Значение православной традиции в процессах формирования национального самосознания 4 страница
В наши дни, когда «распространяется вера в перевоплощение, когда значительное число лиц христианского происхождения ищут свою идентичность в других религиях и когда все более увеличивающаяся часть общества отрицает Воскресение, нельзя обойти конечный смысл человеческого существования. В то время, когда человек отрицает смерть и маскирует ее, прилагая чудовищные усилия, чтобы отодвинуть срок платежа, который, как он знает, все же неизбежен, свидетельство о Воскресении Христовом и воскресении мертвых, то есть – нашего воскресения в грядущем мире, заслуживает самого большого внимания» [1, с. 9].
Воскресение составляет центр тяжести и ось мира, ибо Христос, восприяв человечество через Свое Воплощение, восстановил его через Свою Смерть и Свое Воскресение.
Воскресение, как эпицентр христианства, «облекается несравненной значимостью в глубинах Православной Церкви. Оно с древнейших времён переживалось Церковью как важнейшее событие в деле нашего Искупителя. Это главнейшее из описанных евангелистами чудес есть венец Писания, его апогей и исполнение; поэтому, если может быть доказана действительность этого чуда, то тем самым будет доказана достоверность и остальных евангельских чудес, т.е. самого Благовестия. Несомненность евангельского Воскресения, непреложная вера в это величайшее событие всей мировой истории является сердцевиной, столпом, нерушимым основанием всего христианского исповедания» [1, с. 10].
Важным и интересным библейским артефактом является, так называемая Туринская плащаница – христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.
Более ста лет назад археологу, адвокату и фотографу-любителю Секондо Пиа в 1898 г. впервые разрешили сделать фотографии Туринской плащаницы.
«И вот во мраке фотолаборатории на фотопластинке стал проявляться позитивный образ, и он увидел рельефный портрет Божественной красоты. Обретшая человеческий рост фотография выявила картину чудовищных страданий, но вместе с ними при этом, проявился Лик предельной величественности и царственности. Открытие Секондо Пиа повергло ученых в трепет, получается, что образ на Туринской плащанице - самая древняя «нерукотворная фотография», появившаяся на 19 веков ранее, чем кто-либо из людей смог догадаться о возможности получения «рукотворных фотографий» [2, с.58].
Для беспристрастного наблюдателя Туринская плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. Вблизи отпечатки на ткани воспринимаются как неуловимые и расплывчатые пятна золотисто-коричневого цвета, без четких контуров. Но если отступить на два метра и более, то на ткани становятся, видимы очертания человеческого тела и лица, точные и детальные анатомические и физиологические подробности. Плащаница за свою огромную историю неоднократно попадала в пожары. В наиболее разрушительным для нее пожаре 1532 г. появились две широкие полосы прожогов на линиях сгибов по бокам изображения. Впоследствии на прожженные места были наложены заплаты.
Вглядевшись в золотистые отпечатки, мы с удивлением заметим, что перед нашим взором проявятся два отпечатка Человеческого тела во весь рост. Отпечатки расположены головой к голове так, что согласно реконструкции на основании этих отпечатков позиции тела при положении Его во гроб, полотно покрывало голову и тело Замученного, ниспадая спереди и сзади ниже Его ступней.
Мы приходим к выводу, что одной из первых характерных особенностей нерукотворности изображения отпечатков Тела на Туринской плащанице является то, что при рассматривании с близкого расстояния отпечатки сливаются с фоном и исчезают. Только с расстояния 2 метра или более можно начать отчетливо различать изображение тела.
«Научные исследования полотна началось в Сорбоне в 1900 году. Удлиненный овал лица, глаза, посаженные близко к переносице, довольно полная нижняя губа, нос восточного типа. Перед нами человек, принадлежащий к семитскому типу, который в настоящее время может быть найден среди родовитых евреев и знатных арабов, заключает этнограф. Борода и волосы на голове разделены посередине, маленькая косичка на затылке заплетена свободно и не стянута узлом. В библейское время такая косичка была отличительным признаком мужчин еврейской национальности. Это взрослый, хорошо сложенный, физически развитый мужчина. Смерть наступила за несколько часов до того, как его тело было завернуто в полотно. Плащаница соприкасалась с телом Спасителя не более двух-трех дней, точнее не более 40 часов. Сзади четко отпечатались голова, спина и особенно область таза, ноги почти до колен, затем перерыв, далее видны икры и снова перерыв над сухожилием Ахилесса, затем четкие отпечатки пяток и опущенных ступней. Тело отпечаталось с разной степенью насыщенности в абсолютно верных пропорциях. На плащанице остались следы крови из многочисленных ран на теле. Вся совокупность фактов свидетельствует, что образ на ткани, возник тогда, когда тело лежало на одной половине плащаницы, а другая половина, обернутая через голову, накрывала его сверху» [3, с. 41].
