Конфликтология русского либерализма

Семинар

- Конфликт имеет историческую форму бытия (чем дольше идёт конфликт, тем более сильно в подсознании народа засядет какой-нибудь стереотип) – фактор пролонгации.

- Для того, чтобы обострить какой-либо конфликт, можно поднять любую историческую -------

- У России с её тысячелетней историей есть вековые конфликты, которые появлялись и затухали вновь на протяжении всей истории.

- Сословные представления в России – это довольно сложный вопрос, так как ни одно сословие не имело никаких ярко выраженных привилегий.

28.02.2012 лекция

Тема: Монгольский период Руси 1230 – 1480

- Между Московской и Древней Русью идёт период «Монгольской Руси» (татаро-монгольское иго)

- В самом монгольском периоде Руси есть несколько конфликтов (13-15 века)

Военные конфликты

- Отсутствие юридических документов; есть лишь факт победы монголов над Русью и уплата дани.

- Демонстрация «покорности» (дань, полон, ----, ----)

- Слабость русской армии, невозможность свержения ига сразу.

Культурный конфликт:

- Вопрос о выживании славян как этноса.

- Определение позиции Запада и Востока (покорение Китая монголами и поход в Европу).

- Золотая Орда – величайшая империя в человеческой истории.

- «Варварская» культура монголов и совершенно системная форма власти и организации армии, государства (восточная демократия) и права («Степная кровь» Чингисхана).

- Уничтожение, сохранение и изменение в культуре → взаимодействие славянской (плюс угро-финской) культуры с восточной (которая так же имела сложный этнический состав)

- Каждый покорённый народ становиться частью Золотой Орды, вливаясь и взаимодействуя друг с другом.

Религиозные конфликты

- Монголы – язычники, а славяне – христиане

- Ситуация ига для славян являлась тем вызовом, который испытывал наш народ на «выживание» (способность выжить в невыносимых условиях)

- Сохранение в рабстве своего духа (раб или холоп?) – унижение для управления.

- К войне с монголами («погаными») не было националистических мотивов – война воспринималась как «казнь божья», посланная на Русь за грехи испытание и проверка на выдержку.

- Церковь – единственный институт, который помогал самоидентифицироваться, сохраниться и выстоять русскому самосознанию (разум, вера и духовность)

- приспособление, гибкость и терпение через христианское сознание.

- Проблема адаптации через «великотерпение».

- Монгольская культура не была такой уж низкой, злобной и варварской, она имела свои законы, правила, нормы морали, государственное устройство и торгово-экономические отношения.

- Россию в Европе в данное время считали наследием Монгол – через призму Востока как угроза для Запада.

- Пережив татаро-монгольское иго, русский нард получил ориентацию на Восток, тем самым обретя в этом силу (симбиоз культурной формы = восточно-славянская Русь).

- Россия заместила собой ту группу этносов, которые были в Орде.

- Если бы не монгольское иго, то история России могла бы повернуть на Запад (как Польша), но именно иго развернуло Россию на Восток.

- Именно Московское княжество сумело выявить и использовать особенности культуры для избавления от ига.

- Московский период Руси – 14-17 век.

Задачи Москвы и её роль:

1) Создание самостоятельного государства на принципах самодержавия (Московское княжество как «домашняя территория»).

2) Оюъединение русских земель под властью Москвы путем предложения новых идей и качества: «Русь как единство» и общность.

3) Разрешение культурного конфликта путем создания национального государства.

Суть самодержавия: единство религиозного и государственного (концепция Филофея : «Москва – з-й Рим»). Впервые в истории Москва защищала православие

- Единство социального и политического путём выстраивания иерархических сословий (крестьянство, дворянство, духовенство)

- Каждое сословие имело свои обязанности (но не привилегии!)

- Единство сословий обеспечивается путём вмешательства государства (крепостное право)

- Самодержавие не ограничено ни политически, ни юридически, ни морально. Но царь – не деспот, так как он ограничен религиозными нормами, т.е. самоограничение власти.

Наличие целостной власти; любые попытки разделить власть приводят к сомнениям.

