Социальный порядок и солидарность 5 страница
Различные интерпретации социокультурной коммуникации, основанные на разных методологических парадигмах, толкуют ее суть либо как совокупность средств передачи социальной информации, образующей базу для становления и развития «информационного общества» (технократически рационалистический подход), либо какспо-
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе
соб достижения понимания одного человека другим, как механизм «вживания», «вчувствования» (анализ этихтипов социальных действий дан в работах создателя социальной феноменологии А. Шюца, а сам подход назван феноменологической интерпретацией).
Значителен вклад в анализ социокультурной коммуникации немецкого философа и социолога Юргена Хабермаса, по мнению которого коммуникативное действие — мегатип всех типов социальных действий: оно не является стратегическим, не ориентировано на успех и тем не менее направлено на общую для всех участников цель, в качестве которой рассматривается понимание. В его теории коммуникативного действия все участники этого процесса ориентируются на обобщенные, интерсубъективно понятые нормы коммуникации, что вкупе с коммуникативной компетентностью и наличием рациональных мотивов делает возможным его осуществление.
Рисунок 2. Схема достижения «истинного согласия», по Ю. Хабермасу
Содержательно социокультурная коммуникация выполняет весьма важные функции в обществе:
1. ориентационную (дающую потребителю информации ориентиры природно-социального пространства, жизнедеятельности человека в ходе социализации в рамках данного сообщества или человечества в целом, формирующую его жизненные и ценностные ориентации и установки, задающую критерии оценочных суждений, приоритетов выбора и т.п.);
2. инновационную (несущую новые для потребителя информации знания о свойствах и признаках явлений, объектов и процессов, тех-
1.4. Межличностная и социокультурная коммуникация
Нологиях и нормах осуществления какой-либо деятельности, актах поведения и взаимодействия, языках, знаках и средствах социокультурной коммуникации, т.е. расширяющую его социальный опыт);
3. стимуляционную, или мобилизующую (формирующую и изменяющую мотивы социальной активности людей, актуализируя знания человека об окружающей действительности и технологиях деятельности и усиливая стремление к получению недостающих знаний ради удовлетворения его социальных притязаний и пр.);
4. корреляционную (уточняющую или обновляющую отдельные параметры перечисленных выше видов знания, ориентации и стимулов).
Собственно культурную специфику информация приобретает, регулируя представления людей об уровне социальной приемлемости i ex или иных способов осуществления любого рода деятельности, ин-!еллектуальных оценок и позиций, чем в конечном счете и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений. Социокультурная коммуникация выполняет функцию достижения социаль-i юй общности при сохранении индивидуальности каждого из ее участников, являясь одним из важнейших инструментов обеспечения социального взаимодействия, т.е. существования общества как целого.
Основной содержательной единицей социокультурной коммуникации является сообщение (моноаспектная информация о чем-либо) или текст (комплексная информация о многих или нескольких существенных аспектах чего-либо). В последние десятилетия стала господствующей культурно-семантическая точка зрения, согласно которой любой культурный объект или процесс обладают семантическими, т.е. знаковыми, свойствами и в силу этого является культурным текстом, могущим быть прочитанным (проинтерпретированным) тем или иным способом. Это означает, что вся культура как системная совокупность различных культурных феноменов и процессов и каждый ее феномен и процесс в отдельности — средства социокультурной коммуникации. Именно в этом смысле говорят ныне о культуре как тексте. Последнее утверждение, ведущее свое происхождение из постструктурализма, стало одним из базовых принципов анализа содержания массовой коммуникации, поэтому на нем следует остановиться подробнее.
Межличностная
и социокультурная
коммуникация
Рассмотрев — по необходимости кратко и схематично — когнитивно-технические составляющие процесса коммуникации, обратимся к конкретике функционирования этого феномена.
Появившись в научной литературе в начале XX в., термин «коммуникация» быстро, наряду с общенаучным содержанием — как средство связи любых объектов, — приобретает социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в обществе (социуме). Необходимыми условиями и структурными компонентами коммуникации являются наличие общего языка у субъектов коммуникации, каналов передачи информации, а также правил осуществления коммуникации (семиотических, этических).
