Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

Ясность - это умение писать доступно и доходчиво. Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия.

Простота и ясность изложения способствует тому, что текст работы читается легко, т.е. когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность. Нельзя также путать простоту с общедоступность научного языка. Популяризация здесь оправдана лишь в тех случаях, когда научная работа предназначена для массового читателя. Главное при языково-стилистическом оформлении текста научных работ в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу ученых, на которых такие работы рассчитаны.

Очень часто авторы пишут "и т.д." в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу "вполне очевидно", когда не могут изложить доводы.

Краткость - третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее структуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но к короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы.

Критерии оценки результатов работы студентов

Формой текущего контроля самостоятельной работы по курсу «История России» является оценка работы студентов на семинарских занятиях.

В соответствии с целями и задачами курса выполнение самостоятельной работы предполагает следующие оценки знания:

Максимальное количество – 10 баллов – студент получает при выполнении следующих условий:

  • выступление с сообщением по одному из вопросов семинарского занятия;
  • активное использование дополнительной рекомендуемой литературы и исторических источников по курсу;
  • умение находить требующуюся информацию, анализировать и интерпретировать ее в соответствии с целями и задачами семинарского занятия;
  • умение ориентироваться во всем массиве изучаемого материала, соотносить новый материал с пройденным;
  • наличие конспекта источников по теме, изучаемой самостоятельно студентом;
  • умение использовать термины;

· умение сформировать и обосновать свою позицию, аргументировать ее;



  • умение сформулировать общие выводы и тезисы по выбранной теме
  • оформление конспектов в соответствии с требованиями

7 баллов студент получает при выполнении следующих условий:

  • выступление с сообщением по одному из вопросов семинарского занятия;
  • использование дополнительной рекомендуемой литературы и исторических источников по изучаемой теме;
  • умение достаточно полно раскрыть тему;
  • умение использовать термины;
  • наличие списка источников по изучаемой теме.

5 баллов студент получает при выполнении следующих условий:

· выступление с сообщением по одному из вопросов семинарского занятия;

· умение достаточно полно раскрыть тему.

Критерии Показатели
Усвоение программного теоретического материала - дает аргументированный, логически выстроенный, полный ответ по вопросу, демонстрирующий знание основного содержания дисциплины и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой; - демонстрирует полное понимание материала, выводы доказательны, приводит примеры, дополнительные вопросы не требуются; - демонстрирует знание основной и дополнительной литературы и источников по вопросу; - корректно использует профессиональную терминологию; - владеет умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями; - демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики
Умение излагать программный материал доступным научным языком -обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки; - строит логически связанный ответ, используя принятую научную терминологию; -делает обоснованные выводы; -излагает тематический материал литературным языком; - отвечает на дополнительные вопросы преподавателя; -применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в науке знаково-символьную систему условных обозначений
   


Критерии оценки учебных действий студентов на семинарах

Оценка Характеристики ответа студента
Отлично - студент глубоко и всесторонне усвоил тему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно отвечает; - опирается на знания основной и дополнительной литературы, тесно связывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - уверенно анализирует текст с использованием требуемых методов; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет специальной терминологией
Хорошо - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - анализирует текст с использованием требуемых методов; - делает выводы и обобщения; - владеет профессиональной терминологией
Удовлетворительно тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в анализе и практическом применении культурологических знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет профессиональной терминологией.
Неудовлетворительно - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет профессиональной терминологией
Оценка Критерии оценки
«отлично» Тема реферата раскрыта полностью, проявлено глубокое знание и понимание материала и его контекста. Студент в полном объеме владеет профессиональной лексикой, методологией и методами своей специальности. Реферат написан самостоятельно на правильном русском языке, соблюдены правила оформления
«хорошо» Тема реферата раскрыта в достаточной мере, проявлено хорошее знание и понимание материала и его контекста. Студент в достаточном, но не полном объеме владеет профессиональной лексикой, пользуется методами своей специальности. Реферат написан самостоятельно, есть незначительные ошибки
«удовлетворительно» Тема реферата не раскрыта в достаточной мере, проявлено частичное знание материала. Студент плохо владеет профессиональной лексикой, имеет представление о методах своей специальности, но не умеет ими пользоваться. Реферат выполнен на приемлемом уровне, достаточно много ошибок
«неудовлетворительно» Тема реферата не раскрыта. Знание материала отсутствует. Реферат является копией чужой работы.

Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студента

Посещение лекций и семинаров 2 балла
Работа на семинаре 5–10 баллов
Рубежный контроль 1–10 баллов
Реферат, эссе 15 баллов
Премиальные (участие в дискуссии, дополнение и уточнение выступлений по теме семинарского занятия) 3 балла
Итого в течение семестра 40–70 баллов

Шкала оценок экзамена (зачета)

«Отлично» 30 баллов
«Хорошо» 20 баллов
«Удовлетворительно» 15 баллов

Наши рекомендации