Особенности акционерной формы собственности.
Акционерная собственность является одной из наиболее распространенных форм собственности на современном этапе и представляет собой систему экономических отношения, возникающие между участниками акционерного общества по поводу присвоения доли в его уставном капитале, а также участия в распределении финансового результата от его деятельности.
Акционерная собственность стала той формой, в которой в наибольшей степени осуществилась централизация производительного капитала и контроля.
На протяжении ХХ века акционерная собственность была преобладающей формой собственности и её масштабы неуклонно расширялась.В XXI веке акционерная форма собственности продолжает оказывать воздействие на развитие национальных и мировой экономик. В современном мире насчитывается около 82 тыс. транснациональных акционерных компаний, имеющих порядка 810 тыс. зарубежных филиалов[133].
Правовое положение акционерных обществ на территории РФ, права и обязанности акционеров определяются Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (последняя редакция).
Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров.
Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
«Результаты исследования структуры владения акционерным капиталом крупнейших корпораций в 27 богатейших странах мира свидетельствуют о том, что в среднем в руках крупнейшего акционера сосредотачивается 25%рыночной стоимости компаний. При этом в 75%случаев второго крупного акционера в фирме не существует: существующий доминирующий акционер является единственным крупным в фирме. Таким образом, отсутствие в компании второго по значимости либо равнозначного акционера означает практически полный контроль крупнейшего акционера над принятием решений в корпорации»[134].
Акционерная форма собственности оказывает существенное влияние на экономическое развитие России. Российские акционерные компании, составляя не более 9% коммерческих организаций, формируют 50% делового оборота и обеспечивают рабочими местами около 40% всех занятых, занимая доминирующее положение по этим показателям по сравнению с предприятиями других форм собственности.
Отличительной особенностью развития акционерной собственности в России является существенное изменение в последние годы горизонтальной структуры владения совокупным акционерным капиталом, выразившееся в увеличении с 2005 по 2012 гг. доли государства в 2,4 раза при одновременном сокращении доли коммерческих организаций и физических лиц почти в 2 раза.
Следует отметить, что государству принадлежит 50% совокупной величины акционерного капитала, коммерческим организациям – 33,7%, физическим лицам – 3,8%, остальное распределяются между финансовыми компаниями, некоммерческими организациями и муниципалитетами[135].
Акционерные общества с государственным участием появились в ходе приватизации. Приватизационное законодательство (как прежнее, так и действующее) в качестве одного из наиболее распространенных способов приватизации предусматривает преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества (акционирование).
После такого преобразования Российская Федерация, субъект РФ могут не осуществлять дальнейшую продажу акций, сохранить (закрепить) в государственной собственности весь пакет акций общества или его часть либо использовать специальное право на участие в управлении преобразованным предприятием (золотая акция), если этого требуют стратегические интересы.
Другой путь поступления акций в государственную собственность – участие Российской Федерации, субъектов РФ в создании новых открытых акционерных обществ путем внесения государственного имущества в уставные капиталы таких обществ в качестве оплаты акций. При этом вложение «неденежного» публичного имущества является одним из способов приватизации, а инвестирование бюджетных средств, также предполагающее возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставного капитала акционерного общества, находится за пределами приватизационного законодательства и регламентируется бюджетным правом, в частности ст. 80 Бюджетного кодекса РФ.
Среди основных источников роста акционерного капитала, принадлежащего российскому государству, можно выделить следующие:
1. Увеличение уставного капитала акционерных компаний, частично или полностью принадлежащих государству путем прямых бюджетных вливаний, пик которых пришелся на 2009 г. и был обусловлен реализацией антикризисных программ и предоставлением финансовой помощи фирмам в обмен на акции.
2. Создание акционерных компаний со стопроцентным государственным участием в ходе преобразования унитарных предприятий. За 2005 – 2012 гг. было создано 2310 акционерных компаний с совокупным уставным капиталом 295,6 млрд. руб.
3. Приобретение государством в 2005 – 2007 гг. пакетов акций ведущих публичных корпораций страны с целью доведения их до контрольных и блокирующих, позволяющих оказывать влияние на их деятельность, а также акций профильных компаний в целях формирования государственных холдингов в области судостроения, авиастроения, машиностроения.
Характерными особенностями распределения госпакетов акций в 2005-2013 гг. были:
- рост доли компаний, полностью принадлежащих государству;
- уменьшение доли фирм с частичным госвладением;
- сокращение числа государственных акционерных компаний;
- десятикратный рост абсолютных размеров их акционерного капитала за счет пополнения уставных капиталов прямыми взносами из госбюджета в процессе докапитализации;
- создание новых акционерных обществ в ходе преобразования унитарных предприятий;
- приобретение государством акций ведущих публичных корпораций страны. Названные процессы привели к концентрации совокупного акционерного капитала в госсекторе, выразившейся в росте доли государства в акционерном капитале с 20,6 до 50,2%[136].
Таким образом, в настоящее время половина акционерной собственности РФ находится в руках государства.
2. Управление акционерными обществами с государственным участием в РФ.
Управление государственной и муниципальной акционерной собственностью, осуществляется в двух направлениях:
1) Управление принадлежащими государству акциями как ценными бумагами: отчуждение акций путем приватизации; передача акций в доверительное управление; передача акций государственным корпорациям и иным государственным организациям.
2) Управление (участие в управлении) акционерным обществом, его деятельностью путем осуществления прав, удостоверенных акциями.
