Тема 2. Политическая система. Политический режим.
Избирательные системы
(2 часа)
1. Сущность, структура и функции политической системы. Основные теории политических систем. Функции и типы политических систем.
2. Политический режим: сущность, виды и типы, критерии классификации.
а) тоталитаризм: характерные признаки и разновидности.
б) авторитаризм: сущность и особенности проявления.
3. Демократический политический режим
в) современная демократия: противоречия и проблемы.
4. Выборы и избирательные технологии.
Вопросы для дискуссии
1. Тождественны ли понятия «политическая система» и «политическая организация»?
2. Что такое политический порядок?
3. Что такое «институализация»?
Темы рефератов
1. Основные теории политических систем.
2. Американская политическая система
Методические рекомендации
1. Категория «политическая система», наряду с категорией «власть», занимает центральное место в политической науке. Появление этой категории связано с развитием системного анализа общества американским политологом Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана американским политологом Д. Истоном в 50-60-х гг. ХХ века. В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы (системный и институциональный).
При системном подходе политическая система предстает в виде искусственно созданного, теоретического, мыслительного конструкта, инструмента, позволяющего выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (партий, государства, профсоюзов, политической культуры и т.д.) При таком подходе политическая система представляется как целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой, т. е. всем остальным обществом через «ввод» - каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» - обратное воздействие системы на среду. Согласно Д. Истону различают два типа входа: требования и поддержка. Обратите внимание, что политическая система в процессе функционирования «перерабатывает» требования и на выходе появляются авторитетные решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов.
Второй подход к рассмотрению политической системы дает более конкретное представление о политической системе, его часто называют институциональным (институт -лат. Institutum - установление, учреждение). Политический институт - это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, партии, общественные организации и др.)
Политическая система - совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.
Рассмотрим структуру политической системы - внутреннее строение, внутреннюю организацию ее основных компонентов. В структуре политической системы можно выделить четыре основных компонента или подсистемы.
Институциональная подсистема состоит из общественно-политических институтов и организаций. Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество. Институтом любой развитой политической системы являются также политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. На политическую жизнь общества оказывают сильное влияние такие элементы политической системы как общественные организации и движения, трудовые коллективы.
Помимо названных существуют и другие звенья политической системы, которые обычно не считают основными, но они занимают в ней значимое место. К ним относятся средства массовой информации, церковь.
Нормативная (регулятивная) подсистема выступает в виде политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы. Функциональная подсистема характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, способы и средства воздействия ее на общественную жизнь. Конкретное выражение функциональная подсистема находит в политических отношениях и политическом режиме.
Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества.
По мнению многих политологов, политико-идеологический компонент включает в себя политическое сознание и политическую культуру. Одной из наиболее существенных характеристик любой политической системы выступает ее жизнедеятельность, которая проявляется в процессе выполнения ею определенных функций.
Можно использовать классификацию современных американских политологов Г. Алмонда и Дж. Пауэлла.
Политическая система выполняет следующие функции:
1. Функция выражения интересов. Политическая система через различные организации должна представлять интересы различных социальных групп.
2. Функция обобщения интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен. Поэтому требуется их обобщение, распределение по степени важности, перевод требований на язык программ и доведение их до власти. Данную функцию осуществляют преимущественно политические партии.
3. Функция выработки правил и норм. Эту функцию выполняют законодательные органы, издавая законы, нормативные документы.
4. Функция применения правил. Выполнение этой функции - прерогатива исполнительных органов, реализующих предписания законодателей.
5. Функция контроля за применением правил. Эту функцию осуществляют судебные органы и органы насилия.
6. Функция политической коммуникации. Она предполагает различные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами и т.д.
Функции политической системы не являются неизменными. Они развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки, политической стабильности.
Далее рассмотрим типы политических систем. Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Альмонд).
***
Существует множество других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из них - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим .
2. Понятие «политический режим» определяет характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). Политический режим представляет собой совокупность форм и методов осуществления политической и государственной власти. Существует неоднозначность в подходах к трактовке понятия «политический режим». Согласно первому подходу, сводящемуся к широкому толкованию этого понятия, политический режим отождествляется с категорией политической системы. Согласно второй точке зрения содержание понятия «политический режим» ограничивается формой правления.
В политической науке одним из первых определение политического режима дал М. Дюверже, а другой французский политолог Ж. Л. Кермонн выделил основные компоненты политического режима: 1) принцип легитимности; 2) структура институтов; 3) партийная система; 4) форма государства.
