Конституционный статус личности.

Он объединяет права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции - Основном Законе государства и общества. Этот статус иногда называют "базовым". Конституционные права, свободы и обязанности являются основными правами, свободами и обязанностями. Они составляют юридическую базу для всей системы прав, свобод и обязанностей, закрепленных каждой отраслью права, имеющих высшую юридическую силу и подлежат повышенной защите. Конституционные права, свободы и обязанности являются правовым базисом для прав, свобод и обязанностей, зафиксированных в действующем законодательстве, поскольку содержат исходные, принципиальные положения правового регулирования в той сфере общественных отношений. Элементы конституционного статуса личности указывают на главные направления развития всей системы прав, свобод и обязанностей, определяющих содержание и основные цели их направления. Кроме того, конституционные права, свободы и обязанности признаются непосредственно действующими, поскольку нормы Конституции признано нормами прямого действия.

Конституционно-правовой статус можно охарактеризовать как единый и одинаковый для всех. Однако наличие или отсутствие некоторых прав, свобод и обязанностей зависит от особого статуса субъекта, суть которого заключается в принадлежности или непринадлежности этого субъекта к гражданству государства.

Гражданство - неотъемлемый составной элемент конституционно-правового статуса личности, раскрывает содержание юридической связи между конкретным гражданином и государством.

Гражданство определяет постоянную правовую связь лица и государства, что проявляется в наличии у государства и конкретного человека взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей. Пребывания лица в гражданстве означает наличие у нее полного объема прав и обязанностей. Только гражданин может рассчитывать на защиту как внутри государства, так и за рубежом; имеет право участвовать в управлении государством и в полном объеме обладает политическими правами и свободами; отбывает воинскую обязанность по защите государства в Вооруженных силах.

Отраслевой статус личности.

Этот статус формируется из определенных полномочий, обеспечивающих лицу осуществление ее возможностей в определенной сфере общественных отношений, которая регулируется в той или иной отраслью права. Каждая из отраслей права закрепляет права, свободы и обязанности личности в определенной сфере общественных отношений, например, в имущественных, семейных, трудовых и других. Роль и значение конституционно-правового статуса в его соотношении с отраслевым статусом заключается в том, что он системно интегрирует и объединяет основные принципы отраслевого правового статуса.

В рамках отраслевого статуса выделяют:

а) специальный статус - статус лица как представителя той или иной социальной группы, обособленной по определенным юри дико-значимыми признаками (роду деятельности, возрасту и др.), наделенное согласно законов и других нормативных актов специальными, дополнительными, правами и обязанностями, обусловленный особенностями положения лица и потребностями ее специальной функциональной активности (студент, пенсионер, военнослужащий, должностное лицо и др.) и является общим для определенного круга лиц. Специальный статус дополняет (статус депутата) или ограничивает (статус рецидивиста) общий правовой статус, то есть корректирует его. В отличие от общего статуса, который является постоянным, специальный статус имеет переменный характер. Специальные статусы, которые конкретизируют общий правовой статус на уровне отдельных социальных групп, отличаются более разнообразной отраслевой гаммой, чем общий статус, определенный конституцией. Специальные статусы могут содержаться в рамках одной отрасли права (например, государственно-правовой статус депутата, гражданско-правовой статус предпринимателя, трудовой статус пенсионера, процессуально-правовые статусы эксперта-криминалиста, обвиняемого и др.) или иметь комплексный характер (статус должностного лица, несовершеннолетнего, военнослужащего и др.).

Отмежевание специального статуса одного лица от других лиц осуществляется в плоскости ее правосубъектности, преимущественно дееспособности, поскольку правоспособность является одинаковой и равной для всех. Так, право на занятие предпринимательской деятельностью и создания акционерного общества - элемент правоспособности каждого, однако реализовать его может только лицо, которое принадлежит к социальной группе предпринимателей. Здесь проявляется специфическая дееспособность, которая может быть как внутриотраслевой (в таком случае она является особым видом отраслевой дееспособности), так и межотраслевой. Она влияет на соотношение специального статуса с отраслью права, потому что служит определяющей предпосылкой его возникновения;

б) индивидуальный статус - статус лица как индивида, который определяет персонифицированные права и обязанности в их конкретных, природных и приобретенных способностях и особенностях (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, религиозные убеждения и т.п.), отличается подвижностью: изменяется в соответствии с теми изменениями, что происходят в жизни человека.

