой бог, твой создатель, твоя защита!
Тебя бережет мой страж, и силен мой
Гений-хранитель! ..................................
Смотрю на тебя и долгую жизнь дарую.
И ты не бледней, возьми умащенья,
Голодного накорми, жаждущего напои водою;
И кто сидел, чьи глаза горели,
Пусть на еду твою поглядит,
П усть проглотит, возьмет, пусть возликует.
Открыты тебе врата мира и жизни;
Обернись и вступи в них, выйди!
Да будешь благополучен!»

Итак, мы узнаем, что все эти страдания были испытанием веры человека, личной способности совершать добро. Бог ждал проявлений зла от своего подопечного, но не дождался, и решил освободить его от страданий. Но вместе с тем, этот человек больше никогда не вернется к прежней жизни. Он фактически начинает новую, потому что на него возложена беспрецедентная обязанность. Теперь он будет помогать таким же страдальцам как он сам.

В тексте содержится концептуально новая мысль – человек страдает, не просто, потому что родился на свет, а потому, что каждому бог посылает личные испытания. Если человек выходит из них с честью, то его страдания облегчаются, но взамен он становится альтруистичным существом, способным к состраданию ближнему, способным проявлять милосердие. Здесь уже впервые в истории общественной мысли проступают религиозно-этические идеи, которыми наполнена Библия; и впоследствии «Повесть о невинном страдальце» станет прототипом Книги Иова.

2. «Вавилонская теодицéя» (12 век) - это уже не монолог, а диалог двух персонажей, один из которых страдалец, а второй условно называется друг. Они стоят на диаметрально разных позициях. Страдалец заявляет, что был благочестив, молился великим богам, но не добился успеха, и более того его постигло горе. Так что он отказывается молиться богам, ибо это бесполезно. Его друг занимает консервативную позицию, и говорит, что существуют веские аргументы в защиту богов.

Каковы эти аргументы:

1) Существует лишь кратковременный успех, благодаря которому можно достигнуть очень многого, преступая закон.

2) В долговременной перспективе мошенник обязательно будет наказан законом, потому что за законом стоят великие боги.

Следовательно, здесь противопоставляются кратковременный успех мошенника и праведные жизненные достижения. «У влачащего божье ярмо достаток скромный, но верный», - говорит друг страдальца. Его не отнимет у человека никто, потому что он заработан честным трудом. Это и есть решающий аргумент, заставляющий страдальца вернуться к благочестию, потому что ничего в принципе плохо с тобой не случится, так как на твоей стороне великие боги.

Этот текст раскрывает такое понятие, как нравственность, потому что следование закону, обеспечивает защиту со стороны высшие силы и уважение власти. В это же время, сам мир мстит за нарушение закона. Таким образом, «Теодицея» заканчивается победой традиционализма и ставит под сомнение скептицизм и пессимизм по поводу необходимости религиозного служения.

Характерная особенность «Вавилонской Теодицеи» в том, что это первый в мире акростих. Если прочитать первые буквы всех строчек сверху вниз то получится имя и должность автора - вавилонского жреца-заклинателя Эсагил-кини-уббиба («жрец, чтящий бога и царя»). В «Теодицее» торжествует оптимизм и вера в великих богов, поскольку тогда в 12 веке люди еще верили, что все образуется, беспорядки отступят, и жизнь пойдет на лад.

3. «Разговор господина с рабом».(10 век)Однако в 10 веке так уже мало кто думал. В последнем великом произведении вавилонской литературы используется абсолютно та же логика, что и в «Теодицее» - долговременные достижения противопоставляются кратковременному успеху. Но эта логика на этот раз полностью оборачивается в сторону пессимистов.

Это диалог соглашение. Господин изъявляет желание, а раб тут же его подтверждает. Но тут же господин меняет решение, и раб мгновенно приводит веские аргументы в пользу бездействия. Получается парадоксальная ситуация, явно доказывающая, что в перспективе всё плохо, и делать что-либо чревато неблагоприятными последствиями. Нет ничего такого, что бы сулило благо. Центральный вопрос произведения – что же такое благо?