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: характер и мера осуществления власти; механизм формирования власти; роль идеологии в жизни общества; характер политического лидерства; роль политических партий и т.д. С учетом перечисленных критериев современные политические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные, демократические.
Затем дайте характеристику политическим режимам.
Тоталитарный режим установился в ряде стран в первой половине XX века. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского «totalis», что означает «весь, полный, целый». В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925 году. Тоталитаризм означает полный (тотальный) контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизни и деятельности общества и каждого человека. Тоталитарные режимы чаще всего возникают в чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности, глубокого экономического и политического кризиса в обществе, необходимости быстрого решения стратегических задач.
Затем назовите и раскройте характерные признаки тоталитарного режима.
В политической сфере для него характерны:
1. Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования.
2. Неограниченная никаким законом монополия одной партии на власть. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции.
3. Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть.
4. Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями.
5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.
6. Наличие разветвленной карательной системы.
В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью. В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового политического и социального порядка и создание нового типа личности.
В заключение отметим, что тоталитарная модель общества является тупиковой. Хотя сегодня тоталитаризм и не исчез полностью с политической карты мира. Его черты нетрудно обнаружить в политической жизни ряда развивающихся стран, особенно с режимом единоличной власти.
Затем рассмотрим авторитарный режим, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В конце 80-х - начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки многих из них ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.
В это же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть - со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.
Характерные черты, присущие авторитаризму:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа) и т.д.
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.
5. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов.
6. Отказ от тотального контроля за обществом.
Авторитаризм - неограниченная власть одного или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.
Завершая изучение вопроса отметим, что в период после второй мировой войны и особенно в последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии.
***
3. В первую очередь следует разобраться с понятием «демократия», которое является в политологии одним из ключевых и наиболее распространенным.
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений:
1. Дословно переводится с греческого как «власть народа». Используя расшифровку этого определения американский президент А.Линкольн говорил что, демократия - это «правление народа, избранное народом и для народа».
2. Используется как определение формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству (партийная, профсоюзная, производственная, семейная демократия).
3. Рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этого идеала ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и др.
4. Как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения
Основные черты демократии:
1. Признание народа источником верховной государственной власти, народный суверенитет. Суверенитет народа проявляется в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически их сменять, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).
2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный ограниченный срок.
3. Свободные выборы предполагают соблюдение следующих условий: свободу выдвижения кандидатур, свободу избирательного права, т. е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек - один голос», свободу голосования, понимаемую как тайное голосование и равенство всех в информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании.
4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.
5. Наличие реально функционирующей многопартийной системы.
6. Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти.
7. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получать полное представление о существе рассматриваемого вопроса: право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.
8. Верховенство закона во всех сферах жизни общества, формирование правового государства.
Следует подчеркнуть, что перечисленные черты демократического режима рисуют идеальную модель, которая практически нигде в жизни не встречается.
Далее следует более подробно остановиться на исторических формах и моделях демократии.
В зависимости от того, кто имеет приоритет - личность, социальная группа или народ, выделяют модели демократии: индивидуалистические, плюралистические (групповые), коллективистские. Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает - прямая, плебисцитарная и представительская (репрезентативная)
. Многочисленные научные исследования, осуществленные на Западе после второй мировой войны, выявили целый ряд предпосылок демократии.
Экономические предпосылки демократии:
1. Относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом.
2. Высокая степень урбанизации. Жители крупных городов больше подготовлены к демократии, чем сельское население.
3. Развитость массовых коммуникаций, которая характеризуется распространенностью газет, радио, телевидения.
4. Рыночная, конкурентная экономика. История не знает примеров существования демократии в государствах без рынка и частной собственности.
Социальные предпосылки демократии:
1. Относительно высокий уровень благосостояния граждан. Он позволяет смягчать социальные конфликты, легче достигать необходимого для демократии согласия.
2. Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса и предпринимателей.
3. Грамотность населения, его образованность в целом.
Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом определяется господствующей в обществе политической культурой. На политическую культуру и поведение граждан большое влияние оказывает религия. Религия может как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его. Экономические, социальные, культурные и религиозные факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Однако растущее значение для нее имеет внешнее влияние. Оно проявляется двояко: через прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное и иное воздействие и с помощью влияния примера демократических государств.
***
В современном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. Выборы - это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем через волеизъявление народа. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно- территориальных единиц, выборы местных должностных лиц (мэры, судьи, присяжные и др.)
Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением. Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований.
Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. В основу избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов.
Обратите внимание на то, что принято различать активное и пассивное избирательное право. При это надо отметить, что осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным, избирательное право определяет тип голосования. Охарактеризуйте три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное. Во многих странах существует абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Назовите причины абсентеизма. Приведите примеры.
Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в Конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система. Избирательная система - это порядок организации и проведения выборов, распределения депутатских мандатов. В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная, хотя существуют и другие: смешаная и консенсусная системы.
Подчеркнем важный момент: избирательные системы различаются:
1) по способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти;
2) по количеству партий и их роли;
3) по способу формирования парламентского большинства.
В основу мажоритарной системы положен принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное большинство голосов. Отметим, что различают две разновидности этой системы: мажоритарная система абсолютного большинства (50%+1 голос) (Австрия, Франция, РБ) и мажоритарная система относительного большинства, т. е. больше чем у соперников (США, Великобритания, Канада, Франция и др.). Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволят создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Основным недостатком этой системы являемся то, что она не полностью выражает волю населения.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между голосами и завоеванными мандатами. Выборы, проводимые по этой системе, являются строго партийными (каждая из партий выдвигает свой список кандидатов).
Партийные списки могут быть различных видов:
1. Закрытые партийные списки (Израиль, Греция, Испания и др.). Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком.
2. Открытые партийные списки (Бельгия, Италия, Дания, Австрия и др.). Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразив свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам.
3. Панаширование (смешивание) (Швеция, Люксембург). Эта система позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам.
Главное достоинство пропорциональной системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества. Недостатки - пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию.
В некоторых странах применяется смешаная избирательная система (ФРГ, Литва, Российская Федерация). При такой системе половина депутатов избирается в одноименных округах по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной системе с помощью партийных списков. К достоинствам смешаной системы можно отнести укрупнение политических партий или их блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. Отметим, что в последние десятилетия некоторые организации (ООН, партия «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.
***
В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий:
1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;
2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;
3) агитационно-пропагандистская кампания;
4) голосование и подведение итогов выборов. Затем переходим к характеристике этапов избирательного процесса, причем делаем это на примере Избирательного Кодекса Республики Беларусь.
Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, в которой во многом определяется их подлинно демократический или манипулятивный характер. Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс. К ним относятся:
- наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов;
- уважение в государстве прав человека;
- электоральная (гражданская) просвещенность избирателей;
- демократический характер регистрации избирателей;
- демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий;
- формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом;
- наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами избирательных комиссий.
Отметим, что после проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов начинается избирательная кампания. Избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве. Второй шаг избирательной кампании - выдвижение кандидатов или партий (движений).
Наибольшее распространение имеет выдвижение кандидатов партиями, общественными движениями и организациями, группами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается третий этап избирательной кампании - агитационная (предвыборная) кампания.
На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие возможности убеждать избирателей в своих преимуществах с помощью СМИ, рекламы наглядной агитации, непосредственного личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами в ходе многочисленных поездок по стране или электориальному округу.
Агитационная кампания оказывает большое влияние на решения избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание. Главное условие агитационной кампании - примерное равенство или хотя бы справедливое распределение ее ресурсов среди всех основных конкурентов. Это предполагает: выравнивание избирательных фондов с помощью государственного финансирования; обеспечение приблизительно равного доступа к СМИ; строгий запрет использовать государственные средства для получения преимуществ на выборах.
Отметим, что любые выборы требуют наличия немалых материальных (деньги, помещения и т.п.), временных (время, необходимое для подготовки и проведения выборов, обучение аппарата, печатания бюллетеней и предвыборных материалов, сбора средств и т.п.) и человеческих (люди, участвующие в избирательной кампании) ресурсов. Агитационная кампания завершается за один или несколько суток до голосования.
Голосование и подведение итогов - кульминационный этап избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти. Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный орган начинают подсчет голосов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки.
Контрольный тест № 2. Вариант 1.
1. Что включает в себя понятие «политическая система общества»?
а) партии, профсоюзы, церковь и другие государственно-политические организации и движения, нормы, политические традиции и установки;
б) производственные отношения и экономические законы;
в) сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, в центре которой - проблема завоевания и использования государственной власти.
2. Кому принадлежит фраза: «Демократия - очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего»?
а) У. Черчилю;
б) М. Горбачеву;
в) А. Линкольну.
3. Назовите одну из разновидностей авторитарного режима.
а) итальянский фашизм;
б) советский коммунизм;
в) военный режим.