В определенном смысле каждое социальное действие может быть рассмотрено как коммуникативное, т.е. содержащее и выражающее определенную информацию. Однако собственно коммуникативными являются лишь действия, осуществляемые со специальной целью коммуникации, — имеющие мотивационное основание, ориентацию на передачу информации, — и производимые с использованием адекватной этой цели знаковой системы.
Эти предварительные замечания позволяют типологизировать процесс коммуникации в обществе по следующим основаниям:
• по характеру субъектов коммуникации (межличностная, лич-ностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и т.п.);
• по формам коммуникации (вербальная, невербальная);
• по «уровню» осуществления коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.п.).
1.4. Межличностная и социокультурная коммуникация
1.4.1
Язык — основа коммуникации
Общество, в котором только и возможно существование человека, представляет собой разветвленную сеть человеческих взаимодействий, основой которых является межличностная коммуникация. Последняя осуществляется преимущественно на основе языка, т е. как вербальная коммуникация.
Язык человека — важнейшее средство общения в силу присущего ему особого качества — репрезентации мышления. Смысл общения, т.е. коммуникации, в человеческом обществе состоит именно в обмене мыслями в процессе языкового взаимодействия между людьми.
В рамках обыденных представлений функцией языка считается приписывание названий вещам. Одно из лучших выражений значения языка принадлежит австрийскому поэту Стефану Георге: «не быть вещам, где слова нет», т.е. реальность априорно понимается как организованная и понятая.
Межличностная коммуникация, таким образом, — процесс одновременного речевого общения коммуникантов (лиц, участвующих в процессе коммуникации) и их воздействия друг на друга. Идеальный тип межличностной коммуникации — беседа двух людей.
«Коммуникация может быть определена как акция общения с помощью знаков (языковых или неязыковых), служащая целям передачи информации (независимо от способа и намерения)»1.
Для человека нет общения без мысли, а человеческое мышление есть преображенное общение, диалог с самим собой, и в этом смысле оно вторично: именно на основе коммуникативной функции языка развивается функция мыслительная. По мнению известного нейропсихолога К. Прибрама, язык является источником «коммуникативной деятельности», направленной на предметный мир. С помощью речи как осмысленной операции происходит осознанное восприятие окружающей действительности: «Символическое использование знаков и есть речь, а значимое использование символов представляет
1 Grope Е. V. Text und Kommunikation. Stuttgart, Berlin, 1971. S. 1.
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе
собой мышление. Человек начинает регулировать свои действия посредством обдуманной, разумной речи и достигает нового уровня коммуникации»1.
Можно выделить следующие аспекты вербальной коммуникации:
• информирование (трансляция, передача информации);
• индуцирование состояний (побуждение партнеров по коммуникации к действию на основе разъяснения ситуации);
• управление поведением (лингво-практическая коммуникация).
Межличностная коммуникация обладает теми же универсальными составляющими информационного процесса, фиксированными в «цепочке Шеннона»: отправитель (передатчик) — тот, кто сообщает некую информацию, канал (способ передачи) — язык (в случае вербальной коммуникации), жест, образ (в случае невербальной коммуникации), получатель, чье восприятие сообщения зависит от коммуникативной компетентности, в частности совпадающего с отправителем тезауруса.
Но в то же время межличностная коммуникация обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих ее от чисто технологической схемы Шеннона:
• ее неотвратимость и неизбежность (человек — социальное существо и не может существовать вне общения с другими людьми);
• ее необратимость (невозможно уничтожить сказанное — «Слово не воробей»);
• непосредственный характер (осуществляется «здесь и сейчас», вызывая прямую «обратную связь»);
• многоканальность (возможно одновременное использование нескольких каналов приема и передачи информации: можно не только слышать, но и видеть собеседника, дотронуться до него рукой — тактильная система, уловить его запах — обонятельная система).
Именно многоканальность делает межличностную коммуникацию, при всей ее кажущейся простоте, крайне сложным и многосторонним процессом. Как писал Ницше, «люди свободно врут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду».
1 Приорам К. Язык мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М., 1975. С. 410.
