Социально – экономическая ситуация в регионе (уровень развития

Социально – экономическая ситуация в регионе (уровень развития

Региональной экономики, безработица, направления миграционных

Потоков, уровень жизни и т.д.).

Численность населения республики по данным Росстата составляет 480 474чел. (2017). Плотность населения — 132,43 чел./км (2017). Городское население — 60 % или свыше 250 тысяч жителей,

Республика Ингушетия входит в группу регионов со сложной социально-экономической ситуацией. Здесь на протяжении многих лет фиксируется самый высокий уровень безработицы в стране. Следовательно, большинство населения имеет доходы ниже прожиточного уровня, что сказывается на его покупательной способности. Республика имеет не только не развитую промышленность, но и социальную инфраструктуру.

Началом своего образования Республика Ингушетия считает 1993 год, когда Чечено-Ингушская автономная республика разделилась на два самостоятельных региона. В наследство Ингушетии досталась слаборазвитая экономика, с ярко выраженной аграрной направленностью. Распад СССР, период безвластия, военные действия в Чеченской республике, большие потоки беженцев стали разорительными для экономики региона.

Таблица 1 – Занятость и безработица в Республике Ингушетия

Год Экономически активное население, тыс. чел. Численность занятых, тыс. чел. Уровень занятости в % Численность безработных, тыс. чел. Уровень безработицы, в % к ЭАН
222,1 154,6 47,3 68,2 30,5
211,5 148,6 49,4 63,2 29,8
200,5 112,8 38,6 87,7 43,7
201,9 105,6 36,2 96,3 47,7
190,9 99,0 35,2 91,9 48,1
179,3 90,3 32,2 89,0 49,7
179,0 83,8 30,0 95,3 53,2
147,2 68,7 24,7 78,5 53,3
141,6 75,7 27,4 65,9 46,6
110,1 46,4 16,5 63,7 57,8
175,1 64,6 22,5 110,6 63,1

На 1 января 2017 года уровень безработицы в Ингушетии опять самый высокий в Российской Федерации и составил 30,2%. Хотя можно отметить, что еще совсем недавно, в 2005 году, он составлял 63,1%. Но о каком-то улучшении ситуации говорить не стоит, тем более что к концу 2016 года количество занятых людей в различных секторах экономики опять заметно снизилось.

За девять месяцев 2017 года уровень регистрируемой безработицы в Ингушетии снизился на 2,2%

До конца 2017 года в республике введут в эксплуатацию 25 объектов, за счет открытия которых будут созданы 6 185 рабочих и ученических мест, а также 630 мест для дошкольников.
Благодаря поддержке федерального центра и усилиям руководства региона в Ингушетии построят шесть школ, профтехучилище, шесть жилых домов, в том числе для вынужденных переселенцев из Чечни, два объекта инженерной инфраструктуры, три детсада, шесть домов культуры. Кроме того, до конца года запланирована сдача нового спорткомплекса.

В Республике ежегодно создаются новые рабочие места, но в регионе самый высокий по стране показатель прироста населения – 8 000 человек в год. Трудоустроить такое количество людей только за счет внутренних ресурсов просто невозможно.

Коэффициент миграции (человек на 10 тыс. человек населения) по итогу 2016 года: 31.5 и 16.5, по Республике Ингушетия и России, соответственно. Абсолютное количество мигрантов по Республике Ингушетия по итогу 2016 года составило1513.49 человек (приехавших). Отклонение этого показателя для Республике Ингушетия составляет +90.91%.

Коэффициент миграции (ЧЕЛ.НА 10 ТЫС.НАСЕЛ.) Республика Ингушетия Российская Федерация
2013 г. 63,1 20,6
2014 г. 56,9525272 18,77601357
2015 г. 38,28464301 14,7
2016 г. 31.5 16.5

Ингушетия — аграрно-индустриальная республика. 60 % территории занимают земли сельскохозяйственного назначения, из них половина угодий — пашни.