Материал полотна Туринской плащаницы представляет собой отрез льняной ткани длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. Размеры эти отнюдь не случайны. Они соответствуют 8 на 2 локтей, то есть древнейшим мерам длины, применяемым в античном мире.
«Полотно бледно-желтого цвета, сотканное в елочку. В древности это высококачественная льняная ткань называлась дамаск. И стоила очень дорого. Как установили исследователи тканей после первого века, дамаск постепенно исчезает из производства и в средневековье уже забыт.
Анализ найденного в плащанице хлопка показал его азиатское происхождение. Это показывает, что ткань была изготовлена на Ближнем Востоке. Известно, что в хлопок начали ткать в Испании только с VIII века, а в Голландии только с XII века – значит ткань не европейского происхождения» [4, с. 58].
«В 1978 г. под микроскопом были рассмотрены отдельные волокна ткани по всей поверхности плащаницы. В тех областях, где находится изображение на плащанице и почти по всей прочей поверхности ткани, волокна имеют тип Z-образного скручивания. В области боковой полосы, пришитой сбоку, волокна имеют тип S-образного скручивания. В первом веке тип Z-образного скручивания характерен для Сиро-Палестинской области, а S-образного – для Египта. По поводу ткани боковой полосы плащаницы не умолкают споры о том, была ли она пришита в то время, когда на плащанице не было отпечатков, или после того как они появились, но совершенно очевидно – это другая ткань. Адлер показал, что даже химический состав этих областей плащаницы существенно отличается» [5].
Таким образом, достоверно установили следующее: льняная ткань Туринской плащаницы имеет примесь хлопка с Ближнего востока, по своему типу принадлежит к тем же тканям, которые найдены археологами и относятся к самому началу нашей эры, спрядена вручную и соткана на ручном ткацком станке по всем правилам Иудейских предписаний, а ее размеры кратны стандартным мерам длины, применяемым в античности. Никаких противоречий с Евангельским повествованием не обнаруживается!
Следующая сфера исследований дотрагивается до очень деликатной, но на редкость важной области – мы прикасаемся к кровавым следам. Обращая взор на ткань, мы видим, что все тело покрыто ранами от глубоких ссадин при бичевании, запекшаяся кровь в которых имеет кармино-красный цвет. Крупные пятна крови такого же цвета покрывают места, по которым она текла из пронзенных рук и ног. По сути дела вся плащаница залита кровью!
Как это может быть, говорит наш пораженный разум? Быть может перед нами совсем и не кровь? Но исследования под микроскопом нитей извлеченных в 1978 г. как из области изображения, так и из области кровяного пятна показали, что на нитках ткани нет, ни малейших признаков пигментов или красителей, с помощью которых можно было бы окрасить плащаницу, чтобы получить изображение. Естественным образом кровь пропитывает верхнюю часть волокна, а в просветах между нитями и на самой ткани нет постороннего красящего материала.
«В 1980 г. исследования показали наличие значительной концентрации железа только в тех областях, где находятся пятна крови. Лучи Рентгена высветили в спектре четкую линию железа. Ученые обнаружили, что железо окружено так называемыми «пиральными кольцами», которые есть только в крови. В краске их нет, и не может быть. В результате спектроскопических исследований 1980 г. обнаружили в следах крови гемоглобин, а в 1981 г. – билирубин и альбумин. Было проведено 12 специальных тестов, которые подтвердили, что на плащанице находится действительно настоящая кровь. Исследования под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами и спектральный анализ показали, что кровь мужская и относится к четвертой группе. Высокое содержание билирубина в крови подтверждает то, что жертва подверглась издевательствам и пыткам» [6, с. 30–31].
Вот уже много лет в нашем распоряжении имеется уникальная группа материалов по Туринской плащанице, связанная с исследованиями Макс Фрай. Когда на время краткого показа плащаницы в 1973 г. его пригласили в Турин, он снял с ее поверхности 12 выборок пыльцы. При просмотре липкой ленты под микроскопом, он увидел большое количество зернышек пыльцы, но не смог идентифицировать большую часть из них, потому что такие растения не произрастают в Европе. Это его озадачило, и он сделал 7 поездок на Ближний восток, чтобы получить экземпляры цветов и пыльцу растений, которые растут в тех местах. В конечном счете, он смог идентифицировать 58 видов пыльцы растений, из которых большинство произрастают на Ближнем востоке.