1.4. Межличностная и социокультурная коммуникация
Следует подчеркнуть, что языковое общение посредством отдельных коммуникативных актов обусловлено прежде всего общественным характером сознания человека и социальным статусом индивида. Из истории известно множество ритуалов, регулирующих межличностное общение между представителями разных социальных групп, на которые накладываются определенные национальные и культурные нормы взаимодействий, сохраняющиеся и в современном информационном обществе. Речевой коммуникативный акт как основа межличностной коммуникации столь же сильно регулируется идеологическими установками и социально-психологическими мотивами деятельности человека. Это естественным образом подводит нас к следующему типу коммуникативных взаимодействий — социокультурной коммуникации.
Коммуникация как передача знания
Что такое знание? Словари и энциклопедии вряд ли помогут ответить на этот вопрос; они предлагают либо логически нестрогие1, либо односторонние определения, ориентированные на какую-то конкретную теоретико-познавательную позицию2, либо — если это философские словари и энциклопедии, — слишком детальные тяжеловесные описания со ссылками на труды разных философов, включающие множество уточнений и оговорок.
_____________________
1 «Знание — состояние, принадлежность знающего что-либо» (Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1976. С. 688). Ясно,
что у знающего что-либо может быть множество других состояний наряду с со
стоянием знания, например у него может болеть голова и т.п.
2 В Советском энциклопедическом словаре дается такое определение зна
ния: «Проверенный практикой результат познания действительности, верное ее
отражение в мышлении человека» (М, 1979. С. 456). Нельзя согласиться с по
добным определением: знание не обязательно должно быть верным — оно мо
жет быть и ошибочным, и не всегда проверяется практикой, а может принимать
ся на веру.
1.2. Коммуникация как передача знания
Для наших целей знание надо рассматривать максимально широко: не только истинное (верное) и не только научное, но и всякого рода мнения и представления, услышанное и увиденное, прочтенное и вспоминаемое, догадки и фантазии — все это также должно быть отнесено к знанию; сюда же, разумеется, следует включить и результаты научных исследований, основанных на продуманной стратегии и отработанной методологии, как и сами применяемые стратегии и методологии. Иными словами, понятие знания в широком смысле состоит из самых разных элементов: это и самые общие знания, разделяемые всеми членами общества или всем человечеством, и специализированные знания, являющиеся принадлежностью определенных социальных, профессиональных или демографических групп, а также субкультурные и даже эзотерические знания, предсталяющие собой строго оберегаемое достояние узких сообществ.
Знание можно рассматривать по отношению к его носителям (и здесь также не нужны ограничения): они могут быть духовными, например человеческое сознание, или материальными и техническими — береста, бумага, глиняные плитки, граммофонные пластинки, компьютерные дискеты, CD, микрочипы и проч. Весьма разнообразны и средства переработки знаний — от человеческого мозга до суперкомпьютеров и других технических средств.
Чтобы наше представление о знании не стало в конце концов бессодержательным от его чрезмерного расширения, надо выделить то общее, что имеется во всех видах знания независимо от их содержания, носителя, степени их распространенности и обстоятельств существования.
Это общее — наличие информации, понимаемой как сообщение (предложение, высказывание), констатирующее наличие или отсутствие определенного состояния дел. Причем не важно, верное («истинное») оно или нет, обосновано рационально или не обосновано, выражено в вербальной (языковой) или невербальной форме, открыто (эксплицитно) или молча (имплицитно) предполагается. Именно информация является ядром всякого знания (понятие информации будет детально рассмотрено далее в этой главе). Пока речь пойдет о более широком понятии знания.
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе
1.2.1
Свойства знания
Знание отличается от всего сущего в силу целого ряда особых, весьма необычных свойств, которые и определяют специфику как его совокупностей, структур, так и связанных с ним форм деятельности. Немецкий философ Г. Шпинер перечисляет восемь таких специфических признаков1, мы добавим к этому списку еще один.
• Главным из признаков знания, отличающих его от других вещей и явлений, является его символический характер, вытекающий из функции репрезентации (представления), свойственной ему в процессе познания. Знание всегда есть информация «о» чем-то, «относительно» чего-то или «по поводу» чего-то. Это «что-то», знанием чего (или о чем) оно является, представляет собой определенное предметное содержание знания. Но знание — не прямое и непосредственное «отражение» этого содержания; в результате познания человек всегда получает не объект как таковой, а его более или менее выраженную (ре)-конструкцию. Возможности и пределы истинного познания изучает философская наука эпистемология (от греч. epistemologia), или теория познания.