Экономика — слаборазвитая и сверхдотационная. Доля собственных доходов в Республике Ингушетия составляет всего 15 %. По объёмам производства продукции сельского хозяйства занимает в России 37-е место[99]. В списке российских регионов по валовому региональному продукту (ВРП) Ингушетия занимает 79-е место.

В РИА Рейтинге Ингушетия по качеству жизни населения занимает предпоследнее, 84 место.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составила 7070 руб., для трудоспособного населения — 7338 руб., для пенсионеров — 5682 руб., для детей — 7218 руб.

Среднедушевые денежные доходы населения составили — 15752,3 руб., среднемесячная номинальная начисленная заработная плата — 22053,0 руб., стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг — 8616,6 руб.

Самообеспеченность бюджета составила (2015 г.) 16,9%, доля федеральной помощи в расходах – 78,5%.

Расходы консолидированного бюджета составили (тыс. руб.): на здравоохранение — 2461300,3, на образование — 4574228,0, на культуру и кинематографию — 347744,4, физическую культуру и спорт — 316138,0.

Национальный состав региона

Преобладающей этнической группой являются ингуши, также проживают чеченцы и русские. В Ингушетии самая малая доля русского населения в Российской Федерации. Большая часть русского населения покинула Ингушетию вследствие чеченского конфликта; в свою очередь, на территорию Ингушетии прибыло большое количество беженцев из Чечни и Северной Осетии.

В таблице показаны народы численностью более 1000 человек[64]:

Народ Численность 2002 год, человек Численность 2010 год, человек[65].
Ингуши 370 250 (77,3 %) 375 537 (94,1 %)
Чеченцы 96 034 (20,4 %) 19 765 (4,6 %)
Русские 6 559 (1,2 %) 3 515 (0,8 %)
Остальные 5 013 2 115
Не указавшие национальность 2 897

Ислам

Организационная структура

Высшим религиозным органом мусульман республики является

Тейповая и вирдовая система

На современном этапе в политической жизни Ингушетии имеет место такое явле- ние, как тейповая инициатива, когда веду- щие представители тейпа (рода) создают совет, на котором принимаются решения по наиболее назревшим в обществе вопросам.После обсуждения с руководством респуб- лики, представители рода приступают к реа- лизации достигнутых решений.

14 октября 2009 г. руководство Ингуше- тии от тейповой инициативы перешло к официальному оформлению совета тейпов. В совет вошли представители всех фами- лий, проживающих в республике.Главной своей задачей руководство считало при- влечение и участие жителей Ингушетии к общественной работе через представите- лей своего рода.Институт совета тейпов должен был стать реальной помощью как для руководства республики, так и для все- го общества в наведении порядка на терри- тории Ингушетии.Один из межтейповых конфликтов имел место в том же 2009 г. 4 декабря, когда в результате перестрелки между представителями двух тейпов в се- лении Ачалуки погибли четыре человека, и шесть получили ранения.

Глава республики Ю.-Б. Евкуров в своих заявлениях неоднократно подчеркивал важность взаимодействия власти с ингуш- скими тейпами, их старейшинами, и сам проводил с ними регулярные встречи. Соз- данный совет ведет работу в области меж- тейповых конфликтов.

Активную роль совет тейпов, представи- тели духовенства и общественности также сыграли в период, когда глава республики начал проводить встречи с родственниками лиц, находящимися в федеральном розыске по подозрению в участии в незаконных воо- руженных формированиях (НВФ).Глава республики часто призывает родителей строго контролировать своих отпрысков, а общественность – принимать активное уча- стие в воспитании молодежи и разъяснении им религиозных вопросов.В то время как родители указывают на недостатки дея- тельности правительства, власть республи- ки призывает родителей следить за своими молодыми людьми, пополняющими ряди ваххабитов, указывая, что ответственность лежит на семье.

Помимо руководства республики к моло- дежи и их родителям обращается духовен- ство в лице муфтия Исы Хамхоева с прось- бой убедить лиц, подозреваемых в участии в НВФ, вернуться к мирной жизни.

