Лагерь челюскинцев на дрейфующей льдине, 1934 г.
Изучение Арктики продолжили И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции, благодаря которым в 1937 г. летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.
Главной особенностью развития науки в 1930-е гг. являлась ее ориентация на практические нужды страны. В 1933 г. Группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила с полигона в Нахабино первые советские ракеты по проектам М. К. Тихонравова и Ф. А. Цандера. В ГИРД входили будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») А. Г. Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С. П. Королёв. Незадолго до начала Великой Отечественной войны группа физиков под руководством А. П. Александрова разработала способы защиты кораблей от магнитных мин.
17 августа 1933 г. Готовится к старту первая советская жидкостная ракета «ГИРД-09». Слева − − С. П. Королёв
В середине 1930-х гг. начался пересмотр отечественной истории. С 1934 г. в школах было восстановлено преподавание истории и географии, открыты исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. В 1938 г. был опубликован Краткий курс истории ВКП(б), определивший развитие исторической пропаганды в СССР. Наряду с достигнутыми успехами в развитии науки были свернуты исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии, объявленные лженаучными. В научных дискуссиях этого времени активно использовались политические ярлыки. Во время массовых репрессий конца 1930-х гг. многие ученые были арестованы, некоторые из них продолжили свои работы в заключении в специальных лабораториях системы НКВД. Среди арестованных оказался и президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Н. И. Вавилов, отстраненный от руководства академией. Репрессии затронули О. Ю. Шмидта, Л. Д. Ландау, С. П. Королева, А. Н. Туполева, Е. В. Тарле.
Литература и искусство в 1920–1930-е гг.
В первые послереволюционные годы литературно-художественная жизнь отличалась обилием различных творческих группировок и течений. Продолжали публиковать свои произведения оставшиеся в России писатели и поэты «серебряного века» русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый и др.). Последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» устраивали выставки картин. В поэзии, живописи, театре, архитектуре повысили активность представители модернистских течений − футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма.
В составе нового поколения творческой интеллигенции выделялись писатели А. А. Фадеев и М. А. Шолохов, режиссер С. М. Эйзенштейн и др. Приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А. П. Платонов ("Котлован", "Чевенгур"), Е. И. Замятин ("Мы"), М. А. Булгаков ("Собачье сердце", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"). В 1920-е гг. были созданы РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), литературно-художественные группы «Октябрь», «Левый фронт искусств» и др. В ходе борьбы различных творческих групп объединения коммунистической ориентации вносили в художественное творчество элементы классовой борьбы, травили в печати беспартийных деятелей культуры как «попутчиков» и «внутренних эмигрантов».
Е. Замятин
В 1920-х гг. появились несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Сатирикон», «Смехач», «Прожектор», публикующих помимо новостей из рабочей жизни юморески, пародийные стихи, карикатуры. Их издание завершилось со свертыванием НЭПа. В 1930 г. единственным общесоюзным сатирическим журналом остался «Крокодил».
Д. Моор. Буржуй и еж. Рисунок для журнала «Крокодил», 1920-е гг.
Развитие литературы и искусства в 1930-е гг. определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Объединения творческой интеллигенции были ликвидированы. Важным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей (1934 г.), избравший председателем правления Союза писателей A. M. Горького. Социалистический реализм был провозглашен основным художественным методом. Во второй половине 1930-х гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство, современная драма, сатира, любовная лирика в искусстве осуждались, господствовала военная тематика.