II Сущность Петровских реформ

v Стрелецкие бунты

В 17 век ( век разгара кризиса), русский человек ждал конца света. Люди бросали работы, начали строить гробы. Церковь в это время выпускала бумаги, по которым это все обсуждалось. Конец света назначали на 1699 год. В это время из-за границы возвращается Петр. Именно в этот момент, Петр вводит новое летоисчисление =>в таких поступках заключались его реформы.

Петр реформировал сознание русского человека.

v Заграничные поездки Петра

Петр был первым из русских царей, который выехал заграницу. Он поехал туда учиться, уезжая, он видел, что в стране идет религиозная война. Царевна Софья обострила эту ситуацию. Петр заграницей читает и изучает книги по этому вопросу: о веротерпимости, об отделение церкви от государства. В Европе все это было уже сделано.

По приезде Петр объявил о веротерпимости. Он велел строить церкви лютеранцев, а старообрядцам разрешил уехать в Сибирь.

Все эти заграничные поездки дали Петру новые решения проблем. Петр перестраивает сознание и культуру.

Петр вводит новый гражданский алфавит, цифры.

v Старая идеология ( семиотический подход к изучению истории) и замена ее новой

Он вводит понятие «отечества» - на исторический взгляд социума в определенном смысле играет семиотическая обусловленность восприятия: Петр –«отец отечества», т.е. патриарх. То что, Петр отделил церковь от государства, это было вторжением светской власти в церковное управление- проявление антихристов духа. Петр обвинялся в том, что самовольно восхищал на себя святительскую власть, именовался «отец отечества». Петр как бы публично объявлял себя богом, заявлял о себе как о боге - если не прямо лингвистически, то семиотически.

Также были случаи, когда сподвижники Петра ставили его портрет в красный угол, облабзовывали его и поклонялись ему. Церковный язык употребляли в непотребных ситуациях. Петр повелел называть его без отчества, а для русских людей того времени, это значило, что без отчества себя именовали только святые. Он вводит европейские платья – «Петр нарядил людей бесом». Русское платье воспринимается в петровскую эпоху как маскарадное. Более того, Петр выводит русскую женщину из терема, переодевает в европейскую одежду, говорит, что нужно ходить на балы, образовываться. Ему нужна был образованная Россия, а образовывать должна была женщина. Петр игнорировал «родной язык» и считал правильным западный.

v Концепция Москва –Третий Рим, начало новой петровской идеологии

Титул императора + «отец отечества» + «великий», - все эти три наименования отчетливо указывали на римскую традицию. Само обращение к Риму как к идеалу государственной мощи было традиционно для русской культуры.

Царь этимология к «цъсаръ», равнозначно императору ( пер. с нем.Kaiser –«имепратор», также восходящее к имени цезаря.

Идея Москва-Третий Рим:

1) Высшие духовные ценности, благочестие и мощь Москвы.

2) Теократический аспект-время войн, воровства чужих достижений.

А) Иерусалим( благочестие и священство) идеал будущего

Б) Рим (власть и царство ) развития Московского государства

Символ Византии распадается на два символических образа:

-Константинополь понимается как новый Иерусалим-святой, теократический город и вместе с тем как новый Рим - имперская, государственная мира. Обе эти идеи и находят

воплощение в осмыслении Москвы как нового Константинополя или третьего Рима.

Ассоциация Петербург- Новый Рим.

-Герб Петербурга находит в себе мотивы герба Ватикана.

Пример: ключи перекрещенные (Рим)- якоря(Россия). Парадизм Петербурга святость города, т.к. в центре города апостолы.

Апостол Андрей воспринимался более национальным для России(орден Андрея Первозванного. Андрей был призван Христом раньше Петра. Флот получает Андреевский флаг.

v Сущность петровских реформ.

1) Россия благодаря флоту стала открыта европейским гос-вам.

2) Петр строит новую столицу. Он переносит ценности со всего света в Петербург:

-мощи Ал. Невского (Из Новгорода)

-Новая Голландия в центре Петербурга

- Васильевский остров (линии, каналы Венеция)

3) Петр не только построил 4 ый Рим, он построил Мировую столицу.

v Результаты Реформ в области культуры:

1)Первая газета («Ведомости»1703г)

2) издавались первые светские книги (насильно). Петр заставлял переводить книги.

3) Появление профессионального театра.

4) Появляются первые писатели, первые образцы русской литературы. В рез-те культура стала сама себя описывать в литературном дискусе благодаря реформам Петра.

Вопрос №2: Русский классицизм: мировоззренческие основания классицизма и их трансплантация в русскую культуру, основные идеи и образы, система жанров.

IФилософия эпохи классицизма

18 век – век философии.