Правовое положение конкретного физического лица можно рассматривать как сумму общего, специального и индивидуального статусов, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретных ситуаций.

По субъектами различают правовой статус:

- физических и юридических лиц;

- иностранцев, лиц без гражданства;

- статус беженцев;

- статус украинских граждан, находящихся за рубежом;

- профессиональный и должностной статус;

- статус лиц, находящихся в экстремальных условиях. Тесно связанные с элементами правового статуса лица:

1. Правосубъектность (праводееспособность). Она заключается в способности лица иметь субъективные юридические права, исполнять возложенные обязанности и нести юридическую ответственность, но этим ее назначение не исчерпывается. Без правосубъектности невозможно определить правовой статус физического и юридического лица: специальная правосубъектность влияет на специальный статус, а индивидуальная правосубъектность в значительной мере характеризует индивидуальный статус. Правосубъектность способствует установлению различия правового статуса от других социальных статусов лица - экономического, политического, этнического и др.

Термин "правосубъектность" применяют до субъектов права - участников правоотношений. Термин "статус" употребляют для характеристики правового положения лица в целом. Предполагая наличие правосубъектности, правовой статус личности является своеобразным инструментом, который систематизирует нормы о субъекте права (его права, свободы, обязанности, ответственность) и приводит их в устойчивое состояние. Поэтому правосубъектность как важный "опорный" институт (фундамент) приобретение правового статуса физическим или юридическим лицом может быть включена в состав правового статуса.

Существуют различные подходы к вопросу о соотношении правосубъектности и правового статуса:

а) правосубъектность является предпосылкой правового статуса;

б) правосубъектность является структурным элементом правового статуса;

в) правосубъектность более объемная категория, которая включает в себя правовой статус.

Правовой статус имеют любое лицо, обособленные группы лиц, а также совокупность всех лиц в обществе в целом - гражданское общество (народ).

2. Гражданство. Теоретическое определение понятия "гражданство" предполагает его толкование как "взаимосвязь личности и государства, который порождает с обеих сторон определенные права и обязательства" (В. Черкін) или как "правовая связь лица с государством, который не ограничен во времени и пространстве, основывается на юридическом признании государством данного лица своим гражданином и, как следствие, обусловленный взаимными правами и обязанностями граждан и государства в случаях, указанных в законе" (А. Фрицкий).

Характеризуя институт гражданства как элемент правового статуса лица, непосредственно закрепляется Конституцией Украины, важно не сводить его содержание только к совокупности формально-юридических отношений, которые устанавливаются между суверенной властью государства и индивидами, которые имеют правовой статус гражданина. Ведь правовая категория "гражданин" в совокупности с зафиксированными Конституцией правами формирует специфическую форму активного взаимодействия между государством и его гражданами. Речь идет не просто о определенное количество взаимных прав и обязанностей, которые возникают в отношениях демократического государства с его гражданами, а про активное участие граждан государства в ее политическом, экономическом и социальном развитии.

Основными элементами правового института гражданства, его приобретения и прекращения. Основания приобретения гражданства

Украины по ст. 6 Закона Украины "О гражданстве Украины" разделяют на несколько групп:

1) по рождению - филиация (лат. Пешее - сын). Оно может быть двух видов - на основании принципа "права крови" и принципа "права почвы". В Украине применяется оба принципа. В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей;

2) по территориальному происхождению в соответствии со ст. 8 Закона Украины "О гражданстве Украины" регистрируется гражданином Украины лицо, которое само или хотя бы один из ее родителей, дед или бабка, полнородные брат или сестра родились или постоянно проживали до 16 июля 1990 г. на территории, которая стала территорией Украины в соответствии со ст. 5 Закона Украины "О правопреемстве Украины", а также на других территориях, которые входили в состав Украинской Народной Республики, Западно-Украинской Народной Республики, Украинского Государства, Украинской Социалистической Советской Республики, Закарпатской Украины, Украинской Советской Социалистической Республики и является лицом без гражданства или иностранцем, который взял обязательства прекратить иностранное гражданство, и подал заявление о приобретении гражданства Украины, а также его дети;

3) вследствие принятия в гражданство (натурализации). Различают натурализацию по закону и по заявлению. Первая предусмотрена в случае усыновления или установления опеки или попечительства над ребенком гражданами Украины.

