Внутреннее устройство палат парламента.
Внутреннее устройство СФ ФС России
В Конституции РФ структура Совета Федерации закреплена в ст. 101.
Возглавляет Совет Федерации Председатель, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта РФ
В Совете Федерации создается Совет палаты, который образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации. Совет палаты является постоянно действующим коллегиальным органом.
В соответствии с Конституцией РФ в Совете Федерации образуются комитеты и комиссии.
Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Численный состав комитетов определяется палатой, однако комитет должен насчитывать не менее 8 членов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.
Совет Федерации может ликвидировать отдельные комитеты или образовать новые.
Регламентом также предусмотрена постоянная комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам.
Внутреннее устройство ГД ФС России.
В отличие от Совета Федерации Конституция РФ закрепляет численный состав Государственной Думы – 450 депутатов.
Общие положения, касающиеся структуры Государственной Думы, так же, как и структуры Совета Федерации закрепляется в ст. 101 Конституции РФ.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции, по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.
Депутатская группа — форма объединения депутатов в парламенте. Депутаты объединяются в группы на основе общности политических целей. В депутатскую группу могут объединиться депутаты, не вошедшие во фракции.
Парламентская группа или парламентская фракция — это группа депутатов в парламенте. Во фракцию могут входить депутаты либо из одной политической партии, либо из нескольких. Объединяются депутаты во фракцию с целью проведения совместной политической линии. Правила создания парламентских фракций различны в каждой стране, обычно это регулируется конституцией страны и регламентом парламента.
Государственную Думу возглавляет Председатель. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы.
Важным руководящим органом Государственной Думы является Совет Государственной Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты (32) и комиссии (5). Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.
Государственная Дума в соответствии с Регламентом ГД учреждает необходимые комитеты и комиссии.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий конкретного созыва Государственной Думы. Председатели комитетов избираются палатой. Должности председателей комитетов распределяются обычно по пакетному принципу, т.е. по договоренности между всеми депутатскими объединениями.
Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания представляют собой обусловленные содержанием парламентской практики и закрепленные в действующем законодательстве юридические формы, в которых Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют свои конституционные полномочия.
К числу таких форм относятся:
пленарные заседания палаты,
заседания парламентских комитетов и комиссий,
парламентские слушания,
парламентские расследования и др.
От организационно-правовой формы деятельности палаты следует отличать парламентскую сессию - установленный законодательством период работы палаты Федерального Собрания.
Парламентская сессия представляет совокупность раздельных заседаний палаты, а также иных проводимых палатой и ее органами мероприятий по осуществлению конституционных полномочий. В на свое первое сессионное заседание Государственная Дума (как и Совет Федерации) собирается на 30-й день после избрания. В течение года Государственная Дума проводит две сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня и осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.
В период сессии Государственной Думы проводятся пленарные заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания ее комитетов и комиссий, парламентские слушания.
Пленарное заседание палаты. Это организационно-правовая форма деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, связанная с рассмотрением вопросов, относящихся к их компетенции, и принятием в результате такого обсуждения предусмотренного Конституцией РФ решения.
Парламентский контроль. Представляет собой конституционную возможность Федерального Собрания осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ. Контрольная деятельность парламентов осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуации, изучают проблемы, дают оценки о работе тех или иных исполнительных органов государственной власти. В действующей российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля за деятельностью Правительства. Одним из важнейших инструментов парламентского контроля за исполнительной властью является заслушивание отчета Правительства об исполнении федерального бюджета на заседании Государственной Думы. В финансовой среде парламентский контроль касается прежде всего деятельности Центрального банка.
Парламентское расследование. Это высшая форма (средство) парламентского контроля за исполнительной и судебной властями, за исполнением органами власти норм Конституции. В конституционно-правовом значении парламентское расследование представляет собой право парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость.
Парламентские слушания. Представляют собой организационно-правовую форму обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов - концепции закона, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Порядок проведения парламентских слушаний определяется Регламентом палаты.
Полномочия Совета Федерации
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
утверждение указа Президента Российской Федерациио введении военного положения;
утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
назначение выборов Президента Российской Федерации;
отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.