I
"Раб, соглашайся со мной!" "Да, господин мой, да!"
"Поскорей приведи колесницу, ее запряги,
во дворец я поеду!"
"Поезжай, господин мой, поезжай.
Благоволение царя с тобою будет.
Если ты в чем и провинился,
он окажет тебе милость".
"Нет, раб, не поеду я во дворец!"
"Не езди, господин мой, не езди.
Царь в дальний поход тебя отправит,
Пошлет неведомою дорогой,
Днем и ночью страдать он тебя заставит".

<…>

VI
" Раб, соглашайся со мной!" - "Да, господин мой, да!"
Учиню-ка я злодейство!" -
"Учини, господин мой, учини.
Коль не учинишь ты злодейства,
где найдешь ты одежду,
Кто поможет тебе наполнить брюхо?"
"Нет, раб, не учиню я злодейства!"
"Кто учиняет злодейство, того убьют
или живьем сдерут с него кожу,
Либо его ослепят, либо схватят и бросят
в темницу".

VII

"Раб, повинуйся мне!" - "Да, господин мой, да!"
"Женщину я полюблю!" - "Полюби, господин мой,
полюби!
Кто любит женщину, забывает печали и скорби".
"Нет, раб, не полюблю я женщину!"
"Не люби, господин мой, не люби.
Женщина - яма, западня, ловушка,
Женщина - острый железный нож,
взрезающий горло мужчины".

VIII
" Раб, соглашайся со мной!" - "Да, господин мой, да!"
"Поскорее неси мне воду для рук, ее полей мне,
Совершу я жертву своему богу!" -
"Соверши, господин мой, соверши.
Кто свершает жертвы своему богу,
у того хорошо на сердце,
Один заем за другим дает он".
"Нет, раб, не свершу я жертвы!"
"Не свершай, господин мой, не свершай.
Приучишь ли ты своего бога ходить за тобой
как собака,
Раз он требует то обрядов, то послушанья, то еще чего-то!"

<…>

X
"Раб, соглашайся со мной!" - "Да, господин мой, да!"
"Свершу-ка я доброе дело для своей страны!" -
"Верно, сверши, господин мой, сверши.
Кто делает добро своей стране,
Деянья того - у Мардука в перстне".
"Нет, раб, не свершу я доброго дела для страны!"
"Не свершай, господин мой, не свершай.
Поднимись и пройди по развалинам древним,
Взгляни на черепа простолюдинов и знатных,
Кто из них был злодей, кто был благодетель?"

XI
"Раб, повинуйся мне!" - "Да, господин мой, да!"
"Если так, то что ж тогда благо?"
"Шею мою и шею твою сломать бы,
В реку бы броситься - вот что благо!
Кто столь высок, чтоб достать до неба?
Кто столь широк, чтоб объять всю землю?"
"Нет, раб, я тебя убью, отправлю первым!"
"А господин мой хоть на три дня меня переживет ли?"

Оказывается, что благом является вообще небытие. Если ни одно желание человека не приносит ему абсолютное благо, то лучше и совсем не жить. Здесь очень важно понимать одну тонкость, связанную с мировосприятием вавилонян. дело в том, что для древних жить и действовать бвло одно и тоже. Если человек совершает позитивное действие, то он живет. Для нас сегодня очевидно, что жить не значит только делать нечто активное: можно жить внутренним миром, искусством, творчеством; однако вавилонянам это явно известно не было. Если ты не воюешь, не любишь, не бунтуешь, не имеешь семью, не возделываешь хлеб, ты не живешь, перестаешь быть.

Но что породило именно эту мысль? Её породила ситуация сложившаяся в 13-11 веках, когда что бы ты ни делал, ты никогда не можешь быть уверен в успехе. Налетят какие-нибудь амореи, нападет эламский царь, иерархические связи разрушены, и в дальнейшем будет только хуже, потому что уже несколько веков было только так. В 7 строфе содержится четкая подсказка к датировке произведения – «Женщина - острый железный нож» Железо появилось в Месопотамии как раз в 10 веке, поэтому раньше «Разговор» написан быть не мог.

