Конституционный статус края, области в составе РФ
Вторую группу субъектов РФ составляет 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения.
Уставы краев, областей устанавливают правовую систему субъектов Федерации.
Конституцией РФ закреплены конституционные гарантии самостоятельности краев, областей, городов федерального значения как субъектов РФ: статус может быть изменен только с их согласия (ч5 ст66); они принимают свои уставы без утверждения Федерацией, признается высшая юридическая сила устава субъекта Федерации по вопросам его ведения как субъекта Федерации; осуществляется собственное правовое регулирование вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч4 ст76); федеральные органы государственной власти, в том числе суды, в соответствии со ст.76 (ч4 и 6) Конституции РФ должны руководствоваться в своей деятельности нормативными правовыми актами субъектов РФ по предметам исключительного ведения субъектом РФ; границы между субъектами могут быть изменены лишь с их взаимного согласия (ч3 ст67); система органов государственной власти устанавливается краями, областями, городами федерального значения самостоятельно (ч2 ст11 и ч1 ст77), обеспечивается представительство этих субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ(ч2 ст95), главы субъектов входят в состав Государственного Совета РФ, учитывается мнение субъекта РФ при назначения прокурора субъекта РФ (п3 ст129)
Основные законы субъектов Федерации закрепляют собственную высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам и прямое действие на всей территории края, области, города федерального значения .
Уставы краев, областей не содержат положений о государственном суверенитете. Уставы провозглашают край, область, город федерального значения в качестве равноправного субъекта РФ, неотъемлемой составной частью России.
Вопросам государственно-территориального устройства субъектов посвящаются отдельные главы учредительных документов субъектов РФ.
Уставы краев, областей, городов федерального значения определяют собственные границы с другими субъектами РФ, размер территории, содержат исторические справки.
На конституционном уровне регламентируются права и свободы граждан. Правам и свободам посвящены либо отдельные статьи, либо специальные главы Устава. В некоторых Уставах закреплены основные направления политики в сфере обеспечения безопасности граждан.
Субъекты Федерации в уставных документах определяют механизм осуществления власти на региональном уровне, институты непосредственной демократии, основы государственной и муниципальной службы, местного самоуправления .
Особое внимание уделяется вопросам собственности, финансовым и бюджетным отношениям. Устанавливаются основы бюджетного процесса в субъекте, налоговой и кредитно-банковской системы.
Город федерального значения- государственно-территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее статусом субъекта Федерации.
Согласно Конституции РФ 1993г в РФ 3 города федерального значения- Москва и Санкт-Петербург, Севастополь .Города федерального значения имеют свою территорию, население, органы государственной власти, устав и законодательство.
Город федерального значения Москва выполняют функции столицы РФ. Столика РФ-место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств субъектов РФ, а также дипломатических представительств иностранных государств в РФ. На территории г.Москвы находятся высшие органы законодательной, исполнительной и субъектной власти РФ.
Санкт-Петербург - это субъект РФ, город федерального значения, статус которого определяется Конституцией РФ и Уставом субъекта.
Санкт-Петербург является местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ.
В Москве систему органов государственной власти образуют: Московская городская Дума, Правительство Москвы, возглавляемая мэром, исполнительные органы государственной власти Москвы, Уставной суд города Москвы, мировые судьи; в Санкт-Петербурге-Законодательное Собрание, Правительство, возглавляемое губернатором, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, Уставной суд Санкт-Петербурга, мировые судьи. Города федерального значения имеет официальный символ- герб, флаг и гимн.
Понятие и виды автономии
Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.
Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.
Национально-культурная автономия сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Национально-территориальные автономии разделяются на политические и административные. Политическая автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда - конституции), наличие собственных законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц. Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности (преподавание, издание газет, судопроизводство на национальном языке, учет местных обычаев в правовой сфере и т. п.).