Таким образом, доктор научно установил, что Туринская плащаница находилась в прямом контакте с окружающей средой в древней Палестине, на территории древней Эдессы (ныне город Урфа в Турции), в Константинополе (ныне – Стамбул), и в Европе. Этот вывод точно соответствует как имеющимся в нашем распоряжении историческим фактам, так и древним преданиям о перемещениях Туринской плащаницы.
«Микрофотографирование в поляризованном свете и компьютерное сканирование изображения позволили восстановить трехмерный прототип. При этом на глазах Спасителя были обнаружены отпечатки монет. Из истории античного мира ученым давно известно, что кроме прочих погребальных обычаев, определенно есть два, которые древние евреи соблюдали всегда: они клали на веки усопшего монеты и перевязывали голову повязкой. Делалось это с сугубо практическим расчетом. Голову обвязывали узким полотном для того, чтобы не открывался рот. Монеты клали на глаза с подобной целью – чтобы веки самопроизвольно не полуоткрылись. И вполне естественно – эти монеты доставали из кошелька, а не искали еще в каком-либо другом месте. Нам, таким образом, очевидно, что если мы сможем отождествить отпечатки на глазах с монетами чеканки определенного века и года, мы сможем достоверно установить дату погребения» [7, с. 30–41].
«Ученые нашли полное соответствие между кнопко-подобными объектами с буквами на плащанице и медными монетами Палестины времен Римской империи. И доказали, что на ткани находится отпечаток так называемой «лепты Пилата», которая датируется 29 г. н. э. Более того, сравнение форм монеты и букв на отпечатке в плащанице, с аналогичными монетами, находящимися в коллекциях, показали 74 признака совпадения! Тождество доказано! А ведь монеты с орфографической ошибкой в надписи датируются 16 годом правления императора Тиберия или 29 г. н. э. Подобная датировка просто ошеломляет! Но как могли остаться на ткани отпечатки медных денег? Ведь при обычных условиях они не должны отпечататься! Можно предположить, что изображение монет на ткани появилось за счет коронарного разряда исходящего из поверхности монеты. А это означает, что изображение получено за счет обтекания монет некой мощной энергией! Как показал ряд экспериментов на пленке и на ткани, за счет коронарного разряда (свечения) можно получить высокоточные изображения монет, цветов, и других материалов. Причем эти изображения, в отличие от нарисованных, очень напоминают отпечатки, находящиеся на плащанице» [8, с. 33].
Сколько же все-таки лет ткани Туринской плащаницы? Есть ли достоверные способы определения возраста? Ранее говорилось, что для этой цели в 1988 г. провели радиоуглеродные исследования, которые выполнили 21 эксперт в лабораториях университетов Аризоны, Оксфорда, и Цюриха. Датирование по радиоуглероду дало с вероятностью 95% радиоуглеродный возраст 1260-1390 г. н. э. Неужели скептики правы? Датирование по радиоуглероду не является окончательным, и необходимо вновь датировать ткань по кусочку из неопровержимой области.
Итак, мы теперь знаем, что современная археологическая химия обладает ограниченным набором средств, с помощью которых можно определять возраст текстиля, и одним из них считается метод радиоуглеродного анализа. Но выше сказанное годится только для идеальных условий.
Но при датировании ткани плащаницы мы имеем дело с тем случаем, когда, по меньшей мере, в течении более чем 600 лет «бесспорной» или зарегистрированной хронологии, она побывала в различной окружающей среде и подвергалась многообразной, не всегда точно известной обработке. У нас все больше оснований утверждать, что эта ткань относится к первому веку, а, следовательно, дополнительно еще 1300 лет она могла быть в контакте природными или созданными человеческими руками веществами, способными существенно исказить результаты радиоуглеродного датирования.
Обстоятельство наиболее существенно повлиявшее на смещение изотопного соотношения, «пожар 1532 г., когда частично расплавилась нагретая шкатулка из литого серебра, а раскаленная струя прожгла ткань и уничтожила часть поверхности ткани по линии сгибов. При пожаре плащаница значительно обогатилась изотопами, что вызвало эффект ее «омоложения» во время датирования. А недавно исследователи из Седовской лаборатории получили протоколы расчетов, которые провели эксперты из трех лабораторий при радиоуглеродном анализе 1988 г., и пересчитали их заново с учетом факторов, вызвавших эффект «омоложения» полотна. Получился возраст очень близкий к двум тысячелетиям» [4, с. 45].
