Вопрос 1. «Структурные элементы и механизмы функционирования политических систем».
При изучении первого вопроса– «Структурные элементы и механизмы функционирования политических систем» -следует иметь в виду, что понятие «политическая система» относится к числу наиболее широких категориальных понятий в политической науке. Это понятие введено в научный оборот американским политологом Д.Истоном и используется для системного описания политических явлений, процессов, структур в их взаимосвязи и взаимодействии как друг с другом, так и с окружающей средой. Благодаря этому понятию политическая жизнь общества предстает как определенная устойчивая целостность. Как интегральная совокупность структурной, организационно-институциональной и функциональной сторон политики.
Подобно тому, как в экономической системе центральным элементом является собственность, стержнем политической системы, определяющим ее сущность, природу, структуру и границы, является политическая власть. В то же время было бы неверным сводить политическую систему только к системе политических (прежде всего государственных) институтов и существующих между ними взаимоотношений и зависимостей. Понятие политической системы много шире и охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки политических проблем, на выработку и реализацию решений в сфере политико-властных отношений.
Будучи сверхсложной системой, политическая система распадается на ряд ее структурирующих подсистем, среди которых следует различать:
· институциональную подсистему(политические учреждения и институты);
· коммуникативную подсистему(политические взаимосвязи и взаимодействия);
· нормативную подсистему(политико-правовые и нравственно-этические нормы и правила);
· политико-идеологическую подсистему (политическое сознание и политическая культура);
· функциональную подсистему(политические «технологии» и инструментарий отправления власти).
В структуре политической системы принято выделять и подсистемы трех уровней власти и политико-властных отношений - двух институциональных: высшего или верхнего (мегауровень или мегавласть) и среднего или промежуточного (мезоуровень или мезовласть), и третьего нижнего, массового (микроуровень или микровласть).
Для того чтобы четко представлять себе механизмы функционирования политической системы, необходимо исходить из того, что эта система сродни кибернетической и, как таковая, погружена в среду (т.е. социум), который поставляет ей все необходимые ресурсы для развития. Учитывая это непрерывное взаимодействие системы и среды, следует разобраться с тем, что питает систему на «входе» (требования и поддержка), и что имеется на «выходе» (практические политические решения и действия).
В равной мере, требуется усвоить какими «способностями-возможностями»должна обладать система для того, что бы адекватно реагировать на вызовы среды и обеспечивать свое выживание. И при каких условиях она теряет свою эффективность и рано или поздно разрушается.
Особого внимания заслуживает вопрос о типологической множественности политических систем. Среди всего многообразия существующих в этой области подходов первостепенное значение имеет уяснение типологии с позиций «теории развития» и связанных с ней понятий «политические изменения» и «политическая модернизация».
В том числе типологии, предложенной в рамках этой теории американским политологом Г.Алмондом. Используя такие критерии, как уровень структурной дифференциации и специализации, степень развития способностей к инновации, мобилизации и выживании и т.д., Алмонд классифицирует политические системы на традиционные, авторитарные (модернизаторские и консервативные), тоталитарные (коммунистического и фашистского типа), демократические (опекунские, застойные и стабильные).
К какому из этих типов относится нынешняя Россия – страна, которая переживает далеко не первые в своей истории попытки модернизации государства и общества? Ответом на этот далеко не простой вопрос следует заключить изучение первого вопроса темы.