Выполнить следующие задания. 1. Учитывая особенности устной речи, в частности, необходимость собеседника, постройте беседу со своим однокурсником (однокурсницей) на одну из предложенных
1. Учитывая особенности устной речи, в частности, необходимость собеседника, постройте беседу со своим однокурсником (однокурсницей) на одну из предложенных тем:
– обсуждение нового спектакля,
– обсуждение новой книги,
– обсуждение премьерного показа фильма.
2. Учитывая особенности письменной речи, продумайте и запишите свою речь, обращенную к аудитории. Тему и состав слушателей определите самостоятельно, аргументируйте выбор речевых средств в соответствии и темой и аудиторией.
3. Прочитайте. Объясните, почему в русском языке ограничено действие фонетического принципа письма.
Фонетический принцип «пиши, как говоришь» является, конечно, самым демократическим принципом, самым легким, самым простым. Выучи алфавит – и дело готово: и читаешь, и пишешь без ошибок, все в порядке. Однако здесь есть одно большое «но». Дело в том, что это совершенно справедливо, пока речь идет о маленькой группе лиц, о каком-нибудь одном говоре, для него это действительно так: как говоришь, так и пиши. Но обычно, по существу вещей, письменность не предназначается для маленького круга лиц. В большом же кругу лиц неминуемо обязательны значительные колебания, и поэтому фонетический принцип теряет весь тот смысл, который ему можно было бы, на первый взгляд, приписать, потому что для громадного большинства людей это будет все-таки всегда: «пиши не так, как говоришь, а как говорит кто-то там где-то».
(Л.В. Щерба)
4. Спишите. Сформулируйте правила написания приставок. Какие написания являются морфологическими, а какие – фонетическими.
Ра…каз ветерана в…волновал ребят. Его во…поминания п…р…несли их в далекие годы Великой Отечественной. Ра…гром фашистов под Москвой, …кружение вражеских дивизий под Сталинградом, н…ступление в районе Великих Лук, п…р…права через Днепр – сколько п…р…жито! Н…всегда останутся в памяти благодарных потомков бе…смертные подвиги солдат, …тстоявших свободу и н…зависимость Родины.
5. Публицисты неоднократно высказывали предложения писать слова рожь, мышь, печь и под. без ь. На чем базируются эти предложения? Какой принцип лежит в основе написания этих слов с ь. Как Вы относитесь к этому предложению?
6. Сопоставьте правописание слов в русском и украинском языке. Докажите, что оно основывается на разных принципах.
По-русски По-украински
расписать, роспись, развалить, розписати, розпис, розвалити,
разграничить; розмежувати;
сделать, сходить, сбить, зробити, сходити, збити,
содействовать, сомкнуть. сприяти, зімкнути.
7. Докажите, что написание морфем в словах посадка, переживание, выступить, понемногу основано на морфологическом принципе. Помните: чтобы доказать, что одни и те же морфемы пишутся одинаково в разных словах, нужно подобрать слова с теми же морфемами.
8. Книга М. В. Панова о русской орфографии называется «И все-таки она хорошая». Согласны ли вы с этим мнением и почему?
9. Прочитайте пословицы об устной и письменной речи. Объясните каждую из них.
Мал язык, да всем телом владеет.
Язык без костей: работает на хозяина и на гостей.
Язык впереди ног бежит.
Язык мой – враг мой.
Язык до Киева доведет.
Держи собаку на цепи, а язык на семи.
Читает-летает, да ничего не понимает
Читай, книгочей, не жалей очей.
Книги читать – не в ладушки играть.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Тема 4. Орфоэпические нормы.
1. Орфоэпия как раздел языкознания. Произношение и ударение как орфоэпические категории.
2. Произносительные особенности гласных звуков русского языка, специфика произношения гласных в словах иностранного происхождения.
3. Орфоэпические особенности согласных звуков.
4. Ударение в русском языке: характер, особенности, тенденции изменения ударений.