Говоря о знаниях, мы имеем в виду когнитивную (от лат. cognitio — познавание, понимание, представление) репрезентацию объектов и явлений внешнего мира, т.е. их представление в сознании человека, или их информационную составляющую. Можно различать «внутреннюю» и «внешнюю» репрезентации. Внутренняя репрезентация — это представление вещи в наших чувствах и сознании, внешняя — представление в других, технических или не технических посредниках — от языка или компьютера. И в том, и в другом случае речь идет о знании.
Можно говорить о репрезентации второго порядка, т.е. о репрезентации репрезентированного, когда имеющееся знание (репрезентация) само требует «репрезентации» для того, чтобы быть переработанным в разного рода технических системах. В этих случаях симво-
1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung der Informationszeitalter. Opladen, 1994. S. 27-28. Изложение идей Г. Шпинера дано по: Ионин Л.Г. Парадоксальный сон. Статьи и эссе. М.: Университетская книга, 2005. С. 107-149.
1.2. Коммуникация как передача знания
лическая функция репрезентации по отношению к «миру» или «реальности» никакой роли не играет. Семантику (т.е. смысл) знаков тогда можно не принимать во внимание также, как и прагматику (отношение знания к тому, кто им пользуется).
Символический характер знания позволяет человеку распоряжаться явлениями и объектами, даже реально не располагая ими. Так, с помощью знания можно манипулировать вещами, удаленными во времени и пространстве, описывать изобретенные или просто нафантазированные вещи и явления. Можно делать вещи осязаемыми путем их описания, обдумывать действие, не совершая его.
• Другой важный признак — непредметный характер знания. В нем, собственно, и заключается нематериальность знания, контрастирующая с твердостью и тяжестью материальных объектов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. По причине своей нематериальности знание в высшей степени подвижно, расположено к перемене места, времени, к изменению собственного состояния. Все это делает знание значительно более легким в обращении, чем предметы, которые оно репрезентирует, представляет.
Непредметный характер знания является основой многих важных дифференциаций: например, различения между материальными и духовными благами, как они определяются в философии, между материальной и духовной культурой, как их трактуют культурологи, или между материальной и интеллектуальной собственностью, как они понимаются у юристов. Во всех трех случаях знание принадлежит к последней категории перечисленных бинарных оппозиций.
По причине своей нематериальности знание весьма уязвимо: оно легко подвергается отрицанию. Отрицание — противоположно направленная информация; в философии, как и в жизни, это называется критикой. Знание уязвимо с точки зрения его содержания, которое может быть искажено путем дезинформации; знание легко проигнорировать. Но в то же время знание практически неуничтожимо1: однажды полученное, открытое, «изготовленно» знание, если оно важ-
1 Информация принципиально неуничтожима. Булгаковская фраза из романа «Мастер и Маргарита» — Рукописи не горят — представляет собой метафорическую версию данного тезиса.
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе
но, может быть уничтожено лишь с огромными затратами средств и усилий. (Это хорошо известно из криминальных романов: для того, чтобы уничтожить знание, мало убить его носителя — надо уничтожить самого киллера, потом заказчика и т.д. и т.д.)
Именно по причине своей нематериальности, несвязанности с определенным местом и временем, знание обретает поистине божественные свойства вневременности, бесконечности существования, потенциальной вездесущности и неограниченной возможности саморепродуцирования, а кроме того еще и возможности воздействия как на человеческий мир, так и на мир физических вещей и явлений.
Один из наиболее интересных способов понимания этих свойств знания предложил выдающийся английский философ сэр Карл Поппер (1902-1994) в своей концепции «трех миров». Согласно его воззрениям, существуют три мира: первый — мир физических объектов или физических состояний, второй — мир сознаний, состояний сознания, третий — «мир интеллигибилий, или мир идей в объективном смысле: это мир возможных объектов мышления»1, т.е., по существу, мир знаний.
