Структура политического поля.

Под политическим полемпонимается пространство политических позиций в данном обществе и объективных связей между этими позициями, специфических для каждого поля капиталов и ресурсов, а также пространство политических агентов, занимающих те или иные позиции в политике.

Агенты, действующие в пределах политического поля (партии, группы интересов, группы давления, СМИ и т.д.), представляют собой некое подобие социальных «магнитов», а их позиция и потенции – подобие давления силового поля. Занимая, выбирая и используя определенные позиции, агенты борются в политическом поле за некие блага – статус, признание, легитимность, власть; за позиции доминирующих и влиятельных групп.

Конструирование относительно автономной системы политического производства и обмена ( политических отношений) означало бы установление (определение) позиции, распределение агентов (группы) по позициям и обнаружение их позиционных свойств. Свойства, в свою очередь, способны придавать своим владельцам (носителям) силу и власть в данном поле. С этой точки зрения позиция есть объективированное распределение власти, активированной в каждом отдельном поле. Позиции и позиционные свойства агентов, которые выступают как носители силы и власти в этом поле, составляют его внутреннее пространство.

Взаимодействующие и противоборствующие агенты и группы агентов определяют соответствующим образом свое место в силовом поле социального пространства благодаря «социальному капиталу», под которым понимается всякая социальная энергия, способная производить эффекты и активировать (производить) свойства агентов, придавая им силу и влияние в поле и способность занять в нем ту или иную позицию. Капитал – это то, что люди ценят и за что борются, это одновременно ресурсы, инструменты и место в поле конкурентной борьбе, которые различные политические агенты и институции аккумулируют в процессе борьбы ценой групповых усилий и специфических стратегий.

Практические группы в политическом поле – это исторически определенные коллективы агентов, мобилизованные в коллективное существование из разрозненного существования индивидов для совместной борьбы и обладающие единством действий. Невладение экономическим капиталом и позиция подчиненных в поле экономики и в поле классов (что характерно, как известно, для лиц наемного труда) могут быть компенсированы мобилизацией в группу политического профиля и концентрацией специфического капитала в виде институции – партии массового типа.

Каждому полю соответствует свой капитал: экономическому – экономический, культурному – культурный, полю политики – политический капитал. Универсальной формой капитала является символический капитал, основанный на репутации, на представлении, на публичном мнении. Символический капитал – форма, которую должны принять различные виды капитала для того, чтобы их воспринимали и признавали как легитимные.

Прежде чем стать экономическим капиталом, в поле экономического производства должны быть осуществлены операции по «мобилизации веры» в ценность экономических стоимостей (например, с помощью рекламы), в литературно-художественном поле – в ценность того или иного жанра или стилистического приема, в поле политике – в ценность демократических процедур и, в частности, в ценность общественного мнения.

Спектр политического поля.

Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.

Политические идеологии в целом подразделяются на три большие группы: левые, правые и центристские. К правым относят фашизм и консерватизм, центр представлен либерализмом и социал-демократией, а в левой части спектра располагаются социализм, коммунизм и анархизм. Крайний левый фланг спектра занят анархизмом, а крайний правый — фашизмом.

Термины «правый», «левый» и «центр» не имеют четкого определения, однако широко используются для обозначения позиции, которую занимают различные идеологии в отношении политических, экономических и социальных изменений. Правые исторически изменениям противятся, предпочитая следовать сложившимся традициям, сохранять установившийся порядок вещей. Левые, напротив, приветствуют изменения как необходимый элемент развития, призванный улучшить условия человеческого существования. Центр политического спектра также ассоциируется с изменениями, однако желает проводить их постепенно в рамках существующей экономической и политической структуры, той самой, которую левые рассматривают как препятствие к построению более совершенного общества.

Понятие политического спектра применимо к идеологиям, но не к политическим системам или практике политических действий, с которыми идеологии могут ассоциироваться. И коммунизм, и фашизм, расположенные на противоположных флангах политического спектра, ассоциируются с тоталитарной политической системой, в рамках которой граждане лишены многих гражданских и политических прав, а свобода личности приносится в жертву общественным интересам, как их определяет государство. Между тем природа общества, с которым ассоциируется каждая из этих двух идеологий, совершенно различна.

В большинстве исследований политический спектр — способ моделирования различных политических позиций путём расположения их на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты.

На простейшей классической оси «право — лево» коммунизм, анархизм и экологизм обычно располагают на краю слева, социализм (социал-демократия) — слева от центра, либерализм — в центре, консерватизм — справа от центра, а национализм и фашизм — на крайнем правом фланге.

Однако исследователи часто высказываются о том, что простая ось «лево — право» не успешна в описании существующих различий в политических убеждениях, и поэтому часто используются иные оси. Игнорируя различия в названиях противоположных полюсов осей в исследованиях, чаще всего можно наблюдать двухосную модель, в которой одна ось представляет культурные аспекты, а другая — политические. Каждая из осей имеет два полюса: индивидуализм и коллективизм. В то время как левых относят к индивидуалистам по общественным и культурным вопросам, и к коллективистам по отношению к экономическим вопросам, правые — коллективисты в вопросах культуры и общественной жизни, и индивидуалисты в вопросах экономики.

Наши рекомендации