Результаты исследований говорят, что малого количества удаленного льняного «масла» как раз достаточно, чтобы датирование сдвинулась назад приблизительно на сотню лет!
Мы получили результат очень близкий к первому веку нашей эры. Да, для получения достоверных результатов все сведения нужно подтверждать. Кроме того, само существование неопределенности в радиоуглеродном датировании показывает нам – не один научный метод не свободен от ошибок. Но, несомненно, однако, что использование этого метода для проверки подлинности ткани гораздо лучше, чем проваривание ее в кипящем масле!
«Медицинские исследования смоги дать лишь приблизительную оценку роста, веса и возраста погребенного в Туринской плащанице. Ученые реконструировали положение тела Спасителя в гробнице. Усопший был положен на спину, ноги были согнуты в коленях так, что бедро составляло с горизонтом угол примерно в 30 градусов, а голова покоилась на высокой каменной подушке. Рост погребенного в каменной пещере у стен Иерусалима спасителя составлял от 175 до 180 сантиметров, вес то 75 до 85 килограммов. Ориентировочный возраст от 30 до 45 лет. Это предел возможностей науки конца 20 столетия» [8, с.57]. Туринская плащаница открыла некоторые из сокровенных тайн, свидетельницей которых она была. То, что произошло в маленькой высеченной гробнице, недалеко от городской стены Иерусалима, изменило весь существующий мир и оживотворило человеческий род.
Туринская плащаница соприкасалась с Телом Спасителя не менее 30 часов и не более 40. Кожа усопшего впервые 30–40 часов после смерти выделяет определенные вещества. Медики обнаруживали такие секреции на плащанице. Во многих местах эти выделения растворили пятна крови и просочились сквозь них, однако менее чем через 40 часов, выделения по неизвестным причинам прекратились. В этот момент и появилось изображение. Оно возникло только в тех местах, где расстояние от тела до поверхности полотна не превышала 3,5–4 сантиметров.
«На основании наблюдений был сделан вывод: фигура на плащанице, это проекция человеческого тела на плоскую поверхность. Изображение появилось под действием частиц, которые двигались в одном направлении перпендикулярно поверхности земли, для этого тело должно пройти сквозь полотно, оставив на нем свое изображение, причем пройти вертикально вверх. Этот вывод объясняет многие особенности изображения на плащанице. Например, подогнутый большой палец просвечивает сквозь ладонь, как бы проходит через нее, сначала через ткань прошла ладонь, а уже за ней подогнутый палец. Неизвестное излучение имело очень большой спектр, в том числе в рентгеновском диапазоне. Оно было очень кратким, почти мгновенным. Ткань потемнела в зависимости от расстояния до тела, темнее всего она в местах соприкосновения с ним. Именно благодаря этой особенности было восстановлено объемное изображение тела с плащаницы. При посмертном окоченении всех мышц, тело должно было давить своим весом на расстеленное под ним полотно. Однако на плащанице это никак не отобразилось. Очевидно, что в момент появления изображения лежавшее в плащанице тело не имело веса. Неведомое воздействие, опалившее тончайший слой, на поверхности, хранящейся в Турине плащаницы, не может во всей полноте принадлежать к известным науке физическим явлениям, его природа остается загадкой» [6, с. 78–79].
Кратко подведем основные выводы исследований. Отпечатки на ткани, в первом приближении, являются подобием фотографического негатива. Воздействие, опалившее плащаницу, исходило в строго определенном направлении. Изображение на ткани находится только в тех местах, где расстояние от Тела до поверхности полотна не превышает 3,5 – 4 см. Неизвестное воздействие, исходившее от Тела, в спектре своего излучения имело и рентгеновский диапазон, поскольку в изображении видна скелетная структура рук, лица и некоторые другие отпечатки. Но открытых вопросов все-таки гораздо больше!
«Весьма ограниченная в своих возможностях наука прикоснулась к тому предмету, который она может частично изучить, немного описать, но никогда не сможет до конца понять и выразить. Для этого у нее нет соответствующих средств, потому что то, что связано с Туринской плащаницей, имеет не только материальную сторону, о которой мы все это время говорили, но и глубоко духовную. Эта духовная сторона – Воскресение Христово» [5]!
«И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, его нет здесь» (Мк.16,5–6).