Условиями принятия в гражданство Украины являются:

- признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;

- обязательство прекратить иностранное гражданство или непребывание в иностранном гражданстве;

- непрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет. Это условие не распространяется на лицо, состоящее в браке с гражданином Украины сроком более 2 лет и постоянно проживает в Украине на законных основаниях;

- получения разрешения на постоянное проживание в Украине;

- владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения (это условие не распространяется на лиц, имеющих определенные физические недостатки - слепота, глухота, немота);

- наличие законных источников существования.

Одновременно к гражданству Украины не может быть принято лицо, которое:

- совершило преступление против человечества или осуществляло геноцид;

- осуждено в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого преступления (до погашения или снятия судимости);

- совершило на территории другого государства деяние, которое признано законодательством Украины тяжким преступлением.

Кроме того, к основаниям приобретения гражданства Украины принадлежат восстановления в гражданстве; установления над лицом, признанным судом недееспособным, опеки; в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка; установление отцовства (ст. 15 Закона); иные основания, предусмотренные международными договорами Украины. Такими основаниями можно признать оптацию (лат. - выбор, желание) - право свободно выбирать гражданство того или иного государства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством (например, советско-чехословацкий договор 1945 г. о Закарпатскую Украину) и трансферт - принудительную смену гражданства при переходе части территории от одного государства к другому.

Законодательством также предусмотрены основания прекращения гражданства Украины. Прежде всего к ним относятся:

1) выход из гражданства Украины гражданин Украины, который выехал на постоянное проживание за границу, может выйти из гражданства Украины по его ходатайству. Выход из гражданства Украины не допускается, если лицо, которое ходатайствует о выходе из гражданства Украины, в Украине привлечено в качестве обвиняемого в уголовном деле или относительно которого в Украине есть обвинительный приговор суда, который вступил в силу и подлежит исполнению;

2) утрата гражданства Украины в случае, если:

- гражданин Украины после достижения им совершеннолетия добровольно приобрел гражданство другого государства;

- иностранец приобрел гражданство Украины и не предоставил документ о прекращении иностранного гражданства или декларацию об отказе от него;

- иностранец приобрел гражданство Украины и воспользовался правами или исполнил обязанности, которые предоставляет или возлагает на него иностранное гражданство;

- лицо приобрело гражданство Украины вследствие представления заведомо неправдивых сведений или фальшивых документов;

- гражданин Украины без согласия государственных органов Украины добровольно поступил на военную службу, на работу в службу безопасности, правоохранительные органы, органы юстиции или органы государственной власти или органы местного самоуправления другого государства.

От потери гражданства отличают принудительное лишение гражданства, которое действующим законодательством Украины запрещено.

Приобретения или прекращения статуса гражданина - это не односторонний акт лица. Политико-правовая связь государства и личности, которым есть гражданство, предполагает существование системы специально уполномоченных государственных органов, имеющих компетенцию в этой сфере. В систему таких органов относятся: Президент Украины; Комиссия при Президенте Украины по вопросам гражданства; специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства (Министерство внутренних дел Украины); Министерство иностранных дел Украины, дипломатические представительства и консульские учреждения Украины.

каждая лицо, находится в пределах территории Украины и подлежит ее юрисдикции, является гражданином Украины. Здесь могут находиться иностранные граждане и лица без гражданства, юридический статус которых определяет Закон Украины "О правовом статусе иностранцев" от 04.02.94. Под понятием "иностранные граждане" следует понимать лиц, которые не являются гражданами Украины и принадлежащие к гражданству иностранных государств. Лица без гражданства (апатриды ) не принадлежат к гражданству других государств.