Однако решение задачи затрудняется, прежде всего, нетрудоустроенностью моло- дежи, а также социальной ситуацией в рес- публике.Часть молодежи не доверяет вла- стям и сложившимся жизненным устоям и склоняется к радикальным формам поведе- ния.Ее представители выступают против патриархальных (тейповых) традиций, про- тив вирдовой структуры и настаивает на «новых» и «современных» формах мусуль- манской солидарности.

Принадлежность к тейпу или вирду по значимости может колебаться в зависимо- сти от ситуации и потому зачастую носит противоречивый характер. Принадлежность к тейпу более значима в вопросах полити- ческого характера: кого представить на выборах, кто будет в числе преемников во властных структурах и т.д. Принадлежность к вирду становится значимой в случаях, когда нужно решать проблемы обществен- но-бытовых отношений, например, чтобы дать разрешение на брак «иновирдцу», ре- шить проблему кровной мести.В тоже вре- мя, вирд может с таким же успехом пред- ставить на выборах (к примеру, в парла- мент) своего человека, если обладает определенными возможностями.Вирдовая структура ингушского общества не ограни- чивается сегодня чисто религиозным со- держанием, более того, она влияет на об- щественно-политический уклад в республике, и борьба за руководящие места пред- ставителей тех или иных суфийских братств – яркое тому подтверждение.

ХРИСТИАНСТВО

В Ингушетии функционирует Русская православная церковь.Республика Ингуше- тия длительное время входила в Ставро- польскую епархию РПЦ, которую возглав- лял епископ Феофан (Ашурков).

На территории Ингушетии исторической основой православия было казачество, и православные приходы размещались, в основном, в казачьих станицах.В связи с обострением на протяжении 1990-х гг.об- становки в Чечне православие было факти- чески вытеснено.На территории Ингушетии действует лишь несколько православных общин в казачьих станицах Троицкой и Слепцовской.Приход существует также в станице Ассиновская на границе Чечни и Ингушетии.Храм Покрова Пресвятой Бого- родицы располагается в Орджоникидзев- ской.Настоятелем храма с 1999 по 2004 гг.являлся отец Варлаам, в настоящее время – отец Сергий Мальцев.

В период руководства республикой Р .Аушев декларировал поддержку Правосла- вию.В Назрани по его инициативе былапостроена часовня.Единственный дейст- вующий на территории республики в стани- це Орджоникидзевской православный храм получил поддержку республиканских вла- стей, были выделены бюджетные средства на строительство нового церковного здания.Власти приняли также решение о строи- тельстве церковных зданий в Магасе и Тро- ицкой.

После избрания президентом Ингушетии Мурата Зязикова положение православной церкви в республике еще более укрепилось.Правда, с 2004 г. регулярные богослужения проходили только в Орджоникидзевской.В 2004 г. служивший там о. Варлаам (Поно- марев) был назначен благочинным респуб- лики Ингушетия и Чеченской республики.В том же году стал настоятелем церкви Архи- стратига Божия Михаила в Грозном.

В регионе действует всего 3 православ- ных общины.Православными верующими в Ингушетии являются, в основном, русские.В 2004 г. правительство Ингушетии нача- ло реализовывать специальную программу по возвращению русскоязычного населения, которое вынуждено было покинуть респуб- лику в начале 1990-х гг.Но и в настоящее время Ингушетия является одной из самых "дерусифицированных" республик Северно- го Кавказа.

Говоря о русскоязычном населении в Ин- гушетии, следует отметить, что запущенная сроком на восемь лет с 2004 по 2010 г. про- грамма “Возвращение и обустройство рус- скоязычного населения, ранее проживавше- го в Республике Ингушетия” в период пре- зидентства М. Зязикова не принесла ожи- даемых результатов, о том неоднократно говорилось в выступлениях Ю.-Б. Евкурова. Были выявлена недочеты и погрешности, как в числе вернувшихся в Ингушетию, так и в самой программе.Основной причиной, нежелания русских возвращаться в регион остается отсутствие гарантий личной безо- пасности.

ВАХХАБИЗМ

Религия всегда являлась одной из основополагающих частей жизни ингушского народа, это фактор являются ключевым в формировании отношения ингушей к окружающей действительности, поведения в социуме и в личностных отношениях.когда противоречия между верующими встречаются довольно часто, ранее такого не наблюдалось.