Объединительная идея царя-батюшки для всех этносов в России.

Самодержавная власть – власть ответственная, т.е. она имеет и форму конфликторазрешения.

- «Разномыслие для России опасно» - Ломоносов.

- Земские сборы в Московской Руси – это управляемая демократия» - собрание советов по желанию власти.

- В основе русского самосознания лежит стремление к сильной руке – к деспотизму, но с другой стороны – склонность к вольнолюбию и безграничной свободе.

- В период Московской Руси русские научились мыслить государственно – это требовалось для победы над монголами.

- Политика настоятелей и иосифян –рубеж 15-16 вв; возникает впервые в истории Руси (можно сравнить с «партиями»)

- Нестяжатели : Нил Сорский – накопительство – грех, северный анклав «настоящей русской культуры и веры»

- Иосафяне – Иосиф Волжский – накопительство необходимо.

Два взгляда на РПЦ и государство.

В основе конфликта лежит проблема собственности в отношении между государством и церковью (т.к. церковь во времена средневековья имела огромное имущество= церковь как отдельный феодал).

- Результат противостояния нестяжателей и иосафян: церковь сохраняет своё имущество, и получает ограничение на приобретение новых земель, с целью ослабления её влияния (к началу революции 1917 г. церковь всё так же имела огромное земельное имущество)

Проблема отношения к еретичеству ( 15-16 вв)

- Ересь жидовствующих (западническая ересь), повлиявшая на элиту и правителей Руси – протест против Троицы (антитринитарии), протест против обрядов, которые «неверные»

- Ересь проявляется тогда, когда нет ясности в богословских вопросах (из-за недоступности книг и работ по богословию)

Выход : приглашение греческих богословов для распространения религиозного просвящения на Руси (Максим Грек и др.).

- Единство в различии догматов церкви – эта идея христианства подверглась критике со стороны еретиков, которые сеяли смуту в умах народа и элиты.

- Настоятели были несогласны с еретиками, но считали, что их необходимо увещевать (вести беседы и наставлять на путь истиный), нельзя человека ущемлять, но надо воспитывать.

- Иосефяне считали, что ересь должна быть наказана поголовно – вплоть до смертной казни (впервые в русской истории 5-10 человек казнили по религиозным основаниям).

нестяжатели иосифяне

церковь, занимаясь духовными делами, церковь занимает основную социаль-

должна допускать свободу по отноше- ную, государственную и экономичес-

нию к вероисповеданию кую позицию, является частью гос-ва

главная задача церкви – увещевание и создание устава церкви – умное деяние

и наставление на путь истинный ненасиль- преображение человека духовно путем

ственно. молитвы и покаяния.

человек сам приходит к благу и преодо-

левает свои грехи.

Нил Сорский: церковь как институт разрешения внутриличностных конфликтов.

Полемика между Иваном Грозным и князем А.Курбским - самодержавие российское начинает власть в монгольской империи; есть только царь и все остальные;

- Сословия ничем не выделены и давно безправны – на фоне самодержавия.

Иван Грозный – неоднозначный политик, влияние которого чрезвычайно велико для всей русской истории.

- При нём Русь переходит в новое качество – Российское царство (вопрос о преемственности власти от монголов).

Грозный – реформатор: Земский собор, коронация и т.д.

Грозный – тиран: опричнина, сыноубийство.

- Проблема создания государства: борьба с внутренними проблемами (войны), решение вопроса с властью (бояре), с пределами власти и религиозным вопросам.

Конфликт между двумя взглядами на содержание власти как таковой:

- Определение власти со стороны перебежчика-диссидента Курбского и со стороны царя- самодержца Ивана Грозного(власть и оппоненты)

- Грозный: власть неограниченная и богоданная (без границ, он ни перед кем, кроме Бога не отвечает). Содержание власти предельно мистифицируется и сводится к одному единому лицу. Власть отвечает лишь перед Богом, а не перед людьми.

- Власть сама очищает общество от скверны, казня своих врагов (опричнина): лучшая часть общества против худшей.