Итак! Вот набор религиозно-этических представлений вавилонян, которые сформировались в конце второго тысячелетия до нашей эры и которые четко делят образованное население Междуречья на две группы – консерваторов и пессимистов.

Идея традиционалистов заключается в том, что благочестие в долговременной перспективе вознаграждается, даже если ты сейчас терпишь убытки, потому что на твоей стороне великие боги.

Главный тезис пессимистов таков, что боги передают людям информацию, которую те больше не воспринимают. Связь с богами нарушена, а следовательно нет нужды им молиться, да и лучше вообще умереть. Однако такой подход шумеров мало привлекал, потому что загробный мир у шумеров был довольно безрадостным: ты вечно голоден и ждешь жертв от потомков в темном склепе.

Вавилонский человек не надеялся ни на что позитивное: он знал, что будет плохо на том свете, и от завтрашнего дня ему тоже ничего хорошего ждать не приходится. Выход из этого положения, возможно, указал бы монотеизм со своей идеей страданий на земле, воздаяния человеку за них, идеей недеяния. Однако до монотеизма вавилонская религиозно-этическая мысль, к сожалению, не дошла.

Введение в историю Древнего Египта.

История Древнего Египта уже в античности была разделена на так называемые царства. Это разделение произвел Манефон – египетский жрец, живший уже во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев. Манефон разделил историю Египта на царства и династии следующим образом:

  1. Старое (древнее) царство
  2. Среднее царство
  3. Новое царство

Тем не менее, современная наука добавила к этому разделению несколько новых пунктов, и таким образом нынешняя хронология выглядит следующим образом:

  1. Раннее царство (31-29 вв.до н.э.) От нулевой по вторую династию
  2. Старое царство (28-24 вв. до н.э.) С третьей по шестую династию
  3. Первый переходный период (23-21 вв.до н.э.) С седьмой по десятую династии
  4. Среднее царство (21-18 вв.до н.э.) С 11-ой по 12-ую династии
  5. Второй переходный период (период владычества гиксосов – 18-конец 17 вв. до н.э.) С 13-ой по 17-ую династии
  6. Новое царство (16-11 вв до н.э.) С 18-ой по 20-ую династии
  7. Владычество ливийцев, эфиопов, ассирийцев, персов (10-6 вв. до н.э.) С 21-ой по 31-ую династии

Само слово Египет греческого происхождения: оно происходит от египетского названия одного города, который греки поняли как Айгюптос. В подлиннике этот город назывался Хет-Ка-Птах — «дом двойника (Ка) Птаха».

Египет – это единственная крупная цивилизация древности, расположенная в Африке, а не в Азии. Все египетские города были вытянуты одной тонкой линией вдоль берегов Нила и очень плотно прилегали друг к другу. Это была очень важная черта, обусловившая политическую структуру государства. Такое близкое расположение населенных пунктов позволяло объединять их под властью одного царя. В Месопотамии так сделать было нельзя, потому что все города стояли на собственных каналах вдали друг от друга. В Египте же существовала лишь узкая полоска плодородной аллювиальной низменности вдоль Нила, отступив от которой можно было оказаться в голой пустыне. Страна была зажата между Средиземным и Красным морями, к западу располагалась Ливийская пустыня, где жили берберы, а к востоку часть Аравийской пустыни. Море египтяне не использовали и даже боялись его.

