Вопрос 1. «Социально-классовая структура общества и политические интересы».

При изучении первого вопроса -«Социально-классовая структура общества и политические интересы» -необходимо четко представлять себе, что для того чтобы понять ту или иную политику всегда надо ставить вопрос «кому она выгодна»? А для этого надо досконально знать общество, в котором живешь. В том числе (и прежде всего) на социальном срезе.

В этой связи обратите внимание на два подхода, которые существуют в социологической науке в изучении социальной структуры общества: поход классовый иподход стратификационный.Согласно первому (присущему в основном марксизму) центральное место в социальной структуре общества занимают классы, чье существование детерминируется различиями отношений собственности. Исходя из этого критерия, в обществе выделяются два основных класса: класса имущих, т.е. тех, кто владеет собственностью на средства производства и является экономически (а в силу этого и политически) господствующим классом. И класс неимущих, т.е. тех, кто лишен собственности на средства производства и подвергается эксплуатации со стороны имущих.

Эти два класса взаимодействуют друг с другом как классы-антагонисты (т.е. как классы, чьи интересы объективно не могут быть примирены). И посему находятся в состоянии перманентного противостояния и борьбы. И эта борьба и связанное с ней насилие являются «повивальной бабкой» истории. Лежат в основе всех социальных революций. Что касается других «классоподобных» общностей, то они относятся приверженцами данного подхода к разряду промежуточных.

В рамках стратификационного подхода(характерного для западной социологической науки)экономические и производственные отношения не рассматриваются в качестве главной и единственной предпосылки социальной дифференциации. В обществе существует бесчисленное множество «страт» (групп людей), объединенных каким-либо общим признаком (не только имущественным, но и профессиональным, уровнем образования, доступом и объемом власти, укладом и стилем жизни и т.д.). Эти группы располагаются на «иерархической лестнице», т.е. имеют более высокое и более низкое социальное положение. В результате социальная структура предстает в виде системы социального неравенства, в рамках которого определенные слои и группы получают больше благ, чем другие.

В изучении социальной структуры общества очень важным является также выяснение вопроса о социальной мобильности,т.е.знание того, кто из каких групп в данном обществе и в какие перемещается, насколько эти перемещения интенсивны или, напротив, затруднены.

В этой связи необходимо различать два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную. Первая (вертикальная мобильность)подразделяется на восходящую, принимающую форму «социального карьеризма», и нисходящую, принимающую форму деклассирования. Горизонтальная мобильностьсвязана с профессиональным ростом человека – взлетами и падениями в профессиональной карьере.

С понятием «социальная мобильность» тесно связано понятие «маргинализация».Под этим понятием имеются в виду процессы распада социальных связей, незавершенного социального перемещения, когда человек как бы «зависает» между социальными группами - порвав связь с одной, он, в силу ряда обстоятельств, так и не входит в другую. В результате маргинал предстает человеком, который не «вписывается» в рамки существующих в данном обществе социокультурных структур и традиций, оказывается как бы вытолкнутым (вытесненным) на «край», на «обочину» социальной жизни.

Особое место в изучении социальной сферы занимают социально-этнические (межнациональные) отношениякак весьма специфическая часть общественных отношений, определяемых причудливым переплетением самых разнообразных факторов: географических, экономических, социально-классовых, культурно-бытовых, психологических и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в научно-публицистической литературе и официальных документах по проблемам межнациональных отношений и национальной политике речь идет, как правило, о нациях и народностях. Однако в многонациональном государстве существуют не только нации и народности, но и большое число этнических групп – многочисленных и малочисленных. Они также являются участниками (субъектами) межнациональных отношений. Поэтому правильней будет брать в качестве исходной при изучении национальных отношений не категорию «нация», а древнегреческий термин«этнос», в рамках которого принято различать в качестве отдельных видов такие общности, как нация, народность этнические и этнографические группы.

Особо следует обратить внимание на то, что в развитии этносов постоянно и одновременно действуют две тенденции:с одной стороны, тенденция всестороннего утверждения этнической самобытности, борьбы против этнического угнетения и диктата, сохранения себя как самостоятельного этноса, создания этнических национальных государств. С другой стороны, – развитие и учащение разнообразных связей между этносами – экономических, социально-политических, культурных, становление межэтнического кооперирования и разделения труда.

Из перманентного действия этих двух тенденций вытекает и основное противоречие в сфере межэтнических отношений – противоречие между интересами каждого отдельного этноса и интересами общества или государства в целом.

Наши рекомендации