- Объединение власти и укрепление и единство государства путем самодержавия.

- Курбский: власть богоданная, но у неё есть ещё и внешние границы – советники, которые предостерегают царя от необдуманных действий.

- Суть русской власти:

- персонификация властителя

-сакральное единство и мистификация

- вокруг единой власти образуется внутреннее и идеологическое пространство: православное единство+ идеологическое единство.

- каждая культура порождает тот тип, который соответствует её возможностям.

Смута как период полураспада государства: из-за перенапряжения внутренних сил (войны), конфликты судеб, интерес со стороны других государств.

Закон самораспада : смута есть потеря национальных ориентиров и потеря государственного единства (16 век и кон.20 в.).

- На рубеже 16-17 веков возникает несколько вариантов путей развития России. Преобладала модель иосифян и Грозного: сохранение национальной специфики и создания национального пространства Русского государства.

06.03.2012 Семинары

Кританич - Политика

- идея конславянизма – идея общеславянской культуры на основе исторических особенностей славянского народа (объединение славян)

- Кританич впервые в истории русской мысли выдвигает идею конславянизма (рационалистическая идея)

- политическая, национально ориентированная экономика под руководством власти.

-лингвоконфликтология – взаимодействие различных языков (народов) и конфликты, связанные с этим.

Уникальность =одиночество? Индивидуальность влечёт за собой конфликты.

Внедрение чужих языковых норм в русский язык (если необходимо защитить народ, необходимо сохранить язык).

- Билингвизм – мирное сосуществование двух языков в одной культуре (два народа, два класса).

- Кританич: создание искусственного , универсального интерязыка для всех славянских народов; в таких условиях есть возможность снятия и устранения языковых конфликтов.

- Нация, которая не может создать своего самосознания, не может создать государственность.

Конфликты староверов и никониан : (вторая половина 17 в.)

- В период правления Алексея Михайловича (Бунташный век) – период предпросвящения – период реформ и преобразований(приказы, развитие абсолютизма, создание нового Соборного уложения).

- Уравнение в правах дворянской и боярской собственности – на основе служебной собственности взамен частной собственности.

- Возникновение идеологии Святой Руси – двуначалие России – церковное и царское.

- Закрепощение крестьян.

- Приоритет государства над человеком, над каким бы то ни было сословием – для упреждения новой Смуты и создания единства мыслим русского народа и государственности.

Староверы (Авакуум) и Никонианцы

30% 70%

- Никонианцы: Никон, Алексей Михайлович, Симеон --------. Унификация церкви для всеобщего единства.

- В русской церкви не было единого богословия, что позволяло более спокойно и бесконфликтно относиться к инакомыслию.

- Но, при унификации обрядов и создании единой церковной литературы, при модернизации всей церковной системы возник раскол – на и из-за самой модернизации (упрошение богослужения), а так же из-за влияния и воздействия Католической церкви на Русь.

- Начало конфликта определялось из-за утилитарных нюансов: ошибки в переводах ( и понимании) Библии (а не из-за причин реакционности старообрядцев).

- Старообрядцы предлагали обратиться к древнеславянским текстам, а не к новым переводам.

- Ситуация: церковная власть (Алексей Михайлович, Никон) против оппозиции – раскольников (Авакуум).

- Это первая оппозиция, которая встала перед русской властью.

- Конфликт между никонианцами и старообрядцами был толчком к созданию национальной русской культуры и ценностей (культура народа в его языке, вере, привычках и укладе жизни).

- Старообрядцы были своеобразным «гласом народа», который в конце концов загнали и изничтожили (из-за того, что власть не захотела и не стала принимать идей раскольников).

_ в результате были гонения на старообрядцев, а так же их акции самосожжения; кроме того, их притесняли в правовоми экономическом аспектах, в результате чего привели раскольников к тому, что они вынуждены были стать опасными для действующей власти (вплоть до 20 века).

- Старообрядцы вынуждены были создавать свою, внегосударственную социальную политику и экономику.

