Тематика самостоятельных работ. 1.Гегелевское понимание права
1.Гегелевское понимание права.
2.Трактовка Гегелем гражданского общества.
3.Взгляды Гегеля на всемирную историю.
4.Гегелевская концепция государства.
5.Характеристика Гегелем межгосударственных отношений.
6.Отношение Гегеля и Канта к войне /сравнительный анализ/
Задания и упражнения.
1.Какая методология лежит в основе политико-правовых взглядов Г. Гегеля?
- Как Гегель понимал абстрактное право?
3.Как Гегель определял право и стадии его развития?
4.Как Гегель понимал мораль и нравственность?
5.Какие сословия,. по мнению Гегеля, составляют гражданское общество?
6.Какое значение Гегель придавал правосудию как институту гражданского общества?
7.Как Гегель определял государство?
8.Какие формы государственного правления выделял Гегель и какую из них считал идеальной?
9.На какие ветви расчленяет власть в государстве Гегель?
10.Почему Гегеля относят к приверженцам этатизма?
11.Почему Гегель выступал против идеи вечного мира?
Третье занятие.
1.Политико-правовое учение И. Г. Фихте.
2.Теоретические основы исторической школы права.
3.Вклад представителей немецкой классической философии в развитие европейской политической и правовой культуры.
Термины:
Эфорат– согласно И.Фихте, постоянная контрольная надзирающая власть, избираемая самим народом. Идея оказалась нереалистичной.
Историческая школа права – направление в юридической науке, выступавшее против идей естественного права, утверждавшее первичность исторически складывающегося права по отношению к законодательству. Принцип историзма рассматривался как единственный критерий подлинности и правильности права. Ко всяким законотворческим новшествам и предложениям отношение было скептическим: право живет автономно и независимо от деятельности законодателя, создается не кабинетным путем, а объективным процессом жизни общества.
Народный дух – одно из положений исторической школы права, считавшее источником развития права характер народа, связь права с культурой конкретного народа, проявлением внутренних сил народа.
Персоналии:
Фихте Иоганн Готлиб (1782 – 1814)–известный философ, общественный деятель. Предметом его исследований наряду с другими проблемами была теория права, учение о морали, вопросы государственности. Он выводит государственность из идеи общественного договора, заявляет, что народ - высшая государственная инстанция, называет три фактора стабилизирующих государство: договор о защите, договор о собственности, договор об объединении. В работе «Замкнутое торговое государство»(1800) он рисует картину идеального государства. Оно основано на частной собственности, создаваемой личным трудом
Гуго Густав (1764 – 1844)–основатель исторической школы права. Автор работ: «Учебник по истории римского права», «Учебник естественного права, или философия позитивного права», «Учебник по курсу цивилистики» и др. Он полагал, что право развивается само собой, подобно языку и общественным нравам, вне приказов, но всегда сообразно с обстоятельствами. Оно создается не только (и не столько) благодаря законодательству, сколько путем стихийного образования норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их соответствия национальному духу.
Савиньи Фридрих Карл(1779 – 1861)–профессор Берлинского университета, автор работ «Право владения», «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению», «История римского права в Средние века», «Система современного римского права». Трактовал право как историческое проявление народного духа, не зависящее от какого-либо произвола, как его органический продукт. Выделял этапы исторического развития права: а) природное право; б) научное право (юристы здесь выступают не как творцы права, а только как выразители народного духа; в) этап законодательства (юристы готовят законопроекты, переводя в форму статей закона, продукт внутренних сил народа). Таким образом, Савиньи обосновал идею преемственности права, поэтапного его развития.
Пухта Георг Фридрих (1748 – 1846)–профессор Берлинского университета, ученик Савиньи. Основные труды: « Обычное право», «Курс институций». В них он сформулировал и обосновал следующие выводы: 1) принцип историзма призван преодолеть просветительское или естественно-правовое понимание права и заменить его представлениями, определяемыми правосозданием данного народа; 2) право – часть народной жизни, выражающая характер его культуры. Историчность права означает его органическую связь с жизнью народа и поступательный характер развития самого права; 3) каждое правовое установление имеет свое время. Его нельзя произвольно и искусственно заменить новыми законами. Право живет автономной от законодателя жизнью.
Литература.
Антология мировой политической мысли. Т. 3.: Гуго Г. Учебник по курсу цивилистики. Пухта Г. Энциклопедия права. Савиньи Ф. О призвании нашего времени к законодательству и правоведению.
Ефимова Е. В. Общество и государство в политической философии И. Г. Фихте//Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. 1999, №1.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.. 2003
История политических и правовых учений. Учебник под ред. В. С. Нерсесянца, гл.15.
Марченко М. Н., Мачин И. Ф, История политических и правовых учений. Учеб. Гл. 15.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений, гл. 15, §2
Фихте И. Г. Сочинении. Работы 1772-1801 гг. – М., 1995.
Чесноков Г. Д. И. Г. Фихте-философ и человек // Соц.-гум. знания, 2000, №1
Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. – М.,1989.