Структуры социальных институтов

Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1997.

Г л а в а 9

СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

9.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

В своей повседневной деятельности люди понимают под институ­том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч­ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не­которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа­циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма­лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не­понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеет­ся существенное внутреннее различие. Если группа — это совокуп­ность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существую­щих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реали­зуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный инсти­тут — это организованная система связей и социальных норм, кото­рая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удов­летворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимают­ся разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стан-

дартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под сис­темой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определен­ных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокуп­ность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семей­ная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) пе­реплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осу­ществляется семейная жизнь [170, с. 177].

Любой социальный институт возникает и функционирует, вы­полняя ту или иную социальную потребность. Если такая потреб­ность становится незначительной или совсем исчезает, то сущест­вование института оказывается бессмысленным, тормозящим обще­ственную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных свя­зей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро пре­кращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просмат­риваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли бы­ли институционализированным методом выяснения отношений ме­жду дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот институт чести воз­ник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. По­степенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссо­ры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и по­единки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вы­зов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусли­вого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений из­менялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. При­мером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстоя­ния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существо­вание.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые инсти­туты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социоло­ги считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образова­тельные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процеду­ры научной жизни стали очень важными и высокостандартизирован­ными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную дея­тельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установ­ленными образцами и нормами поведения, обладают системой соци­альных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Несмотря на то, что институты и социальные группы — различ­ные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, бу­дучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит мно­го групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности от­дельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реа­лизуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. че­рез определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви — ассоциацией. Следовательно, инсти­туты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бес­смысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изу­чать их раздельно.

Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятель­ности, основанной на четко разработанной идеологии, системе пра­вил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполне­нием. Институциональная деятельность осуществляется людьми, ор­ганизованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социаль­ной группы или общества в целом. Институты, таким образом, под­держивают социальные структуры и порядок в обществе.






Наши рекомендации