- Противостояние раскольников и никонианцев – это не только религиозный, но и культурный конфликт, протекавший на протяжении всей истории Русского государства.

Просвещение (18 век)

- Российское просвещение начинается на сто лет позже, чем на Западе и является заимствованным просвещением.

- Это эпоха европеизации страны: учиться, заимствовать, копировать, шпионить и воровать.

- Насильное обучение и просвещение русского народа (власть заставляла людей учиться).

- Появление системы стимулирования и новых возможностей для обучения.

- Руссификация европейских веяний.

-Политическая и властная основа при насаждении инноваций.

- Основной задачей Петра 1 было сохранение национальной независимости.

------, просвещение как основа, в том или ином виде происходит от начала 18 в. и до 20 в. (СССР- ликбез)

- Современная ситуация в России схожа с ситуацией в Империи периода начала петровского правления → разлад и упадок, жизнь за счет достижений предков, а не новых наработок.

- В 18 в. просвещение в России уже не отстает от европейского – наша наука и культура находится с ними на одном уровне.

- Одной из особенностей русского просвещения является его властная составляющая: ценности науки, культуры и образование проходят «сверху» через власть (и отсутствие «врожденных идей к инновациям»).

- В 18 в. на первый план выходят категория ratio вместо категории веры (Знание- сила!).

- Задача Петра 1: из бездельничающего дворянства, из бездарного крестьянства, из постного духовенства сделать образованные сословия.

- Конфликт: инноваций со старыми ценностями, создание новых ценностей, которые полностью противоречит старому мышлению.

- Власть давала равный шанс стать свободными образованным людям (Табель).

- Религиозные традиции и привычки тянули просвещение назад (для достижения положительных результатов понадобилось 100 лет).

- Два пути образования петровского времени (до 19 в. 1) 1) насильственно, путём наказаний и угроз через власть; (в 19 в. 2) 2) путём просвещения со стороны группы людей ученых-просветителей (Ломоносов) как отдельного сословия – интеллигенции (Посошков, Радищев)

Интеллигенция 19 в. стала могильщиком самодержавия.

- Для того, чтобы Просвещения происходило, необходимо лишь несколько людей, которые личностно заинтересованы в прогрессе. Новая идея распространяется сама собой через личность ученого-просветителя.

- В 18 в. формируется сознание личностного самосознания (например – дуэль- как средство и способ выражения личностного сознания).

- Дворяне становятся (с подачи власти) – личностным сословием. Главный признак – служба государству (в армии). (Табель)

- Новая форма правления, отношений между сословиями и правом были заимствованы из-за рубежа(Скандинавия, Голландия и др.).

- Петр1: ориентация на Запад, но всё же собирание в себе черт «русского человека», качество целеустремлённости и упорства в достижении цели.

- Модернизация – появление новых значимых ориентиров на будущее (институциальные реформы).

- Создание новой идеологии и типа мышления.

Конфликты эпохи Просвещения:

1. Политический – формирование нового типа государства – Империя (утверждение всемирности через силу)

2. Сословные – формирование новых сословий(буржуазия), реорганизация духовенства, а так же изменение положения дворян (поддержка государством).

3. Экономические – отношение дворянства и крестьян к земле, вопрос о крепостном праве (освобождение и выкуп).

4. Религиозные – процессы русификации мусульманских окраин (или веротерпимость – Екатерина 2).

5. Научные – становление русской нации (из чужой инфраструктуры) – западная система с русской спецификой: единство трёх уровней образования – школа-университет-академия наук. Открытая наука вместо «цеховности» западной науки.

6. Юридическое – создание новых институтов конфликторазрешения и попытки навести порядок с помощью регламентирования и законов на основе разума.

-Для более успешного становления в России Просвещения, нам нужно было поставить себя в глазах Европы (т.е. изначально образование имело подражательный характер).

- В 19 веке Россия сравнялась с Европой по научным, экономическим и политическим критериям благодаря потребности в современности (образование как критерий достижения успеха).

- Русская интеллигенция отличается от западной в отношении морали-нравственности и знания (явление кающегося интеллигента в России).