4. Как называется система способов и методов осуществления власти?
а) политические отношения;
б) политический режим;
в) парламентская демократия.
5. Укажите возрастной ценз для депутатов всех уровней Советов и Президента Республики Беларусь:
1) Президент Республики Беларусь;
2) депутат Палаты Представителей Национального собрания;
3) член Совета Республики;
4) депутат местного Совета.
а) 18;
б) 30;
в) 21;
г) 35. 1_____2_____3_____4_____
6. Подберите понятие к данному определению:«Совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов».
а) избирательная система;
б) политические выборы;
в) избирательное право.
7. Какой принцип избирательного права означает, что избиратели сами непосредственно избирают своих представителей в выборные учреждения?
а) принцип всеобщности;
б) принцип равенства;
в) принцип прямого голосования;
г) принцип свободного голосования.
8. Какой тип избирательной системы используется в России?
а) мажоритарная система;
б) пропорциональная система;
в) смешанная система.
9. Назовите форму партийного списка пропорциональной избирательной системы, где избиратели могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату или кандидатам.
а) закрытые или жесткие списки;
б) открытые списки;
в) панаширование.
10. Кому принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты Республики Беларусь?
а) политическим партиям;
б) общественным организациям;
в) трудовым коллективам;
г) собранию избирателей по месту жительства;
д) сам кандидат подает заявление;
е) избирателям путем сбора подписей.
Контрольный тест № 2. Вариант 2
1. К какой подсистеме политической системы относятся средства и способы реализации власти?
а) институциональной;
б) нормативной;
в) коммуникативной;
г) культурной;
д) функциональной.
2. Кому принадлежит определение тоталитаризма: «Все для государства, ничего против государства!»?
а) Б. Муссолини;
б) И. Сталину;
в) А. Гитлеру.
3. Где в древнем мире существовали города - государства, политически организованные как рабовладельческие демократии?
а) в Египте;
б) в Аттике и Ионии;
в) в Китае.
4. Назовите одну из разновидностей тоталитарного режима.
а) немецкий национал-социализм;
б) военный режим;
в) гражданская диктатура.
5. Укажите возрастной ценз для депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
а) 30;
б) 21;
в) 35;
г) 18.
6. Назовите тип голосования, когда избиратель имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов:
а) альтернативное;
б) коммулятивное;
в) лимитированное.
7. Подберите к данному определению соответствующее ему понятие: «Обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным
а) референдум;
б) апелляция;
в) интерпелляция.
8. Назовите форму партийного списка пропорциональной избирательной системы, которая позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партиям:
а) закрытые или жесткие списки;
б) система открытых списков;
в) панаширование.
9. Какой избирательный порог должна преодолеть партия, чтобы получить место в парламенте России?
а) 2%;
б) 10%;
в) 5%.
10. В какой стране мира введено обязательное голосование?
а) Австрии;
б) Литве;
в) Франции;
г) США;
Контрольный тест № 2. Вариант 3.
1. Что было «руководящим ядром» политической системы советского общества?
а) Политбюро ЦК КПСС;
б) КПСС;
в) КГБ,
2. Что называют классической формой представительной демократии?
а) президентскую власть;
б) партию;
в) парламент.
3. Кому принадлежит определение демократии: «Правление народа, для народа, посредством народа»?
а) А. Линкольну;
б) У. Черчилю;
в) М. Горбачеву.
4. Для какого режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства?
а) демократического;
в) авторитарного;
б) тоталитарного.
5. Подберите понятие к данному определению: «Совокупность правовых норм, в соответствии с которыми политически правоспособные члены организации выдвигают из своей среды определенное число представителей для управления данной организацией и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем ее членам»?
а) избирательная система;
б) политические выборы;
в) избирательное право.
6. Какой принцип избирательного права означает, что голоса всех, кто участвует в выборах, имеют одинаковый вес?
а) принцип всеобщности;
б) принцип равенства;
в) принцип прямого голосования;
г) принцип свободного голосования.
7. Укажите возрастной ценз для депутатов местных Советов Республики Беларусь:
а) 21;
б) 18;
в) 30;
г) 35.
8. Назовите тип голосования, когда у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов:
а) альтернативное;
б) коммулятивное;
в) лимитированное.
9. Каким термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней?
а) праймериз;
б) абсентизм;
в) бойкот.
10. Какой тип избирательной системы используется в Республике Беларусь?
а) мажоритарная
б) пропорциональная система;
в) смешанная система.