Самое интересное направление – это юг Египта, потому что где-то на юге располагались истоки Нила. Несколько раз за историю страны предпринимались походы к истокам реки. Однако, в тех землях, в непроходимых джунглях жили негроидные племена, которые нападали на египтян из-за деревьев, используя духовые трубки с отравленными дротиками. По этой причине ни одна экспедиция до озера Тана в Эфиопии, из которого в действительности вытекает Нил, не дошла. Отсюда у египтян сложилось поверье, что Нил течет прямо с небес на землю. Более того, никто в Египте никогда не видел других рек, кроме Нила, поэтому народ полагал, что все реки в мире текут так же, как и Нил – с юга на север. Так что когда армия Тутмоса I пришла захватывать Месопотамию и увидела Евфрат, то у людей произошел когнитивный диссонанс, началась паника, и Тутмосу пришлось отступить (прим. редактора).

Северная территория Египта условно называется Дельта, а южная – Долина. В Египте всегда было много полезных ископаемых: строительный камень, лес на границе с Сирией, поэтому египтянам не приходилось долго ходить за стройматериалами, как это было в Месопотамии. Климат в Египте был мягкий, река разливалась точно в срок - 19 июля, когда выходила звезда Сириус. У египтян были специальные приборы «ниломеры», определявшие уровень воды в Ниле, по которому можно было определить, какой в нынешнем году будет урожай. В Египте не было затяжных дождей, сильных засух, и в таком благоприятном климате могло нормально функционировать государство. А поскольку работало государство, климат был мягкий, народ не надрывался на поливных работах, то жили египтяне исключительно долго. Абсолютным рекордсменом по долгожительству и, соответственно, по числу лет правления является Пиопи II, последний фараон Старого царства, который правил 96 лет, а жил соответственно где-то 110. Второе место занимает, очевидно, Рамсес II, который просидел на троне 85 лет. Чудеса долголетия демонстрировали и египетские вельможи, и даже когда в Египте появилось христианство, то великие основатели монастырей жили столько же. Аве Шенуте, ранневизантийский церковный деятель в Египте, жил 125 лет. Таким образом, Египет в древности был чрезвычайно благоприятной территорией для жизни вообще.

Более того, Египет, в отличие от Месопотамии, – это территория, изолированная от всего мира. На Египет в ранней древности никто никогда не нападал. Берберы, жившие рядом в Ливийской пустыне, не могли представлять угрозу этой сильной державе. Наоборот – египтяне ходили на них походами, и не только на берберов, но и на Палестину. И в итоге, будучи единственной, изолированной развитой цивилизацией в Африке, египтяне искренне уверовали в то, что они – особый народ. Египтяне стали называть себя - люди, а всех остальных - твари, то есть творения бога.

По этим причинам в Египте рано появилась ксенофобия, неприязнь к остальным народам, отношение к ним, как к тварям. Как только египтяне приводили из походов пленных, они давали им египетские имена, и говорили с ними без переводчиков, что бы те быстрее выучили язык, потому что в Египте не было другого языка, кроме священного египетского.

Таким образом, особенности географического положения диктовали и особенности психологии и структуры государства.

Культ царя – еще одна особенность египетской культуры древности. В Месопотамии царей тоже обожествляли, но здесь ситуация была совершенно другая. Царь всегда, независимо от обстоятельств, был богом. У царя было два тела: золотое, которое видели только боги, и человеческое, которое видел весь простой народ. Кроме того, царь (фараон – это более позднее название) был младшим солнцем. Старшее солнце – это то, которое светит на небе, а младшее – царь. Оба солнца были источником жизни на земле. Это очень важная черта, проходящая через всю историю Египта. Она означает, что фараон воспринимался, как создатель всего живого. Без фараона невозможны были плодоношения, сбор урожая, невозможна была сама жизнь.

Вот так буквально египтяне воспринимали царя, он был для них отдельной субстанцией: все живое смертно, но только царь бессмертен. Отсюда ясно, что вся земля в Египет принадлежала царю, в отличии от Месопотамии, где земля принадлежала общине. Власть над землей царь делил с другими богами, распределяя эту власть по трем сезонам года: половодье (с 19 июля), засуха и всходы. Во время половодья и засухи, когда идут ирригационные и полевые работы, земля принадлежала царю, а во время всходов, земля принадлежала другим богам, потому что те собирали с нее урожай. Отсюда понятно, что вся земля в Египте – это земля божья.