С того момента, когда руководителем республики стал Ю.– Б. Евку- ров (с октября 2008 года), муфтият вновь обрел прежнее влияние. Современная политика муфтията РИ направлена на создание прочной конфессиональной вертикали, путем внедрения «своих» духовных лидеров в различные районы и структуры республики.Духовное управление Ин- гушетии, официально считающееся главным органом духовной власти, пытается контролировать религиозные процессы, происходящие в респу- блике, как минимум не меньше, чем в период президентства Р. Аушева.

В Ингушетии существуют острые противоречия в понимании ряда положений ислама и его обрядовой практики, а дискуссии между фун- даменталистами (ваххабитами) и традиционалистами (тарикатистами, сторонниками суфизма) стали фактором религиозно-доктринального противостояния в мусульманской среде.Традиционный ислам в процессе этойборьбы также политизируется.

В Ингушетии представители государственных силовых структур по- стоянно заявляют о захваченных полевых командирах, ликвидированных ячейках боевиков, террористов, ваххабитов.Но на практике влияние ис- ламских радикалов не уменьшается, а противостояние их существующим порядкам становится более ожесточенным.Наблюдение за деятельно- стью мусульманских общин постоянно ведут службы МВД и ФСБ, от- слеживающие присутствие среди них радикально настроенных групп и лиц.В том случае, если кто-то попадает под надзор как «радикально настроенный», то его ближайшее окружение также контролируется спец- службами; нередко «попавший под подозрение» покидает свой дом или уезжает за пределы республики.

У ваххабизма в Ингушетии есть сильные и слабые стороны.К силь- ным следует отнести мощный идеологический потенциал, которым вахха- биты привлекают целые группы.Это идеи братства, единого шариатского государства, равенства и справедливости.Но при этом четкая программа действий отсутствует.Общественные разногласия между последовате- лями и противниками ваххабизма подчас связаны с отсутствием специ- алистов, способных разобраться в исламском праве – фикхе.Ваххабизм не идет на диалог ни с одной традиционной религиозной общиной, и это отчасти подрывает его социальную базу.

Одной из особенностей борьбы с ваххабизмом в Ингушетии является сотрудничество государственной власти и муфтията.При этом государ- ство несет главную ответственность за противодействие радикализму, и оно инициирует необходимые меры для борьбы с ним.Гибель ичкерийского лидера Абдулхалима Сайдулаева, а впослед- ствии и Шамиля Басаева, фактическая ликвидация кабардино-балкар- ского подполья в 2005 г. позволили на время поверить, что вооруженное сопротивление ваххабитов подавлено.Однако после объявления Доку Умаровым о создании «Имарата Кавказ», в Ингушетии активизировались местные радикальные группировки.

Ингушетия стала ареной войны между боевиками и государственны- ми силовыми структурами, республика рисковала превратиться чуть ли не «вторую Чечню».В 2007 г. столкновений стало намного больше, улицы патрулировали военные машины, воинские подразделения были размещены практически во всех районах республики.Все это свиде- тельствовало о действительно тяжелой ситуации.Именно в указанный период так называемые «ваххабитские чистки» в республике стали при- обретать массовый характер.Спецоперации, обстрелы военных колонн, нападения на сотрудников милиции происходили практически ежедневно.

С лета 2009 г. был отменен режим контртеррористической операции в Чечне, но диверсионно-террористическая активность распространи- лась на соседние республики – Ингушетию, Дагестан и Кабардино-Бал- карию. Подтверждением тому стало покушение на президента Ингуше- тии Ю.– Б. Евкурова летом того же года, а также убийство главы МВД Дагестана А. Магомедтагирова. Ингушетия стала лидировать среди наи- более опасных регионов.