Конституция Украины, прежде всего ст. 26, закрепила за иностранными гражданами и лицами без гражданства национальный правовой режим, который заключается в том, что они пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины (за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины). Статус иностранцев не зависит от того, имеют ли граждане Украины те же права в соответствующих странах, то есть он носит безусловный характер.

Иностранцы, находящиеся на территории Украины, могут иметь определенные особенности статуса. Например, это касается иностранцев, которые иммигрировали в Украину на постоянное проживание (специальные нормы зафиксированы в Законе Украины "Об иммиграции" от 07.06.01) или которые иммигрировали в Украину для трудоустройства на определенный срок; которые временно находятся на территории Украины; которым предоставлено убежище на территории Украины. Также особый статус имеют иностранцы, которые получили статус беженца (специальные нормы зафиксированы в Законе Украины "О беженцах" от 21.06.01).

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Украины и вследствие вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений (ст. 1 Закона Украины "О беженцах").

Специфическим правовым статусом наделены иностранцы, которые пребывают на территории Украины на основаниях, предусмотренных международными договорами Украины (например, военнослужащие подразделений Черноморского флота Российской Федерации), и те, пользующихся дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами в соответствии с международными договорами.

Отличия правового статуса граждан и иностранцев в теории конституционализма отражены в различиях понятий "права человека" и "права гражданина". Категория "человек" включает индивидов как членов гражданского общества независимо от их связи с той или иной страной. Права гражданина связаны с его статусом как члена политически организованного общества. Гражданин имеет больше прав и обязанностей в своей стране, чем тот, кто не принадлежит к этой государства. Иначе говоря, каждый, кто находится на территории государства, пользуется правами человека (в том числе иностранцы), а пользование правами гражданина возможно лишь при наличии связи с государством.

Так, иностранцы, в отличие от граждан Украины, не могут объединяться в политические партии, не могут участвовать в управлении государственными делами, не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, не могут участвовать в референдуме, не имеют права равного доступа к государственной службе, не могут бесплатно получать высшее образование и некоторые другие права. В то же время на них не распространяется обязанность отбывать воинскую повинность.

Однако права человека по сравнению с правами гражданина приоритетны, ведь распространяются на всех людей, проживающих в государстве, а права гражданина - только на тех лиц, которые являются гражданами определенной страны.

Важное значение имеют принципы правового статуса личности - основные идеи, характеризующие положение человека и гражданина в современном обществе, а именно:

а) равноправие граждан. Равенство перед законом означает, что не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, за языковыми или другими признаками.

Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается:

- предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей во всех сферах общественной жизни;

- специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот;

- созданием условий, которые дают женщинам возможность совмещать труд с материнством;

- правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям.

Равенство граждан любой национальности означает:

- народ Украины - это граждане всех национальностей;

- независимо от национального происхождения все граждане Украины имеют равные политические, экономические, социальные, экологические, семейные, культурные и личные права и свободы;

- государство поддерживает развитие самосознания и самопроявления каждого национального меньшинства;

- любое прямое или косвенное ограничение прав и свобод по национальному признаку запрещается и карается законом;

- государство признает приоритет норм международного права перед национальным правом по вопросам национальных меньшинств и др.;

б) неисчерпаемость и невозможность отмены прав и свобод;

в) свободное и всестороннее развитие личности;

г) невозможность лишения гражданства и права изменить гражданство;

г) невозможность выдворения граждан за пределы Украины и выдачи другому государству;

д) высшая социальная ценность прав человека и гражданина;

е) пользования иностранцами и лицами без гражданства предусмотренными законом правами и свободами;

есть) соблюдения конституции и законов, соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства других обязанностей, предусмотренных законом;

ж) предоставление иностранцам права убежища;

Итак, правосубъектность (праводееспособность) и гражданство являются неотъемлемыми характеристиками правового статуса лица.

Наши рекомендации