Такой подход определяет очень многое. Прежде всего, то, что фараон берет на себя ответственность за все культы остальных богов: он снабжает их жертвами. Население же Египта служит только царю и обслуживает его культ. Все остальные боги – это не их дело. Соответственно, в Египте никогда не было городской общины. Все египетские города были объединены под единой властью государя.

Однако с самой ранней древности, Египет делился на две части: на север и юг. До 30 века Египтов фактически было два – верхний и нижний. Один фараон носил белую корону, а другой красную. И только в 30 веке объединил Египет и стал править всей страной фараон, которого звали Мин (греч. Менес). Вообще что касается египетских имен, многие из них вошли в святцы и стали вполне себе нормальными простонародными русскими именами (прим. редактора). В частности, Мин стал Михеем, Пахом без изменений вошел в наш язык, а имя Оннефер стало Онуфрием.

Египет стал единым государством, объединившим более 30 городов, которые по-гречески назывались и до сих пор называются в науке номы. В каждом из этих городов был культ своего бога, а богов в Египте было очень много: Птах, Осирис, Тот, Анубис и т.д. Более того, у египтян была развита зоолатрия, то есть почитание богов в виде животных. Например бог луны и грамоты Тот почитался, как птица ибис и как павиан; был даже кродилоподобный бог Себет. Но заботу обо всех этих божествах брал на себя только царь. Начальник каждого города подчинялся фараону, народного собрания не было, но был совет, состоявший из 10-12 богатых мужей, как правило, жрецов. Таким образом, город управлялся номархом (насяльнике – прим. редактора) и советом.

Ранней египетской историей недавно стали занимать не только египтологи, но и палеоэкологи, которые выяснили много интересного. В 4 тысячелетии произошла трансгрессия вод мирового океана, в результате чего была затоплена Дельта, и население Нижнего Египта сбежалось в Долину. Этим наконец-то было объяснен тот факт, что в 4 тысячелетии под власть фараона Верхнего Египта неожиданно попало несколько сотен тысяч человек. Ранее считалось, что это количество пленных и данная цифра сильно преувеличена. Еще одна загадка - долгое время рабочие отряды, обслуживавшие гробницы, назывались «корабельные ватаги». Это название также было довольно странным, однако теперь стало ясно, что они назывались так потому, что добираться до сооружений Нижнего Египта можно было только по воде. Со временем уровень реки опустился, но название осталось.

Таким образом, история Египта начинается с экологической катастрофы. Видимо эта катастрофа так ударила египтянам по мозгам (прим. редактора), что имена у первых египетских фараонов были довольно странные: были Скорпионы – Скорпион I и Скорпион II, фараон Сом, Боец и др. Очевидно это тотемные имена. Но в любом случае, у фараонов с ранней древности было два имени – тронное имя, которое он получал по восшествии на престол, и Горово имя (Горова сущность). Фараон воспринимался, как бог Гор – бог с головой сокола (Гор – это имя, а не место жительства =)) (прим. редактора). То есть с самых ранних времен в Египте была очень сложная, запутанная титулатура фараонов.

8.10.2011 - Лекция №7 - Костя (В текст включены некоторые параграфы из учебника В.А.Якобсона за неимением таковых в лекции В.В.Емельянова – первые три параграфа нижеследующего бреда.)

Египет в эпоху раннего и древнего царств

Объединителем Египта уже небезызвестный вам историк Манефон считает основателя I династии, царя по имени Менес (Мин). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер представлен на этой рельефной табличке как триумфатор, увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менес же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с Мина началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным.

Период Раннего царства - это время становления общеегипетского государственного аппарата. Надписи I и II династий изобилуют названиями многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах, на протяжении всего Раннего царства: Эти изменения связаны, по-видимому, с поисками оптимальных форм управления, а также учета и распределения производимых материальных ценностей.

