Вопрос 3. Личность как «мера политики» и исходный субъект политико-властных отношений.
При изучении третьего вопроса- Личность как «мера политики» и исходный субъект политико-властных отношений - очень важным является вопрос, что собой представляет личность как специфическое образование - результирующий продукт вполне определенной совокупности социальных факторов и среды обитания. В этой связи полезно осмыслить известное положение К.Маркса о том, что «люди - суть продукты обстоятельств; изменившиеся люди - суть продукты изменившихся обстоятельств».
В понимании сути личности как существа, естественно предназначенного для жизни в обществе, необходимо учитывать, что эта суть не сводится к какой-то одной из трех формирующих личность подструктур: биологической, психологической или социальной. А предстает исключительно как их интегральная целостность.
В то же время при всей важности и значимости биологической и психологической природы человека, решающую роль в детерминации существа личности все же играет социальное начало. И поведение человека, его качества предопределяют не биологическая природа, а только участие в общностях и процесс социализации.
Когда говорят о социализации личности,то имеют в видуцеленаправленный процесс превращения биологического организма новорожденного ребенка в активного участника общественной и культурной жизни.
Речь идет о деятельности различных институтов социализации (семьи, школы, СМИ и т.д.) по интеграции индивида в общество. Его включение в различные типы социальных общностей (группу, социальный институт, социальную организацию) посредством усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется социально значимые черты личности.
Социализация предполагает социальное познание и социальное общение, овладение навыками практической деятельности - как предметным миром вещей, так и всей совокупностью социальных ролей и функций, прав и обязанностей.
С процессами социализации личности органически связано такое понятие, как «социальный контроль».Он представляющий собой в широком смысле механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляемый посредством нормативного (нравственно-этического, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей.
Применительно к личности социальный контроль осуществляется отдельным человеком или социальной группой, социальным институтом, в систему которого входят все способы реакции общественного мнения на те, или иные конкретные действия человека, все средства общественного давления (включая социальные санкции) для того, чтобы поставить его поведение в определенные социальные рамки.
Действия человека (или группы), которые не соответствуют принятым в данном обществе социальным нормам, называются девиантным (отклоняющимся) поведением.Речь идет о поступках и видах социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и т.д.).
С осуществлением социального контроля тесно связаны два вида социализации – первичная и вторичная. Первичная социализацияначинается с младенчества исвязана с процессом формирования зрелой личности. Решающую роль в ней играет непосредственное окружение человека (сначала семья, затем группы сверстников и друзей, детские дошкольные учреждения и школа, высшие и средние специальные учебные заведения).
Суть вторичной социализации заключается в освоении специфических ролей и функций, связанных с общественным разделением труда. Она охватывает период социальной зрелости человека и продолжается всю жизнь. С ней также связаны процессы десоциализации и ресоциализации.Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.
Поскольку человеку с момента рождения и до глубокой старости приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей и функций, процесс социализации распадается на три четко различимые фазы (стадии): дотрудовая, трудовая и послетрудовая. Каждая из этих стадий имеет свою специфику, которую и следует осмыслить в заключение третьего вопроса.