Тема 5. Формы и методы государственного управления

Программное содержание

Формы и методы государственного управления, их соотношение.

Правовые и неправовые формы государственного управления. Методы государственного управления: мо­рально-психологические, экономические, собственно административные.

Методические указания

Методы государственного управления – способы, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.

Классификация административно-правовых методов управления:

-Общие: убеждение и принуждения; контроля, наблюдения, административного надзора, разработки мер воздействия, инструктирования.

-Специальные – применяются при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления: административные (прямого воздействия) характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых; экономические методы (косвенного воздействия) характеризуются тем, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.;

-по характеру (содержанию) управляющего воздействия – морально-нравственные методы (воспитание, моральное поощрение, разъяснительная работа);

-по предусмотренным целям (наблюдение, контроль, разработка мер воздействия и т.д.);

-по способу воздействия на управляемые объекты (методы прямого и косвенного воздействия);

-по степени воздействия на управляемые объекты (регулирование, общее руководство);

Методу административно правового регулирования присуща императивность – повелительный характер использования правовых средств, именно они составляют основу деятельности органов государственного управления.

Форма управленческой деятельности – это внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления (должностными лицами) в целях осуществления предоставленных им полномочий как субъектами исполнительной власти и вызывающих определенные последствия.

Административно-правовые формы должны соответствовать характеру функций управления, их содержанию и целя воздействия.

Выбор формы зависит от конкретных обстоятельств:

-компетенция должностного лица либо органа;

-влияние формы собственности;

-цель совершаемого действия;

-характер решаемых вопросов в сфере управленческой деятельности.

Формы государственного управления:

-по характеру действий: правовые и неправовые (к правовым формам относятся: издание нормативных актов (правотворческая дея­тельность), издание ненормативных актов, индивидуальных актов (правоприменительная деятельность). Правотворческая управленческая деятельность заключается в разработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмены. Правоприменительная деятельность заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму прав с целью принятия индивидуального акта;

-по содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органам государственного управления и их должностными лицами: правотворческие (заключается в выработке конкретных правовых норм, а также в их изменении, усовершенствовании и отмене) и правоприменительные (заключается в действиях, направленных на проведение конкретного значимого факта в целях принятия какого-либо индивидуального акта).

-по способу выражения: словесные (письменные и устные), конклюдентные.

-по целенаправленности: внутренние и внешние. Правовые формы управленческой деятельности влекут за собой правовые последствия.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите формы государственного управления.

2. Раскройте методы государственного управления.

3. Назовите виды форм государственного управления.

Литература по теме:

1. Конституция Республики Беларусь.

2. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.


Наши рекомендации