На льдине (Приставки и предлоги)

Море замерзло. Рыбаки поехали на санях по льду. По­ехал и Андрей с сынишкой Володей. Рыбаки наделали во льду дырок и стали запускать сети. Володя помогал вы­путывать и выбирать рыбу из сетей. Решили ночевать в санях.

Ночью рыбаков оторвало и унесло на льдине в море. Все волновались. Вдруг между туч Володя увидел блестящую точку. Это был самолет. С самолета упал мешок с едой и за­пиской.

Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. (79 слов)

Отважный поступок (Приставки и предлоги)

Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Высо­ко в небе пели жаворонки. Петя шел из школы домой. До­рога проходила берегом реки. Вдруг Петя услышал гром­кий крик. Он взглянул в сторону реки и увидел, что тонет маленький мальчик. Мальчик катался на плоту и упал в воду.

Петя быстро разделся и бросился в воду. Он умел хо­рошо плавать. Он спас мальчика.

На другой день в школе узнали о смелом поступке Пети. Мальчику объявили благодарность. (74 слова)

Дятел (Приставки и предлоги)

Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него жесткие, крепкие. Сунул свежую шишку в расщелинку осины, а старую вытащил клювом и выбро­сил. Расправился с этой, полетел задругой. (61 слово)

КОНСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗВУКИ И БУКВЫ

ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД. 2-Й КЛАСС

Цель:закрепить умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуковой структуры, диф­ференцировать термины «звук» и «буква», расширять словарный запас школьников, развивать кратковремен­ную и долговременную память, воспитывать чувство то­варищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

♦ Оргмомент

Дети распределяются на две команды.

♦ Вступление

Ведущий.Отгадайте загадку:

Они, как я заметила.

Везде и всюду есть:

В руке их только четверо.

Зато в кармане — шесть.

Я шесть их вижу в радуге

И, если сосчитать,

То сразу сами скажете.

Что их в арбузе — пять!

(Буквы, звуки)

Как вы думаете, какая тема нашей игры?

♦ Разминка

Игра «Перекличка». По очереди команды называют слова, обозначающие съедобные предметы (1 команда — начинающиеся на звук М, 2 команда — на звук К).

♦ Анаграммы

Предъявляются на слух, а наборы букв даны на до­ске. За два правильно отгаданных слова дается два очка, за одно — одно очко. Если одна команда не дает ответа, другая имеет возможность решить анаграмму соперни­ка.

1) П, Л, И , АЛегко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои —

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа — пила)

2) Н, С, А, С, О Я— дерево. Вродной стране

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне —

И воду подавать я буду.

(Сосна — насос)

3)И, К, ТЗнают все, что я такое:

Яживотное морское.

Акогда с конца прочтешь,

Мной матрацы обобьешь.

(Кит — тик)

4) О, Н, СЗадачу ты решишь свободно:

Янебольшая часть лица.

Но, если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидишь что угодно.

(Нос — сон)

5) Т, А, Р, К, ЕКто по воде так быстро мчится?

Найди название ему.

Прочти иначе — превратится

Он в детский лагерь, что в Крыму. (Катер — Артек)

6) П, А, Л, Ш,.АЛежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь—

В кастрюлю я полезу.

(Шпала — лапша)

7) А, О, М, К, РМеня найдешь на корабле

Я— слово, издавна знакомое.

Но буквы переставь во мне,

И ты получишь насекомое.

(Корма — комар)

8) Л, А, Т, А, СГеографию со мной

Изучают дети.

Дай порядок букв иной —

И найдешь меня в буфете.

(Атлас — салат)

9) Р, А, Н, ОВзгляни на карту — ты узнаёшь,

Что я французская река.

Но если буквы переставишь,

Укрою я в себе зверька.

(Арно — нора)

10) И, Б, Г, РЗа мною в лес идешь ты летнею порою.

Там много нас пред осенью встречается.

Но буквы переставь, и сразу пред тобою

Судно под парусами закачается.

(Гриб — бриг)

♦ Работа в командах

Каждая команда получает по 3 карточки с написан­ными словами. За определенное время нужно подобрать к данным словам парные, добавив одну букву в любое место в слове.

Карточка для команды № 1
1)овцы 2)село 3)банк
роза остов сор
лень здание вол
игры кошка зуб
точка катер пол
ром овал рыба
Карточка для команды №2
1) кол 2) ком 3) зал
ров сон пар
тес сук бра
лещ кот спор
мех щеки стол
лен блок верста

♦ Конкурс капитанов

Викторина

1) Сколько в русском алфавите гласных букв? (10)

2) Сколько в русском языке ударных гласных звуков? (6)

3) Что общего у звуков ж, ш, ц? (Непарные твер­дые)

4) Что общего у звуков ч, щ, й? (Непарные мягкие)

5) Назовите все свистящие звуки, (с—с', з—з', ц)

6) Какие звуки всегда звонкие? (л—л',м—я', н—н', Р—Р' ,й)

7) Чем отличаются буквы Ь и Ъ от остальных? (Не обозначают звуков.)

8) Есть мягкие звуки в словах (даны на доске): машина, шелк, рожь? (Нет)

♦ Картинный диктант

Ведущий предъявляет картинки. Первая команда за­писывает названия картинок, у которых букв больше, чем звуков; вторая команда — названия, у которых букв меньше, чем звуков. Не объявляется, что есть лишние картинки.

Картинки: ёрш, юла, заяц, гусь, журавль, юбка, платье, портфель, холодильник, обезьяна, ели, пальто, конь, яблоко. (Лишние картинки: обезьяна, платье)

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Наши рекомендации