Покоренный Менесом, Нижний Египет долго еще не желал признать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения. Но на смену Раннему пришло Древнее царство. (прим. редактора)

Итак, что же мы знаем об эпохе великих пирамид? Прежде всего, нужно сказать несколько слов об источниках. Информация по истории древнего периода дошла до нас из надписей в гробницах вельмож, и царей, текстов пирамид, из граффити начальников отрядов при строительстве гробниц – между прочим, очень интересного источника: начальники оставляли на камнях свои пометки. Есть также немногочисленные надписи на печатях, сохранилось несколько папирусов с царскими декретами. Можно сказать, что основные источники – это тексты, написанные на камнях, вырезанные на них.

Помимо текстов есть значительной важности источники – подписи к рисункам. На гробницах вельмож есть множество изображений работников царских или вельможеских хозяйств. Под рисунками написано, о чем говорят люди, изображенные на них. Некоторые египтологи сравнивают эти подписи под картинками с немым кино. Действительно, есть множество кадров, изображающих один и тот же трудовой процесс, под которым подписано, что говорят его участники.

Никакой литературы, в смысле беллетристики, еще нет, поэтому все источники, дошедшие до нас, так или иначе, связаны с политической историей этого времени и с личностью божественного царя.

При Второй династии, то есть в конце Раннего царства, была совершена последняя в истории Египта попытка расчленения страны. Мятеж был жестоко подавлен фараоном, которому за это было пожаловано имя «святой обеих земель» (очевидно, Исбхепрур – прим. редактора), так оно переводится. И с того времени никто и никогда не пытался расчленить Египет – с Третьей династии он существует, как единое государство, до самого конца.

Египет эпохи Древнего царства, или Старого царства, был технологически неразвитым государством. Египтяне пользовались деревянными или каменными орудиями труда, в частности деревянными мотыгами. Гораздо реже использовались медные топоры. Медь была известна, она доставлялась с Синайского п-ова. Золото египтяне добывали на востоке, а в последствии стали ходить за золотом в Нубию, то есть на территорию нынешней Эфиопии. Строительный лес у египтян был в достатке, но в это время самым главным материалом становится известняк, которого было много и который был свой, а не привозной. По этой причине египтяне стали изготовлять из известняка гробницы и пирамиды. Известняк различался обычный и белый. Обычный залегал на территории, близкой к городу Мемфису, а белый известняк, использовавшийся при облицовке пирамид, гробниц и изданий, добывался на противоположном берегу Нила. Там организовывали целые подводы, переправляли известняк через реку, а затем везли на санях волокушах, потому что колеса древние египтяне не знали. Ни экипажей, ни колесниц в Египте не было, царя переносили в паланкине, а для грузов использовались специальные сани на платформах. (Или поезда на магнитной подушке! – прим. редактора) Отсюда можно видеть, что Египет в отличие от Месопотамии, действительно, был государством отсталым в технологическом плане. В последствии это послужило причиной поражений Египта в войне против стран Ближнего Востока.

Пока же египтяне устраивают жизнь так, как она будет длиться даже не столетиями, а тысячелетиями. Существует единое государство, во главе которого стоит фараон – бог с головой сокола, имеющий золотое тело – Гор или Хор. Пока фараон жив, он носит Хорово имя. Когда фараон умирает и уходит в потусторонний мир, он становится Осирисом – богом мертвых. Таким образом, любой фараон является одновременно Хором и Осирисом. Фараон в отличие от всего живого, не должен подвергаться тлению, потому что он бог. Все может распадаться, но фараон никогда, потому что тело фараона есть тело страны, и если оно разложится, то разложится и весь Египет. По этой причине еще с очень раннего времени, с Третьей династии, появляется обычай мумификации тела царя. Из него удаляются внутренние органы, которые запечатываются в сосуды. Тело покрывается маслами, оборачивается специальным тканями, и получается мумия, которая затем кладется в саркофаг. Мумия фараона есть нетленное тело Осириса. Таким образом, уже с самого начала египетское государство было тесно связано с религиозной идеологией. Когда фараон умирал, говорили: «Его Величество отправились на небо». Тотчас же назначался следующий фараон, причем следование фараонов должно было быть непрерывным, потому что цари образовывали непрерывное нетленное тело Осириса, и власть фараона над Египтом не прекращалась никогда.