Большое влияние этики на науку

Внутренний конфликт между этикой и разумом, между правдой истинной и правдой человеческой, законом и правдой.

- Освоение новых территорий путём создания иностранных колоний в России (для развития Российской Империи0.

- Санкт-Петербург – как единственно возможный выход для развития России на Балтике.

20.03.2012 лекция

- В эпоху Просвещения создаётся новая система ценностей – необходимости знаний и ценности образования (посредством кнута и пряника).

- В 19 в. появляются университеты европейского уровня, интеллигенция и новые ценностно-образовательные стандарты.

- Появляется слой людей, способных к обучению.

- Характер Просвещения 18 века – это энциклопедизм – исследование всех аспектов человеческой жизни; определение понятий, при отсутствии специализации – многообразие и широта знаний.

- Обмен между знаниями с Европой – появление общеевропейской академической культуры – создание особого типа людей (академиков), которые сами бы смогли продуцировать новые знания.

- Но наряду с общеевропейским образованием, в России складывается особая идея академичности.

- Для независимости от Запада необходимо было создать свой категориальный аппарат (за счет перевода на русский язык иностранных трудов).

Появление русских теорий (на основе идей Запада):

1) Философия ответственного права – природные права и качества (разум); выделение категории Разума и попытка классифицировать народность по уровню разума.

Татищев В.Н. – категория естественного права.

Екатерина Великая – «Наказ» - создание новых законов.

- Россия есть европейская держава (разрешение конфликта между Западом и Россией)

- Тезис о вольности и свободе (свобода есть право делать всё то, что не запрещено законом).

- Тезис о гражданстве (гражданское общество – это общество свободных людей, вопрос об уничтожении крепостного права).

- Сперва просвятить и воспитать несвободное общество, для того, чтобы подготовить общество к свободе.

Радищев А.Н. – «Путешествие из Петербурга в Москву» - идея об освобождении от крепостного права, свободного и гражданского →буржуазного общества (снятие конфликта от абсолютизма).

- Естественное право – это способ осмысления наблюдаемой реальности (все люди равны перед законом, но каждое сословие имеет свои законы).

- Людьми должны управлять не люди, а законы → создание нового, универсального кодекса законов, которые будут регламентировать общество.

- В России не любят реальность, а стремятся всё идеализировать. Решение насущных проблем – необходимо признание реальности.

Конфликтолог должен любить конфликты.

- Философия ---- права – это философия , которая объясняла и пыталась понять реально происходящие вещи (но через призму идеального образа Разума).

- Юристы – это потенциальные революционеры, т.к. они знают государство изнутри (искусство делания революции формировалось в течении веков).

- Аллергия власти к инновациям.

- Самодержавие устаревает к началу 19 века – явление восстания декабристов, как осознание дворянами необходимости изменений.

- Пример Радищева – это пример того, как человек стал субъектом истории.

2) Концепция общественного договора – Радищев (менее популярна в России, чем ав Европе).

- Сохранение формулы самодержавия, но заключение соглашения между государством и обществом на соблюдение естественных прав.

- Эпоха пПросвещения не решила конфликтовкрепостного права и ограничения самодержавия, перенеся эти нерешённые вопросы в 19 век.

- В это время власть не смогла сделать решительных шагов для решения проблем.

- Если народ бунтует, то виновата в этом власть.

Конфликтология русского либерализма.

- Проблемы русского либерализма исходят из проблемы отношений России и Европы, а так же протекании их либерализва у нас.

- Русский и Европейский либерализм:

1. Принципы свободы личности (персонализм, конкурентные отношения, демократия, мультикультурализм, свободомыслие).

2. Концепция правового государства – закон должен определять взаимоотношения между людьми.

3. Идея гражданского общества – среднего класса, который обеспечивает стабильность и меру в государстве → преодоление классовой борьбы.

4. Свободное судопроизводство (из -2).

5. Эволюционизм – идея постепенного, замедленного процесса социальных отношений (без скачков и революций).

6. Контрреволюционный характер – рациональный взгляд на общество; перевод конфликтной оппозиции в неконфликтную (конфликтофобия).