В рамках реализации государством прав акционера важнейшими формами такого управления являются:
1) право акционера на участие в управлении и получении дохода;
2) участие в совете директоров;
3) использование золотой акции.
Государство в качестве акционера решает следующие вопросы: 1) определяет административный орган, формирующий позицию государства-акционера (организационная функция); 2) устанавливает порядок выработки единой позиции государства-акционера между всеми административными органами (координирующая функция); 3) назначает представителей для участия в общем собрании акционеров (административная функция); 4) оформляет позицию государства-акционера в виде письменной директивы (решения, указания), которая выдается представителю (административная функция).
Наиболее важными документами, регламентирующими деятельность
в этой области, являются Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Важную роль играют также постановления и распоряжения Правительства РФ.
Органами, ответственными за данное направление управления федеральным имуществом, является Министерство экономического развития (департамент корпоративного управления) и Росимущество.
Помимо Росимущества, права акционера от имени Российской Федерации осуществляют более 30 министерств и ведомств. Наибольшее количество предприятий относится к ведению министерства промышленности и торговли (307) и министерства сельского хозяйства (211).
Департамент корпоративного управления разрабатывает политику
в области корпоративного управления и осуществляет координацию и контроль за деятельностью Росимущества по выполнению функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случаях, которые предусмотрены федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об акционерных обществах».
Росимущество осуществляет корпоративное управление по следующим направлениям: формирует методологическую базу для совершенствования стандартов корпоративного управления; разрабатывает инструменты корпоративного управления; занимается отбором и избранием профессиональных директоров в компании с государственным участием; организует акционерный контроль, в том числе через механизм участия в ревизионных комиссиях.
По данным Федеральной государственной информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» (далее - ФГИАС ЕСУГИ) по состоянию на 01.08.2016 в реестре федерального имущества содержится информация о 1593 АО, акции которых находятся в федеральной собственности, в том числе 72 АО в отношении которых используется специальное право «золотая акция» на участие Российской Федерации в управлении обществами.
При этом права Росимущества как акционера ограничены в отношении 858 организаций, в том числе:
- 349 АО - доля государства в уставном капитале АО составляет менее 2%, включая 61 АО, в отношении которых также используется специальное право «золотая акция» на участие Российской Федерации в управлении данными АО (в соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предложения акционера в повестку общего собрания акционеров не принимаются);
- 297 АО - права акционера от имени Российской Федерации переданы иным федеральным органам исполнительной власти и госкорпорациям (например, Минобороны России, Государственная корпорация «Ростехнологии», Государственная корпорация «Росатом» и др.), либо по таким АО заключен договор доверительного управления;
- 150 АО – осуществляются процедуры банкротства в стадии конкурсного производства;
- 48 АО – находятся в стадии ликвидации, реорганизации;
- 14 АО – пакеты акций фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур, приватизированы)[137].
Таким образом, в отчете Росимущества за 2015 г. рассматривается информация в отношении 735 АО, по которым оно осуществляет права акционера в отношении пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации.
Основная цель государства– повышение качества и развитие практики корпоративного управления в государственных корпорациях и акционерных обществах с государственным участием.
Информация о распределении АО в зависимости от размера пакета акций, находящихся в федеральной собственности, представлена в таблице 1.
Таблица 1
АО, находящиеся в федеральной собственности РФ в зависимости от размера пакета акций
Категория пакета акций, принадлежащих РФ | Количество АО | В том числе АО, включенных в ППП | Доля АО от общего количества АО, % | Доля АО, включенных в ППП, от количества АО в каждой категории пакета акций, % | ||||||
| 63,81 | 71,64 | ||||||||
| 6,53 | 29,17 | ||||||||
| 12,38 | 61,54 | ||||||||
| 17,28 | 56,69 | ||||||||
|
|
В таблице 1 представлена информация о количестве АО, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 – 2016 годы» (ППП). Таблица показывает, что доля акционерных обществ, включенных в ППП, составила 65,03% от общего количества АО, что свидетельствует о неуклонном сокращении доли акционерных обществ, находящихся в собственности государства.
Рассмотрим систему управления акционерными обществами с государственным участием.
В России в компаниях, где преобладает государственная собственность, действует в основном двухзвенная система управления. В таких компаниях существует совет директоров и коллегиальный исполнительный орган – правление. Совет директоров осуществляет общее руководство компанией, а исполнительный орган – текущее руководство. Такую структуру имеют все крупнейшие компании с преобладающей долей государства – Газпром, Роснефть, Алроса[138].
Российская Федерация в качестве акционера обладает следующими правами[139]:
– имеет право голоса в общем собрании акционеров по всем вопросам, которые на нем рассматриваются, а если акционерное общество будет ликвидировано, то государство имеет право на часть его имущества;
– получает выписки для лиц, которые имеют право участвовать в общем собрании акционеров;
– получает выписку из реестра акционеров общества у держателя реестра акционеров акционерных обществ;
– имеет информацию о дате проведения общего акционерного собрания;
– вносит предложения в повестку дня акционерного собрания;
– может потребовать созвать внеочередное общее собрание акционеров;
– получает информацию, необходимую для осуществления прав акционера, в том числе право на получение информации о наличии права требовать выкупа обществом акций, принадлежащих Российской Федерации, цене и порядке осуществления такого выкупа;
– право доступа к документам;
– получает отчеты от представителей государства в данных акционерных обществах.