9 июня 2010 г. в ходе спецоперации правоохранительных органов был захвачен Али Тазиев, известный как «Магас», подозреваемый в нападе- нии на Ингушетию в июне 2004 г. и террористической атаке на среднюю школу в Беслане в сентябре того же года.В марте 2010 г. в селении Эка- жево в результате спецоперации был убит Саид Бурятский (Александр Тихомиров) – организатор ряда крупных терактов. А 8 сентября 2011 г., по словам сотрудников правоохранительных органов, ликвидированы остатки банды Бурятского.

В 2010 г. властям Ингушетии и лично Ю.– Б. Евкурову при поддерж- ке федерального центра удалось переломить ситуацию в Ингушетии к лучшему. Да и само назначение «военного» в лице Евкурова на пост республиканского главы было частью политики наведения порядка.Та- ким образом, в Ингушетии, как в Дагестане и Чечне, ваххабизму был дан сильнейший отпор.Хотя основу воззрений ваххабизма составляет идея объединения «разрозненных племен» и создание единого государства, в Ингушетии и в других северокавказских республиках ваххабизм явился средством не сплочения, а раскола мусульман.Сегодня ваххабизм все так же при- влекает в свои ряды молодежь республики и дестабилизирует обстанов- ку в Ингушетии; не прекращаются террористические акции и, как след- ствие, есть жертвы.

Одним из проявлений состояния конфронтации явился конфликт между муфтием Ингушетии и имамом Насыр-Кортской мечети, произошедший 4 июня 2015 года, и последующая реакция верующих.

Заявление имама местной мечети Хамзата Чумакова о ненадобности коллективной полуденной молитвы в пятницу после пятничного намаза было воспринято агрессивно некой группой людей.

После этого начала распространяться информация, что в Насыр-Корте звучат публичные призывы силой сместить Чумакова с поста имама мечети, буквально выгнав его на очередной пятничной молитве 5 июня.

Сторонники Чумакова направились к руководителю одного из тарикатов, который якобы и являлся автором высказывания. Получить разъяснения по поводу столь резких выпадов не получилось.

Диалог как таковой не состоялся – прямо на месте возник конфликт, сопровождавшийся выстрелами в воздух.

Популярность Хамзата в самой республике уже не в первый раз приводит к возникновению проблем с властями, которые недовольны таким количеством последователей, преданных и готовых на многое.

Все усугубляется тем, что в отличие от многих имамов, Чумаков иногда позволяет себе критиковать отдельные негативные явления во власти, будь то коррупция или какие-либо иные скандалы.

Власти неоднократно делали ему замечания: мол, это не твое дело, ограничься религией и в мечети у себя говори про нее, а в политику, в социалку не лезь.

Другой момент связан с духовенством республики, которое, судя по всему, откровенно раздражено. Видя, какую популярность завоевывает имам, они активно пытаются противодействовать – попытками то закрыть мечеть на реконструкцию, а то и вовсе ее отнять.

ВЫВОДЫ

Чтобы вывести Ингушетию из сложившейся тяжелой ситуации, наряду с социально-экономического преобразованиями требуется комплексная, совместная и планомерная работа по организации постоянного диалога молодежи и старшего поколения. Совместная – со стороны властей республики, духовенства и структур гражданского общества.

Главная цель- понизить уровень безработицы.

Решить проблему безработицы в Ингушетии может только открытие новых производственных промышленных предприятий. Появление новых производств, создание современных высокотехнологичных рабочих мест с нормальной зарплатой должно способствовать повышению занятости трудоспособного населения республики и снизить трудовую миграцию в другие регионы страны.

Это значит, что бороться с безработицей в Ингушетии необходимо путем проведения активной политики занятости, которая должна включать в себя развитие промышленности, в первую очередь наиболее значимых в республике отраслей (нефтедобыча, нефтепереработка): создание дополнительных рабочих мест, ориентированных на использование местного сырья; обеспечение временной занятости, развитие системы оплачиваемых общественных работ; оказание содействия миграции трудоспособного населения в регионы с нехваткой рабочих рук (в основном, в агропромышленном комплексе и в строительстве); профессиональное обучение и переобучение безработных по профессиям, пользующимся спросом на региональном рынке труда.

Социально – экономическая ситуация в регионе (уровень развития

Наши рекомендации