Особенности русского либерализма. Деятельность либералов.
3.3.1. Русский либерализм не был организационно оформлен и проявлялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.
3.3.2. Основная его особенность заключалась в специфике социальной базы либерализма в России. Либеральное течение не было связано, как на Западе, с широкими слоями предпринимателей, и опиралось на передовую часть земского дворянства и интеллигенцию. Этим объясняется, в частности, то, что до начала ХХ в. либерализм носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер. Отличало его также отношение к самодержавию, в котором до начала ХХ века либералы видели единственную силу, способную осуществить модернизацию России, сохраняя при этом социальную и политическую стабильность.
В советской историографии долгое время доминировала ленинская оценка либерализма, как буржуазного по своей сути движения, стремившегося к сделке с помещиками и самодержавием. Желание либералов спасти страну от революционных, насильственных преобразований воспринималось как свидетельство их трусости, слабости и исторической обреченности, как стремление сохранить самодержавие. |
3.3.3. Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью, надеялись со временем подготовить общество к восприятию либеральных ценностей, выступали сторонниками модернизации страны. Либеральная мысль была широко представлена в публицистике того времени. В разное время либералами издавались журналы Отечественные записки, Русский вестник, Вестник Европы, Русская мысль, газеты Голос, Молва, Земство, Русские ведомости.
В периоды подъема общественного движения, социально-политических кризисов наиболее активная часть либералов пыталась создать организации. Так, в конце 70-х гг. сформировался Земский союз. Кроме того, представители этого идейного течения использовали легальные организации - Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и др.
3.4. Основные направления российского либерализма. При общности идейных установок русских либералов в их рядах не было, да и не могло существовать полного единства, т.к. свободомыслие являлось основополагающим их принципом.
- Одним из самых влиятельных течений был западнический либерализм(Б.Н. Чичерин, М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев, П.Н. Милюков). Его представители отстаивали идею неизбежности повторения Россией западноевропейского пути, настаивали на необходимости изживания самобытничества и мирного вхождения в европейскую цивилизацию.
- Национальный либерализм.Российский либерализм не был связан лишь с западничеством. Некоторые из либеральных деятелей, например, К.Д. Кавелин пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Представители этого течения выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины, сильной государственной власти) с либеральными ценностями (гражданским обществом, правами и свободой личности). Тем самым они пытались найти такие пути воплощения идей либерализма, которые были адекватны национальным социокультурным условиям.
Народническое движение
4.1. Идеология народничества.Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:
-отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;
-стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;
- лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;
- идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;
-представление о русском крестьянине как о человеке будущего, социалисте по природе;
-критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.
4.2. Основные теоретические направленияреволюционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них.
4.2.1. Ведущим теоретиком пропагандистского направленияреволюционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи:
- интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;
-народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе,ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;
-внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;
-для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;
- после победы народа необходимо сохранение государственного элемента, роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;
-социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.
4.2.2.Ведущим теоретикомбунтарского (анархистского) направленияреволюционного народничества стал М.А. Бакунин. Он считал, что:
-главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;
-поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;
-основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;
-после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.
4.2.3. Основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления П.Н. Ткачев предполагал, что:
-крестьянство не готовоник революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества;
-поэтому нет смысланив пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту;
-самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно "висит в воздухе";
-поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества;
- для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и аморальные.