7. Нация как некое развивающееся и свободное состояние (зависит от самосознания) – качество нации→

соц.порядок = Юридические законы + гражданские нормы+личность

рационализм

- Но общество в целом иррационально – в этом главная проблема и вопрос либерализма (моральное чувство не обязательно).

- Задача либерализма – создать механизм ratio, который бы обуздал иррациональный мотив и новый порядок.

Специфика русского либерализма (19 в.):

- в связи с исторической ситуацией

1) Либерал-западник; образцы лучшего брались на Западе →недооценка историко-культурных традиций России.

2) Самодержавный либерализм – развитие в контексте абсолютизма; соглашение и единство с монархией.

3) Универсализм – эклектика – сочетание разнородных вещей (при переходе от одного общества в другое, когда разные вещи накладываются друг на друга) – как признак развития, но всё же неполноты теории→ проявление русской души – универсализм и безволие.

4) Боязнь открытых конфликтов и противоречий (конфликтофобы)

5) Иллегализм русской культуры – несознательное желание нарушения закона.

6) Некоторая нелюбовь к русским ценностям и неуважение к культурным традициям (21 в.)

Русские либералисты:

- Чичерин

- Новгородцев

- Трубецкой

- Каверин

Особенности конфликтов 19 в.:

1. Классовые конфликты

2. Политические – с возникновением партий

3. Идеологические – либерализм/консерватизм/социализм.

4. Российский народ делится не по национальным, а по религиозным критериям.

Чичерин – классический либерализм: (фил. права)

- Класический взгляд на представление об обществе – общество состоит из личностей, хотите понять общество – изучите личность.

- Личность – это 1) совокупность личностных качеств, эмоций потребностей и страстей (позитивизм); все имперические качества, которые можно измерить.

2) внутренняя целостность сознания и души, вся сумма их проявлений в разуме и в свободе (метафизика).

Свобода может быть (по Чичерину)

- внутренняя (нравственно-душевная)

- внешняя (определённая государством и законом)

- политическая (свобода выбора власти и самоуправления)

- Человек должен быть разумным и ответственным перед собой.

- Для преодоления конфликтов в обществе (особенно классовых), необходимо следующее:

1) государство не обязано разворачивать социальную программу в поддержку бедных (они сами должны развиваться);

2) создание условий равенства людей перед законом для разрешения конфликтов, - аксиома правовой культуры; закон не должен быть жалостливый, он должен действовать даже тогда, когда о нём не знают; соблюдение законов вне зависимости от их целесообразности.

3) в обществе должны быть партии: революционно-анархическая, либеральная, консервативная, реакционная (для усиления и остановки прогресса) →естественный круговорот партий в обществе, а государство должно следить за потребностями общества → политика подчиняется жизни.

Закон Чичерина: Если общество в стадии развития, то власть должна быть сильной; если общество стабильно, то власть может быть мягкой.

270.03.2012 Семинар

- До ценности свободы нужно дорасти, если свобода не осознана, не включена в контекст морали и нравственности, то она часто бывает разрушительной.

- Свобода же, которая включает в себя нормы морали или религии, автоматически становиться ограниченной ими же, но всё же в таком случае она представляет собой свободу осознанную и созидательно направленную.

Отношение либерализма к войне и миру:

- Война есть негативное явление, т.к. она подрывает основную идею либерализма – право на жизнь.

Малиновский: создание системы сдержек и противовесов посредством общего права и ----- ----- конфликторазрешения.

- Основу международного права составляет основные права человека.

- Идеология либерализма на мировом уровне колеблется между полным пацифизмом и отказом от войн и либеральным империализмом, оправдывая интервенции во имя установления прав и свобод через силу.

- Порядок в обществе должен создаваться через индивидуальную свободу и порядок – чем более ответственен, свободен и различен будет человек, тем более сильным будет порядок; но на деле такой порядок плохо просматривается, если только в основе лежит лишь одна свобода, без ответственности.

02.04.2012 Лекция.

Наши рекомендации