Просвещение

Тотально все были увлечены философией. Главная идея времени – построение идеального гос-ва и идеального человека.

Ответ на вопрос: Почему в мире так много зла?

1)Изначально мир прекрасен, т.к построен божественным разумом

2) Человек: склонен к заблуждениям, к ошибкам.

=>Нужно просветить разум человека

Так возникает культу разума и науки(Карл Линней).

3) Построение гос-ва: а) «единственный человек» (обладал и пользовался своими естественными правами: свобода и равенство). Б) теория общественного договора (о вступление в общество, народ как суверенное гос-во заключает с властью договор). Власть заботиться о человеке и стране, человек уступает частичку своих прав, но остается равным и свободным. => Люди вначале избирают =>вертикаль власти(чиновники, дума).

ð Подлинный хозяин гос-ва весь народ. Вертикаль власти – слуги народа, и они между собой заключают договор.В) Как заставить служить народу?

ð Нарушение договора: если власть нарушила договор, то народ имеет право судить такую власть( не прибегая к революции). Этот пункт был создан для припугивания власти.

4) Философия и лит-ра:

А)Вся литра времени имеет философский хар-р:

Пример: Д. Депо « Робин Крузо» 1719 г.- философский роман.

Б)тяготение к проблемам гос-ва: Всю лит-ру пронизывают идеи гос-ва.

II Русский классицизм

1) Процесс «трансплантации»: Д.С. Лихачев: « Явление должно быть востребовано в этой стране при перенесении, оно меняется, приспосабливается, иногда и погибает».)

Перевод на языки русской культуры и ментальности.

В европейской оде Furor Poetienc формула => В Европе античность была актуальна, к тому же языком церкви, науки и образования была латынь.

Первый и Второй поэты классицизма Тредьяковский и Ломоносов привезли другой перевод : Тредьяковский « Трезвое пьянство» А) религиозный экстаз Б) перевод на язык культуры

Ломоносов: « Восторг»А) религиозный экстаз, «наружу вознесение души из пепла»

Б)Церковный славянизм знакомый русскому человеку

2) «Проблема литературного покоя».(Ш. Бурдье)

Литературное поле – это такое пр-во , в котором действует лит-ра.

Необходимо для лит-ого покоя :

А) автор

Б) писатель

В) издатель

Г) критик

Д) Лит-ный язык

Отцы основатели русской лит-ры( Тредьяковский, Ломносов). К тому же, они занимались проблемой создания русского лит-ого поля.

Ломносов создал:

1) Систему стихосложения – создание стиха было крайне необходимо, потому что русского стиха не было. Он предлагает создание своей системы стиха. Он указал все окончания, спондей, пиррихий. Но не указал только гипердактилистическое(20 век). Весь 18 век русские поэты писали с переходом от силлабики к силлаботоники ( по Тредьяковскому), а Ломоносов предложил окончательный вариант.

2) Орфография русского языка 1759г. – нужен лит-ный язык русскому язык новому человеку. Русского лит-ого языка не было, потому что вместо лит-ого языка занимал церковнославянский. Не было грамматики. Ломоносов озадачился проблемой разрушения русского языка, было много иноязычной лексики. Главная идея Ломоносова состояла в создании нормативной грамматики. Он взял за основу церковнославянский я зык, его грамматику. Он создает идеальную модель языка, описывает все. Его российская грамматика появилась в 1759 году. Церковнославянский как бы наша античность.

3) Жанры и мотивы: Торжественная и духовная ода: Вносит в русскую поэзию определенную тему – религиозное творчество. Духовная ода – это переложение псалмов или текстов священного писания: Пр. «Вечернее размышление о божьем Величестве»

4) Темы

5) Концепцию русского поэта:

а) Гражданское назначение поэта ( стихотворении « Разговор с Анакреоном»). Поэт легкой поэзии воспевает женщин, вино, любовь. Смысл гражданской поэзии – гражданин страны, своего гос-ва. Сакральный смысл поэзии – « Устами движет Бог». Цитата из Библии Ветхого завета Пророк Моисей: « Поэт - пророк».

РУССКАЯ ОДА:

Лит-ное поле для оды:

1) Европейская ода: восходит к античности=> латинская ода опиралась на латынь =>языческая образность

2) Русская ода: восходит => опиралась на церковнославянский язык => христианская образность. Русская одна –религиозный текст.

Исторические труды Ломоносова: культуре необходима национальная память, без памяти нет будущего. Русской истории занимались академии. В академии на то время были немцы. Академики- немцы были воспитаны в своей традиции: в хрониках, а не в летописях. Например : главной идеей Миллера была Норманнская теория ( о призвании норманнов на территорию Руси). Ломоносов написал огромный труд по истории от сонования до 16 века.

Наши рекомендации