Работа ученых и специалистов из разных областей науки в рамках исследования Туринской плащаницы, «позволила собрать множество интереснейших фактов. Полотно фотографировали в ультрафиолетовом, рентгеновском, инфракрасном диапазоне, проводились исследования в поляризованном свете, специально изучались кровавые пятна и анатомические подробности изображения. Анализ полученных результатов занял несколько лет, но никто не мог объяснить, каким образом отпечатки явились на ткани, ни один из известных на сегодняшний день создания изображения не объясняет это явление. Тот чье тело было обвито Туринской плащаницей, жил в Палестине в начале первого века нашей эры, его подвергли бичеванию, распяли на Кресте, пронзили копьем. Его тело было обернуто льняной плащаницей, по-прошествии 30-40 часов, он восстал из нее. Результаты исследований практически слово в слово евангельское повествование» [7, с. 81].
Глубокий смысл заключен в афоризме: «Пустая гробница Христа была колыбелью Церкви». Спаситель никогда не говорил о Своих страданиях и смерти, не упомянув о Своем Воскресении.
Проповедь апостолов – это, прежде всего проповедь о Воскресшем Христе. В своей первой проповеди в день Пятидесятницы в Иерусалиме апостол Петр говорил: Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели (Деян. 2,32). А потом Павел писал: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15,14).
Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащанице, профессор, протоиерей Глеб Каледа почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: «...блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20,29). Я вложил перста мои в язвы гвоздинныя и руку свою в ребра Его» [1, с. 60].
«И думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской плащаницы, не признавать Воскресение Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости. Знаменитый Бакунин, кумир молодежи конца прошлого века, говорил: «Если Бог существует, – Его надо запретить».
Как не принимали и не принимают Христа, так не принимают Его Святую Плащаницу, четко свидетельствующую о страданиях и Воскресении Господа нашего. Одни, увидев и изучив ее, принимают веру, а другие выдумывают всякие ложные и несостоятельные объяснения, только чтобы оправдать свое неприятие Христа. Наша вера не в Плащанице, не в рациональном знании, а в сердце, в благоговении и духовном опыте. «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Плащаница нужна для Фомы неверующего» [8, с. 60].
«Ветхое кончилось, воссиял свет нового дня, изнутри льняной ткани блистает свет невечерний, исцеление, преображение, победа над смертью – наступил день Господень. Христос воскрес в первый день после субботы, день с которого начинается новое время! Христос воскрес, значит, воистину есть Бог! Христос воскрес, значит, воистину существует духовный мир, мир реальный и бессмертный! Христос воскрес, значит, жизнь сильнее смерти! Христос воскрес, значит, добро сильнее зла! Христос воскрес, значит, все упования христиан оправданы» [9, с. 44]!
Библиографический список
1. Значение Воскресения Христа и достоверность евангельских свидетельств о нем [Текст] / И.Г. Шарков // Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. трудов / ред. кол. А.П. Германович [и др.]; ЮРГУЭС. – Шахты, 2007. – 149 с. – С. 9–12.
2. Гаврилов, М. Н. Туринская плащаница: описание и научное объяснение [Текст] / М. Н. Гаврилов. – Брюссель, 1992. – 132 с.
3. Либби, В.Ф. Радиоуглеродный метод определения возраста [Текст] / В.Ф. Либби // Материалы Международной конференции по мирному использованию атомной энергии: сб. ст. – М., 2000. – С. 41–64.
4. Белецкий, А.И. Загадка Туринской плащаницы [Текст] / А.И. Белецкий // Саранские епархиальные ведомости – 2000. – №4. – С. 44–46.
5. Синельников, Вячеслав, священник. Православная энциклопедия Азбука веры [электронный ресурс] / asbuka.ru, электронные данные – Режим доступа: http; // asbura.ru/tserkov/chudo/turinskaya_plaschanitsa_22–all.shtml; cвободный – загл. с экрана – язык русский.
6. Ианноне, Джон. Тайна Туринской Плащаницы : новые научные данные [Текст] / Д. Ианноне ; пер. Н. Н. Власова. – СПб. : Амфора, 2005. – 271 с.
7. Синельников, Вячеслав, священник. Тайна Библии. [Текст] / В. Синельников. – М. : Издательство Сретенского монастыря, 2000. – 110 с.
8. Каледа, Глеб, священник. Туринская плащаница и ее возраст [Текст] / священник Глеб Каледа, // Журнал Московской Патриархии. – 1992. № 5. – С. 54–61.
9. Синельников, Вячеслав, священник. Туринская плащаница на заре новой эры. [Текст] / священник Вячеслав Синельников. – М. : Издательство Сретенского монастыря, 2000. – 45 с.
РАЗДЕЛ II