Тема 6. Субъекты административного права. Органы государственного управления. Президент Республики Беларусь, его полномочия в области государственного управления. Совет Министров Республики Беларусь

Программное содержание

Понятие и виды субъектов административного права. По­нятие правового статуса субъекта административного права.

Носители исполнительной власти как субъекты административного права.

Президент Республики Беларусь, его полномочия в области государственного управления. Аппарат Прези­дента. Правовой статус Администрации и Управления делами Президента Республики Беларусь.

Органы государственного управления: понятие, признаки, их компетенция, структура и принципы деятельности. Виды органов государственного управления. Система органов го­сударственного управления, принципы построения системы.

Совет Министров Республики Беларусь:понятие, на­значение, его правовое положение и компетенция. От­ношения Совета Министров с Президентом и Парламен­том. Формы работы Совета Министров. Правовое поло­жение Премьер-министра и его заместителей. Аппарат Совета Министров.

Методические указания

Субъекты административного права– это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них административным правом.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные субъекты: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

Коллективные субъекты: государственные организации; органы исполнительной власти; государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; негосударственные организации; общественные объединения; трудовые коллективы; коммерческие структуры; органы местного самоуправления.

Под правовым статусом (положением) понимают правовое положение субъектов по отношению к другим субъектам. Субъект административного права должен обладать административной правосубъектностью (признанной государством способностью быть субъектом права). Административная правосубъектность состоит из 2 элементов: административная правоспособность и административная дееспособность.

Органы государственного управления являются основными субъектами административного права.

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, однако организационно не входит в систему какой-либо ветви государственной власти.

Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Данные полномочия относятся как к формированию ее организационной системы, так и к направлениям ее функционирования.

К исключительной компетенции Президента в сфере исполнительной власти относится:

-назначение республиканских референдумов;

-образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента Республики Беларусь, других органов государственного управления;

-с согласия Палаты представителей назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

-определение структуры Правительства Республики Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принятие решения об отставке Правительства или его членов;

-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

-право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

-назначение руководителей республиканских органов государственного управления и определение их статуса; присвоение классных чинов и званий;

-решение вопросов, связанных с приемом в гражданство Республики Беларусь, его прекращением и предоставлением убежища;

-в установленных законом случаях введение на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

-право отменять акты Правительства Республики Беларусь;

-непосредственное или через создаваемые им органы осуществление контроля за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

-право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

-формирование Совета Безопасности Республики Беларусь;

-назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования Вооруженных Сил Республики Беларусь и др.

Глава государства на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Совет Министров в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.

Премьер-министр в соответствии с Конституцией, законами, актами Президента:

-осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров и несет персональную ответственность за его работу;

-организует работу Совета Министров, руководит его заседаниями;

-подписывает постановления Совета Министров;

-издает распоряжения;

-в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания программу деятельности Совета Министров;

-информирует Президента об основных направлениях деятельности Совета Министров и о всех важнейших его решениях;

-распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра, координирует их деятельность;

-представляет без дополнительных полномочий Совет Министров в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

-осуществляет полномочия Президента в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, до принесения Присяги вновь избранным Президентом;

-выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров.

Вопросы для самопроверки:

1. Укажите понятие и виды субъектов административного права.

2. Что следует понимать под правовым статусом субъектов административного права?

3. Опишите полномочия Президента Республики Беларусь.

4. Раскройте полномочия Совета Министров.

Литература по теме:

1. О Президенте Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 07.07.1997 № 52-З): Закон Респ. Беларусь, 21 февраля 1995 г., № 3602-XII.

2. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З.

3. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.


Наши рекомендации