Предмет философии — знание, т.е. «проблемы, теории и аргументы как таковые. Знание в этом смысле совершенно независимо также от чьего-либо убеждения или расположения к согласию с ним, или к утверждению его, или к действию. Знание в объективном смысле есть знание без познающего: это знание без знающего субъекта»2. Именно это «знание в объективном смысле», или, говоря другими словами, объективное содержание знания и есть попперовский «третий мир».
Попперовские «три мира» организованы таким образом, что могут взаимодействовать попарно: первый и второй, второй и третий. Первый и третий миры не могут взаимодействовать непосредственно, безучастия второго — мира субъективных идей, являющегося медиумом взаимодействия. Причем совместное действие первого и третьего миров рассматривается Поппером не как воздействие физического мира на мир идей, а наоборот, как воздействие мира абстракции на физическую реальность. Ход его рассуждений примерно таков: невозможно отрицать, что мир философских и научных теорий — третий мир — оказывает на физический мир огромное влияние посредством деятельности «технологов»,
1 Popper K.R. On the Theory of Objective Mind, in: Internationaler Kongress fur
Philosophic Akten. Bd. I. Wien, 1968. P. 26. См. также: Idem. Objective Knowledge.
The Evolutionary Approach. Oxford, 1972.
2 Idem. Epistemology Without Knowing Subject // Philosophy Today. Vol. 2.
L., 1969. P. 228.
1.2. Коммуникация как передача знания
изменяющих физический мир путем практического приложения некоторых следствий из этих теорий. Но это не означает, что на физический мир воздействуют люди (т.е. субъективные идеи — попперовский второй мир), ибо сами индивиды, разрабатывавшие научные теории, не были осведомлены об их возможных последствиях. Отсюда Поппер делает вывод: «Следовательно, эти возможности были спрятаны в самих теориях, в самих объективных идеях, и они открыты в них людьми, которые пытались понять эти идеи»1. Этим утверждается тезис об объективном, независимом от субъектов, существовании третьего мира и о возможности его воздействия на первый мир при участии человека как посредника. Возникает, правда, вопрос: как можно говорить об автономии третьего мира, если известно, что он — продукт человеческой деятельности, произведен человеком. Поппер полагает, что здесь нет противоречия. В соответствии с его позицией, третий мир, т.е. мир знаний, является продуктом человека также, как мед продуктом жизнедеятельности пчел, будучи непреднамеренным результатом его деятельности. Пример — теория чисел. Натуральные числа, говорит Поппер, есть продукт человека, его языка и мышления. Однако существует бесконечное количество таких чисел, которые никогда не назывались человеком и не использовались компьютером, также, как существует бесконечное количество истинных и ложных уравнений с этими числами, не решенных и никогда не решавшихся человеком. Но еще более важным для доказательства автономного существования мира идей является тот факт, что натуральный числовой ряд производит новые и неожиданные проблемы. Эти проблемы автономны, ибо они ни в коем случае не созданы нами, но нами открыты, обнаружены и существовали до этого открытия. Третий мир столь же автономен, объективен, как и первый. Как объективное состояние дел в первом мире не зависит от субъективных состояний второго мира (субъективных значений), так же не зависят от них объективно существующие значения третьего мира (проблемы, теории, методологии и др.): как Христофор Колумб на деле открыл Америку, полагая, что обнаружил Индию, так и знаменитый астроном Иоганн Кеплер в поисках мировой гармонии разрешил физическую проблему, открыв второй закон движения планет, согласно которому они движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце. Все это, считает Поппер, объясняет, почему «третий мир является генетически продуктом человека, хотя по своему онтологическому статусу он автономен»2.
Попперовская философия «третьего мира» как раз позволяет понять поистине божественные свойства знания, следующие из его не-
1 Popper K.R. On the Theory of Objective Mind in: International Kongress fur
Philosophic Akten. Bd. I. Wien, 1968. P. 26.
2 Idem. Objective Knowledge. The Evolutionary Approach. Oxford, 1972. P. 30.
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе
материальности: знание вневременно, ибо, согласно Попперу, проблемы и теории существуют объективно и им, собственно, все равно, когда люди их решат и откроют, да и откроют ли вообще; знание бесконечно, как бесконечен ряд натуральных чисел; знание вездесуще, ибо может актуализироваться или же применяться везде, не изменяя ни на йоту своей собственной природы, и обладает неограниченной возможностью воздействия как на человеческий мир, так и на мир физических вещей.
