Социологические трактовки власти.

социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.

В самом общем виде власть означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими, способность осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать влияние на их поведение, используя авторитет, право, насилие и т. д.

Социологический подход рассматривает власть как взаимодействие, по крайней мере, двух сторон – субъекта и объекта власти.

М. Вебер определял власть как способность и возможность одного лица в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других лиц. В основе власти лежат отношения господства и подчинения. Субъект власти – это тот, кто господствует, влияет на других и добивается поставленных целей. Объект власти – это тот, кто подчиняется, выстраивает своей поведение в зависимости от содержания и направления властного воздействия.

Т. Парсонс считал, что в качестве субъекта власти может выступить не только личность, но и группа лиц. Он обратил внимание на то, что власть способна принимать решения и добиваться их выполнения путем мобилизации ресурсов общества на достижение поставленных целей.

Иначе подходит к изучению власти М. Фуко, чьи взгляды оказали существенное влияние на феминистский дискурс. Он делает акцепт на микрофизике власти, интерпретируя ее как бессубъектный капиллярный механизм контроля, проникающий во все ткани социального целого. Как движение является атрибутом материи, так и власть атрибутивна человеческому действию. Рассматриваемая на уровне микрофизики социального, власть не является собственностью, достоянием или монопольным правом на ресурсы; она не тождественна способности субъекта к покорению другого. Власть диффузна и редко выражается в связном систематическом дискурсе. Она являет себя в многообразных приспособлениях, однако не может быть сведена к локусу конкретного социального института, даже государственного аппарата. Последний лишь обращается к ней, использует или насаждает некоторые ее методы. «Власть производит знание», которое ее оправдывает и делает общественно признаваемой. Фуко утверждает, что «нет ни отношений власти без соответствующего образования области знания, ни знания, которое не предполагает и вместе с тем не образует отношений власти» (Фуко 1999: 42). Другое дело — исполнение власти. Власть исполняется в виде стратегии действия.

3. Теоретический анализ власти в обществе.

Социологическое понимание строится на анализе власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода неоднозначно.

Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс) - власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено выполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых. Интеграция различных элементов системы осуществляется социальным действием, поэтому подход Т. Парсонса часто называют теорией социального действия. Согласно функциональному принципу власть выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для достижения общих целей.

Социальная конфликтология(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) власть – отношения господства, подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством. Социальное неравенство не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и дополняется профессиональными, этническими, половозрастными, региональными, культурными различиями. Поэтому точнее было бы сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство.

Французский политолог М. Дюверже выделяет два элемента внутри власти: «материальное принуждение» и убеждение, веру со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. Отмечая наличие двух элементов власти, М. Дюверже подчеркивает, что осуществление власти опирается на насилие и на верования субъектов политического процесса, прежде всего на их веру социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага.

Власть как общественный феномен имеет ряд «измерений», т. е. она, во-первых, выражается в функционировании определенных институтов (государственных, общественных), во-вторых, связана с деятельностью лидеров, элит, масс, в-третьих, опирается на систему средств и методов властного воздействия (это основания и ресурсы власти), в-четвертых, характеризуется изменениями (например, снижением легитимности, эффективности, изменением соотношения функций законодательных и исполнительных органов), в-пятых, проявляется в результатах (последствиях) ее реализации.



Наши рекомендации