Структура египетской верхушки:

Второй человек в Египте после фараона назывался Чати, его должность часто переводят как «визирь». Визирь, разумеется, это должность второго человека после халифа у арабов, но по функциям они примерно похожи. В функции Чати входили финансовое ведомство, сбор налогов и руководство судебной палатой.

Третий человек в государстве – это начальник войска. Фараон, конечно, являлся главнокомандующим, но только во время боевых действий. В мирное же время эти функции выполнял начальник войска, подотчетный фараону.

Помимо начальника войска имелся также начальник полиции. Что интересно, функции полицейских в Египте выполняли нубийцы, которых уже в самых ранних текстах называют маджаи. Именно нубийцы отвечали за порядок на территории страны.

При Третьей династии политической столицей Египта стал Мемфис. Это греческое название, по-египетски он назывался по-другому, что в переводе означает «белые стены». Именно в Мемфисе возникает постоянная резиденция фараона, а в его пригородах впоследствии начинают строить пирамиды. Все хозяйства Египта этого времени делились на хозяйство бога, то есть на хозяйство царя, которому принадлежала вся земля в стране, и дома собственные. Дома собственные - это вельможные владения двух типов:

Дом собственный по истине – это передаваемое по наследству имение.

Дом собственный по службе – это хозяйство, которым фараон награждал вельможу за хорошую службу. Такое хозяйство не передавалось по наследству, а после смерти хозяина отдавалось в распоряжение другого столь же отличившегося вельможи.

Возникает нешуточный вопрос – а была ли в Египте община? Следов общины не обнаружено, очевидно, ее и не было. Но мелкое частное хозяйство у египтян всё-таки, видимо, было, потому что мы знаем несколько гробничных изображений рынка, где люди обменивают товар на товар либо расплачиваются за товар зерном или полотном. Значит, рынок был, а значит, какие-то элементы индивидуального хозяйства в Египте существовали. Люди меняли пищевые продукты своего хозяйства на оружие, рыболовные крючки и другие необходимые ремесленные изделия. Следовательно, хозяйства существовали, и излишки продукции обменивались на рынках. Ничего более конкретного мы сказать не можем, потому что все хозяйственные тексты имеют отношение либо к царским, либо к вельможеским хозяйствам.

Существовали также и храмовые хозяйства, но особенность их ведения была в том, что они все равно в том или ином виде принадлежали фараону, потому что именно фараон отвечал за поставку продовольствия культам всех других богов. То есть храмы в любом случае зависели от царя.

Что же представляет собой абсолютное большинство населения страны в это время? Это царские люди, которые называются рабами царя, и вот это словосочетание «раб царя», конечно, должно пониматься специфически, когда мы говорим о Египте. Рабы царя это не рабы, захваченные в плен на войне, или рабы должники. Это свободные люди, по нашим понятиям или по ближневосточным понятиям. Но в силу того, что эти люди родились в Египте, они все рабы божьи. И о людях в Египте говорят, что они слезы бога: тут конечно применяется игра слов, потому что люди по-египетски – ремедж, а слезы – ремет. Но за этой игрой слов стоит совершенно конкретный смысл: фараон производит из себя людей. Они вытекают, иммонируют из его глаз, из его тела, поэтому любой рожденный в Египте человек – это, прежде всего, произведение фараона, люди сами себе не принадлежат. Отсюда понятно, что рабы царя – это рабы божьи, которые являются частью его тела. И, самое главное, это инструмент, при помощи которого работает фараон, они его орудие. Отсюда следует еще один вывод – в Египет человек не может самому себе приписать результаты своего труда. Он понимает, что все делает фараон, но посредством его, посредством таких, как он.

Наши рекомендации