• Третьей особенной характеристикой знания является его способность быть истинным. Это уникальная характеристика, отличающая знание от вещей и явлений материального мира, индифферент
ных по отношению к истинности. Всякий предмет или явление либо существует, либо не существует, но о них нельзя сказать, что они истинны или ложны. Истинны или ложны наши знания о них. В этом проявляются и сила знания, поскольку оно получает возможность опе
рировать независимо от самих предметов знания, и его слабость, поскольку именно по этой причине оно (в отличие от «неинформационных» вещей, фактов и событий) легко поддается фальсификации.
Теоретико-познавательные характеристики совершенного знания—точность, полнота, обоснованность, рациональность, —хотя и не относятся к свойствам всякого, особенно повседневного, знания1, но приветствуются в любых жизненных ситуациях. Однако при этом надо точно представлять себе, что знание — это не истина. Оно «способно быть истинным» (и с этим обычно считаются даже те, кто ставит искажение знания своей целью), но истинность не является непременным качеством знания.
• Следующий специфический признак знания — его принадлежность к «общественному благу». Его можно включить в юридическую категорию «бесхозной собственности», которой каждый человек мо жет по-своему распорядиться в пределах своих гражданских прав и фактических возможностей. В современном обществе существуют
1 Со времен Платона повседневное знание третировалось философами как «докса» — обманчивое «мнение». Ситуация стала меняться лишь в 20 столетии, когда философы стали всерьез заниматься обыденным знанием и обыденным языком. Выяснилось, что именно обыденность, повседневность является главным источником формирования знаний и образов мира.
1.2. Коммуникация как передача знания
общие и особенные нормы распоряжения знанием. Общие нормы, так называемые информационные свободы — свобода слова, свобода вероисповедания и т.д., — в демократическом обществе гарантированы каждому человеку. Свободы эти могут ограничиваться двояко. С одной стороны, возможны специфические изъятия из общих свобод, определяемые законодательно, с другой — существуют «практики» ограничения информационной свободы, сложившиеся в морали, обычаях и т.п. Особые правила практикуются в разных сферах деятельности; примером их могут служить нормы свободы исследования и преподавания, практикуемые в научном сообществе.
Общественный характер присущ знанию изначально. Даже там, где собственность на знание определяется юридически (например в авторском или патентном праве), бывает очень дорого и трудоемко реализовать соответствующие нормы на практике, как это, в частности, происходит в случае пиратства на видео- и книжном рынках. В современных условиях именно для целей защиты информации разрабатываются многочисленные, крайне сложные и дорогие технические системы, хотя достижения в этом направлении ограничиваются противоположно направленной тенденцией разработки все более сложных технических средств размножения и считывания информации.
Прогресс, таким образом, идет в обе стороны. С одной стороны, выступает изначально присущее знанию стремление к свободе, с другой — ограничение свободы знания в силу различных интересов в разных сферах общества (например, автор обладает правом на защиту своей интеллектуальной собственности, тогда как потребитель — правом на информацию).
• Пятой особенной характеристикой знания является его неотчуждаемость. Экономисты говорят о «нетривиальности» информации как товара, подразумевая под этим парадоксальное свойство знания — его можно отдать, при этом не утратив: то, что человек сообщает другому, становится общим, но при этом не делится пополам. Тот, кто сообщил, не утрачивает того, что он сообщил, его знание даже не уменьшается, а ценность может возрасти. Бывает, что именно широта круга посвященных повышает ценность знания, поэтому ученые или писатели стремятся к публикации своих знаний, делая это даже за собственный счет, а иногда и навязывая свою информацию. Повышение
Глава ]. Коммуникация и ее роль в обществе
ценности знания о товаре при расширении круга знающих — одно из базовых положений рекламной деятельности.
«Не совершенно, но парадоксально человеческое знание, — пишет Шпинер. — Знание можно отдать, в определенных обстоятельствах даже продать, и вместе с тем сохранить его за собой. После сделки человек знает столько же, сколько и до нее. Теряется в конечном счете лишь "эксклюзивность" его знания, а в случае продажи — права на распоряжение им»1.