Изменения в быту после Петровских реформ
Изменения в экономике, сословной структуре, в государственном управлении, внешней политике и развитие нового типа города – регулярного привели к переменам в быту русских людей. Наставления в новых формах поведения для дворянской молодежи стало «Юности честное зерцало» - сборник европейских правил общения и норм поведения. Запрещались старые формы этикета: земные поклоны, уничижительные наименования (например: «нижайший холоп»). Образцы личной и деловой переписки содержались в книге «Приклады, яко пишутся комплименты». Для дворянского сословия обязательными стали новые формы сословного общения: ассамблеи, маскарады, визиты. В 1723 г. Синод приказал устраивать ассамблеи в монастырях. Участие в массовых увеселениях женщин было обязательно. Запрещалось ношение старой долгополой одежды, начесанных волос и бород. С развитием регулярной архитектуры города появились обязательные парковые прогулки. Интерьеры домов и их архитектура устраивались на западный манер.
Петровские реформы приобщили русское общество к западноевропейской культурной традиции. Образование приняло светский характер и было обусловлено потребностями армии и флота. Идеологию «Москва – третий Рим» сменили идеи Просвещения. Но обозначился разрыв между культурой верхов и низких сословий. Новые преобразования встречали сопротивление со стороны части общества.
В 1786г. был издан Устав Народных училищ, первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в конце 50-хгг. Пажеский корпус. Где готовили к придворной службе; в 1764 – Воспитательное Общество благородных девиц при Смольном монастыре, в 1731г. –Шляхетский корпус для подготовки офицеров. Организация среднего и высшего образования была тесно связана с образованием Академии наук. В нее входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса – математики, физики и гуманитарный. В 1755г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет. Он имел философский, юридический и медицинский факультеты.
Книгоиздание. В 1708-1710гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, были введены гражданская азбука и гражданская печать, что способствовало увеличению издания светских и учебных книг. Для народных училищ издавались “Азбука”, книга Ф. Прокоповича “Первое учение отрокам”, “Арифметика” Л. Магницкого, “Грамматика” Смотрицкого М. Книгоиздательская деятельность расширилась со второй половины XVIII века. Большая заслуга в этом принадлежала представителю русского Просвещения Н.И. Новикову. Примерно 1/3 издаваемой в конце XVIII века литературы была издана в его типографиях. Издавал Новиков и учебники. Ранее в России при царском дворе издавалась рукописная газета “Куранты”, информировавшая правительство о зарубежных новостях. Первой русской печатной газетой стали “Ведомости”, где публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах, иностранные хроники.
Литература. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковно-славянский язык. Основными литературными жанрами в XVIII веке были: сатиры, оды, басни. Эпиграммы. В этих жанрах писал русский поэт и просветитель Антиох Кантимир (1708-1744). Он входил в кружок Ф. Прокоповича, так называемой “Ученой дружины”. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантимира. Он активно занимался и переводами – Перевод трактата Б. Фонтенеля “разговор о множестве миров” сиграл значительную роль в разработке русской научной терминологии. Кантимир ввел такие термины как “начала”, “принцип”, “наблюдение”, “плотность”, “вихрь”. Поэт В.К. Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” он сформулировал принципы стихосложения. Основоположником русской драматургии принято считать А.П.Сумарокова (1717-1777) – автора первых комедий и трагедий, директора Российского театра в Петербурге. Для него характерны разные жанры: лирические песни., оды, эпиграммы, сатиры и басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма. В последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества Г.Р. Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. Самая известная его ода “Филица” повещена идеи сильной государственной власти. В ней он показывает образ идеального монарха. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях “Бригадир” и “Недоросль” Д.И.Фонвизин (1744-1792), произведения которого положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе. Н.М.Карамзин – основоположник русского сентиментализма. (Сентиментализм – направление в литературе и искусстве в конце XVIII –начале XIX века, провозглашающий культ чувств и природы). В сентиментальном стиле написаны Карамзиным повести: «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья – боярская дочь». Н.М.Карамзину принадлежат также «Письма русского путешественника», и «История Государства Российского» в 12 томах.
Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру и строительство, что было обусловлено требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российского государства. Правительство финансировало крупные постройки. Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, Коллегий потребовало нового типа построек. Строительство в Москве отличалось разнообразием архитектуры городских зданий. Наиболее знаменитыми строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где в начале помещался Московский университет. Достопримечательностью Москвы стал: Странноприимный дом Н.П.Шереметьева., украшенный двойной колонной в центре, выгнутой навстречу зрителям. В Храмовом зодчестве начала 18 века особо следует выделить церковь Архангела Гавриила – Меншикова башня в Москве, построенная в 1705-1707гг. русским архитектором И.П. Зарудным Традиционная композиция церкви – восьмерик на четверике – сближает ее с постройками 17 века, но завершение в виде шпиля высотой 30м со скульптурой ангела и обильные лепные украшения в стиле европейского барокко говорят о новых тенденциях в архитектуре 18 века – соединение самобытных черт русской православной культуры и элементов европейского искусства. В 50-гг 18 века одним из самых известных зодчих был Д.В.Ухтомский (1719-1774), который возглавлял архитектурный надзор за строительством в Москве, но и развивал архитектурную деятельность. По его проекту Триумфальные Красные ворота в 1753 году были заменены каменными, с композицией в виде Триумфальной арки с тремя пролетами, были украшены скульптурными фигурами, группами колонн, декоративными вазами. Одним из значительных произведений Ухтомского стала Колокольня Троице-Сергиевой лавры. Она отличается многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. В 1749году Ухтомский организовал в России первую Архитектурную школу. Петровская эпоха характеризуется прежде всего строительством новой столицы Петербурга с 1703г., для чего были приглашены иностранные зодчие Доминико Трезини, Бартоломео Рострелли. На первом этапе строительства руководил Трезини –швейцарец, приехавший в Россиию в 1703г. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами. Трезини выступил автором типовых проектов жилых зданий трех категорий: для «Именитых граждан» – каменных, для «зажиточных и подлых» - мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля – здание Двенадцати коллегий. Самым значительным сооружением Трезини был Петропавловский собор в Петропавловской крепости. Его отличала колокольня с высоким узким шпилем. Расцвет русского барокко связан с деятельностью отца – сына Растрелли. (Барокко – художественный стиль, получивший распространение в конце 16 – сер. 18вв. сначала в Италии, затем во Франции и других европейских странах. Отличался от стиля Возрождения и классицизма 18 века декоративной пышностью, сложными формами). Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) – итальянский скульптор с 1716года работал в Петербурге и принимал участие в декоративном оформлении Петергофа. Его сына Бартоломео Растрелли (1700-1771)в России звали Вафоломеем Варфоломеевичем и считали русским архитектором. Стиль его зодчества – Русское барокко, соединившее в себе русские и западноевропейские черты. Он является автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе. В 60-егг 18 века. На смену русскому барокко в зодчестве пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в нач. 19 века. (Классицизм – направление в европейском искусстве 17-нач.19вв,для которого характерны рационализм. Нормативность, стремление к простоте стиля и монументальности. В основу эстетики стиля положены принципы рационализма Р.Декарта, которые определяют взгляд на художественное пространство как на сознательно сотворенное и разумно организованное подражание природе, при котором искусство призвано выявлять идеальную закономерность мироздания. Стили Классицизма делятся на Высокие – трагедия, ода живопись, мифологические и религиозные сюжеты, исторические темы; и низкие – комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет). В стиле Классицизма работал В.П. Баженов (1737-1799). Им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Отличительными чертами его архитектуры являются смелость композиции, сочетание западного и русского стилей. Как архитектор городских построек известен М.Ф.казаков (1738-1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам были построены Сенат в Московском Кремле, Голицынская больница, Петровский дворец, построенный в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с колонным залом. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу. Особенно проявился классицизм в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные, изящные дома с колоннами, вписанность в ландшафт. Отличительная черта классицизма – ансамбль, организация пространства: строгая симметрия. Прямые линии, ряды колонн. В этом отношении ярким примером является Дворцовая площадь архитектора К.И. России (1775-1849) в Петербурге. Росси завершил формирование Сенатской площади.
Изобразительное искусство. В 18 веке. Претерпевает изменение живопись и скульптура. Это время расцвета портретной живописи. Русский портрет сохранил свою самобытность, но одновременно воспринял и европейские черты. Наиболее известные художники петровского времени – Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (1690-1742), которые получили художественное образование за границей. Матвееву принадлежат первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». Для живописи Никитина характерно обращение на индивидуальные черты модели («Напольный гетман», «Петр 1 на смертном ложе»). К концу 20-х гг. наметился перелом к придворному направлению живописи, обращение внимания художников на развитие личности. Эти черты характерны для работ А.П.Антропова, Ф.С.Рокотова, Д.Т.Левицкого, В.Л.Боровиковского, скульптуры Ф.И.Шубина и М.И.Козловского. Портреты Алексея Антропова (1716-1795) сохранили связь с парсунной живописью, но с обязательным интересом к характеристике в портрете человеческой личности (Портрет Петра 1). Дмитрий Левицкий (1735-1822)- создал серию парадных портретов - от портретов Екатерины П до портретов московских купцов. В его произведениях сочетаются торжественность изображения и богатый орнамент. В конце 18 века. Формируется одна из богатейших художественных коллекций – Эрмитаж, в основе которого – собрание картин западноевропейских мастеров с 1764г. Екатерины П. Это собрание было открыто для публики в 1852г. Развитие культуры в России 18 века подготовило расцвет русской культуры 19 века.